25 вопросов флейтистке Индире Зайдиевой
Не знаете, как заинтересовать ребенка симфонической музыкой (но всегда чувствовали, что это ваш моральный долг)? Сами не прочь приобщиться к высокому, но «Этюд соль минор» Шопена вам пока не заходит? Не расстраивайтесь. Флейтистка Индира Зайдиева объяснит, что делать. Если уж кому и довериться, то ей, солистке камерного оркестра Дагестанской госфилармонии и преподавателю в Школе искусств Мурада Кажлаева для особо одаренных детей. В конце ноября она отправится в Москву для участия в престижном международном фестивале имени Юрия Должикова. Корреспондент «Молодежки» успел пообщаться с Индирой Зайдиевой перед ее отъездом и задал ей двадцать пять каверзных (на самом деле нет) вопросов о флейте, музыке и всём таком.
– Вычитал цитату флейтиста Джеймса Голуэя: «Флейта – это произведение искусства инженерной и ювелирной мысли». А что флейта для вас?
– Моя формулировка проще. Флейта – инструмент, который изменил мою жизнь. Я занималась спортом, планировала стать баскетболисткой. И тут моего младшего брата отдают в музыкальную школу и удобства ради и меня туда записывают. Так я оказалась в музыкальном мире и остаюсь в нем по сей день.
– Почему вы выбрали именно этот музыкальный инструмент?
– Меня поставили перед выбором: контрабас или флейта. Мой педагог, замечательный Александр Федорович Коршунов, посмотрел на меня и сказал: «Она станет флейтисткой». Я ему поверила.
– Во время учебы вы сперва полюбили флейту и оттого начали усердно трудиться или сперва начали усердно трудиться и уже после этого полюбили свое занятие?
– Александр Коршунов привил любовь к музыке с первых занятий. А когда любишь, усердствовать не приходится.
– Вы когда-нибудь плакали, слушая чье-то исполнение, оттого, что оно вас растрогало?
– Когда впервые услышала балет Мурада Кажлаева «Асият». И вы не подумайте, это не я такая плакса. В тот день со мной в зале плакало много зрителей.
– А видели, чтобы кто-нибудь плакал, слушая ваше выступление?
– Однажды 9 мая мы исполняли произведение «Записки Шиндлера». Плакал почти весь зал.
– Качества, без которых человек не может стать музыкантом?
– Нужно иметь хороший слух, точную память, понимание ритма и огонь в глазах.
– Еще одна цитата: «Игра на музыкальном инструменте – это тестирование души». Согласны с этим утверждением?
– Безусловно. Бездушный исполнитель не сможет передать замысел композитора и останется неслышимым для зрителя.
– Что для вас в профессии большая радость?
– В профессии педагога – увидеть горящие глаза ученика. Самому разжечь этот огонь, если его не заметно на первых занятиях. При этом надо помнить, что «горящие глаза» – это не про каждого ребенка, пришедшего в музыкальную школу. Иногда их приводят туда родители против их собственной воли. Не надо им навязывать любовь к музыке. Может, это будущие олимпийские чемпионы.
Ну а в профессии исполнителя радость приходит, когда во время концерта так отдаешься музыке, что забываешь обо всем на свете.
– Удачный концерт в вашем понимании – это…
– Когда композитор говорит: «Спасибо. Вы сыграли блестяще».
– У скрипачей есть скрипка Страдивари – этакий идеальный музыкальный инструмент. А у флейтистов нечто подобное имеется?
– У флейтистов больше выбора. Много мануфактур, мастерских по всему миру. Очень славится Япония, США, Германия. Выбирай — не хочу.
– Что дает вам участие в фестивалях?
– Это общение с новыми людьми. Познание новых произведений, которые появляются каждый год.
– Среди музыкантов распространена зависть?
– Я с завистью не сталкивалась в своем мире. Но слышала, что скрипачи на конкурсах иногда подпиливают друг другу струны.
– Вы когда-нибудь пробовали сами сочинять музыку?
– В детстве. Циклы маленьких детских пьесок, колыбельные, полечки. Со временем забросила это занятие. Но есть ощущение, что, поднакопив еще немного опыта, возьмусь за написание музыки на более серьезном уровне.
– Опишите качества хорошего музыкального педагога.
– Хороший педагог устраняет в себе тирана. Он не наседает на учеников. Он просто направляет их талант.
– Ваша главная цель как педагога?
– Воспитать флейтиста, который будет собирать залы по всему миру. Почему бы нет? (Улыбается). А вообще, первостепенная задача – научить детей профессионально играть на флейте.
– Как заинтересовать ребенка симфонической музыкой?
– Никакого колдовства: нужно просто включать им симфоническую музыку и слушать ее вместе с ними. Если включите, а сами уйдете, это не сработает.
– Какую музыку вы слушали в подростковом возрасте, а какую сейчас?
– В подростковом возрасте в семье всегда звучало радио. Станция «Маяк». Часто играла симфоническая музыка. То, что мы исполняем сейчас, я знала еще с детства. Эта музыка проросла в меня. Поэтому ее исполнение всегда давалась мне легко. А сейчас я слушаю разные направления: от классики до джаза и даже хип-хопа.
– Упаси боже, не Моргенштерна?
– Ну точно не его, это, конечно, грязь и безобразие. Появился такой интересный хип-хоп-исполнитель Джанага. Почему я обратила на него внимание? У меня был ученик, Даниэль Буни, очень талантливый, он сам приносил музыкальные композиции, и мы вместе их разбирали. Такие способные ученики появляются примерно раз в десять лет. Он переехал в Москву и как флейтист работу не нашел. Но поскольку Даниэль разносторонний музыкант, он хорошо играет на нескольких инструментах, Джанага пригласил его к себе в качестве ударника. И мне стало любопытно, что это за хип-хоп-исполнитель такой.
– Есть музыка, которую вы терпеть не можете?
– Что-то, подобное упомянутому Моргенштерну. Там, где появляются грязь и мат, музыка пропадает.
– Каких композиторов слушать человеку, который решил приобщиться к классической музыке?
– Лучше всего начинать с Вивальди, Моцарта, Дебюсси. А также Чайковского и Мурада Кажлаева. Это гениальные композиторы, и их произведения легко поймет человек, который до этого не был замечен за прослушиванием симфонической музыки.
– В Дагестане много людей, понимающих и любящих симфоническую музыку?
– У нас есть свой слушатель. Это в основном наши ученики, а также их родители, бабушки и дедушки. Их немало, и они часто ходят на наши концерты.
– Как думаете, возможно ли, что когда-нибудь приезд в Дагестан какого-нибудь известного флейтиста вызовет такой же ажиотаж, как концерт условного Егора Крида?
– Ажиотаж – нет, но полный зал будет.
– Лучший флейтист в мире? И почему вы считаете, что именно этот человек заслуживает это звание?
– Эммануэль Паю. Он владеет красивым звуком и неимоверной техникой дыхания. К сожалению, на его концертах я еще не была. В Махачкалу он вряд ли приедет (улыбается). Так что придется ловить его в каких-нибудь других городах.
Еще бы я хотела отметить основоположника советской школы флейты Юрия Должикова и его жену Эллу Должикову.
– В чем предназначение музыки?
– Наполнить мир красками.
– И она с этим справляется?
– Безусловно. Не верите – послушайте Мурада Кажлаева.
Руслан Бакидов
Читайте также «Назваться «Иное-иное» и играть очевидное – как-то неправильно»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»