…и что еще нашлось в Хунзахском районе
Если к очажной цепи в доме прикоснется кровный враг, его не только прощали за нанесенное горе, но и оберегали от врагов. Горский быт – это и искусство, и головоломка. Что ни предмет – история и тайные смыслы…
Например, поставец только с виду предназначался для хранения деревянных ложек, вилок и половника, а на самом деле был оберегом дома. Знаки в виде завитушек, спиралей, треугольников и много еще каких геометрических фигур не для красоты – это сакральные символы. Наши предки верили в их магическую силу и нам рекомендовали на всякий случай. И зеркала – вовсе не для самолюбования хозяйки, а для отпугивания злых духов.
Вместе с поставцами в приданое невесте обязательно давали и медные подносы. Чем их было больше, тем завиднее считалась невеста. Эти и другие истории из дагестанского прошлого мы собрали в Хунзахском районе…
Сколько лет Хунзаху, точно никто не скажет: то ли две тысячи, то ли больше. Но здесь уверяют, что первые люди заселили плато еще в каменном веке. Крупным феодальным государством Среднего Дагестана в XVI-XVII веках было Аварское ханство, или нуцальство, а главной резиденцией аварских ханов – селение Хунзах. Власть передавалась по наследству. Усиление центральной власти в Аварии привело к тому, что аварские ханы стали пытаться подчинить себе отдаленные ханства и союзы сельских обществ.
На территории Аварского ханства исповедовали христианство. В археологических экспедициях собрана большая коллекция каменных крестов – маленьких и больших. Рассказывают, что и сегодня при строительстве домов встречаются подобные находки.
Современный Хунзах – это совершенно другая история. Новые парки, скверы, школы, туристы… И сегодня этот район – одно из самых популярных направлений.
Визитная карточка – озеро в Мочохе. Озеро образовалось в результате оползня в 1963 году и в наши дни стало самым доходным местом работы для мочохцев. Это сегодня здесь толпы туристов весь год и местные развернули бурную торговлю. Кажется, купить здесь можно все: от горного чая до папахи с буркой и закусить эмоции шашлычком. Вместе с туристами в аул возвращается молодежь. Зарабатывает. Парят, варят, сдают в аренду коньки, тюбинги, квадроциклы, катамараны…
А не так давно все было по-другому – мало молодежи и много одиноких саклей. И вспоминал аксакал Магомед Исаев, как развлекались во времена его детства. В селе самым горячим увлечением мужчин были бои баранов. Барашку готовили к славе с рождения. И по традиции хозяин победителя забирал поверженного барана. Мясо раздавал, а трофейная шкура превращалась в бурку или папаху. На заседаниях годекана хозяину воинственного барана давали самое почетное место, и так было до результатов следующих боев.
А еще говорят, что маленького горца здесь скакать на лошади учили раньше, чем ходить. А сейчас тоже учат, но уже вставать на коньки.
Ищем в Хунзахе самый старинный дом. Советуют побывать в доме Чупановых. Посмотреть, как жили беки. Изумление при первой встрече. Огромный домище, построенный на скале. Отсюда открывается обзор на часть села. Шаг за ворота – и попадаешь в параллельное измерение. И тут я нисколько не преувеличиваю. Ворота – как портал в прошлое, за которым все другое. И здесь снимали много разного кино.
В старинном доме, построенном в 1864 году, когда-то проживали хунзахские беки, сегодня хранятся тысячи историй. Он – музей и объект культурного наследия.
Дом начальника Аварского округа Али-Клыча Чупанова – пример крупной богатой постройки конца ХIХ века. Открытый двор окружен двухэтажной галереей, такого же большого дома в Хунзахе нет. Два этажа площадью 878 квадратных метров: около 38 метров в длину и 29 метров в ширину.
Двое внуков Чупанова были женаты на дочерях имама Гоцинского, и сам он был частым гостем в доме. Сохранилась комната, в которой он молился. В двадцатых годах прошлого века хозяйство раскулачили. Здесь открыли артель: вязали носки, изготавливали бурки и – отправляли на фронт.
Как рассказывает научный сотрудник музея Шамиль Алиев, музей был основан в 1964 году учителем истории Алибеком Казанбиевым. Говорят, что здесь нашли приют и вещи наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата – их принесли его родственники.
Здесь с гордостью демонстрируют разновозрастные экспонаты, и среди важных – образцы испикской керамики, кстати, потерянное искусство.
Мне больше нравится разгадывать загадки. С виду ничего особенного — деревянная стена-перегородка. Такие разделяли кунацкую от хозяйственной части. А послушайте, что говорят знатоки. Это не просто стена, а самая настоящая домовая книга семьи – цагур. На него наносили все данные о рождении и смерти и всякие узоры, например, древо – символ жизни, изобилия. Спирали, ромбы, зигзагообразные линии – все это элементы из глубокой древности, этим узорам придают особое значение и верят в их магическую силу.
Говорят, что в день зимнего солнцестояния на вершине аула зажигали костры. Огонь по-аварски звучит как «цIа». Так аул и стали называть – Цада. И все дороги в нем ведут к дому Гамзата Цадасы. Когда-то в этой сакле звучали знаменитые аварские голоса известных поэтов Гамзата Цадасы и его сына Расула Гамзатова, отсюда на фронт ушли сыновья Гамзата. Сегодня семейный дом – литературно-мемориальный музей Гамзата Цадасы.
Здание построено в традиционном стиле горской архитектуры с хозяйственным первым этажом и жилым вторым. Первый этаж – это две маленькие комнаты, коридорчик и открытая терраса с глинобитными полами, обмазанными синей глиной (первый этаж не подвергался реставрации и сохранен в том же виде, как при жизни Гамзата Цадасы). В одной из комнат расположен горский глинобитный очаг, интерьер и быт того времени отражает скромный образ жизни горцев, в другой – молельная комната. Отсюда, с балкона дома, во все стороны вид на аул Цада. И здесь точно сошлись прошлое и настоящее.
Малика Курбанова
Читайте также «Кстати, Дагестан – это страна водопадов. Вы не знали?»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»