…они очень этого хотят»
В Махачкале со 2 по 6 декабря прошел Большой детский фестиваль, который в качестве художественного руководителя приехал открывать Сергей Безруков. В первый день фестиваля он дал пресс-конференцию, а после, на сцене Русского театра, показал все, что умеет большой артист. В спектакле «Маленький принц» Безруков читал текст, отыгрывал голосом персонажей культового произведения Антуана де Сент-Экзюпери, а также взаимодействовал с аудиторией: пришли как дети, так и родители. Фестиваль только начинался, и впереди было много интересного. Мы там были, но вас не видели. Поэтому – рассказываем.
«Маленький принц» всегда с тобой – основной лейтмотив не только пресс-конференции, но и всего Большого детского фестиваля (БДФ). Сохранить в себе сострадание к близкому, умение пронести детскую веру в человека и наивность (которая на самом деле – мудрость) во взрослый мир с его проблемами и переживаниями — главная задача. Вот, собственно, все то, что нужно знать о произведении «Маленький принц»,
– ответил Сергей Безруков на вопрос журналиста о том, что во взрослом возрасте не совсем понятно, о чем все-таки повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери.
По мнению народного артиста России, если каждый родитель будет об этом помнить, то ему будет проще разговаривать со своим ребенком. «Спуститесь в песочницу к детям. Они очень этого хотят», — призывает Безруков и добавляет: с молодыми людьми нужно разговаривать. На разных языках. В том числе и посредством театра, который, как известно, первая ступень знакомства ребенка с искусством.
Актер отметил, что фестиваль как раз и ориентирован на большой разговор с ребенком, без нравственных камертонов и ангажированной этики. Так, чтобы найти отклик. И постараться никогда его не терять. Неважно, на какой планете или астероиде ты находишься. В конце концов, мы в ответе за тех, кого приручили.
А совесть…
Совесть – присутствие Бога в человеке. Наличие категорического императива.
Типа мы
Программа фестиваля включала в себя проведение порядка 20 мероприятий на шести площадках. В том числе: насыщенная кинотеатральная афиша, встречи с детскими писателями, мастер-классы и тренинги для детей – учащихся творческих студий, а также лаборатория для молодых режиссеров.
К слову, две команды молодых режиссеров, приглашенных в Махачкалу, работали над эскизами постановок, посвященных единой теме – буллингу. Итогом работы молодых ребят стали показы по пьесе Анны Сафроновой «История бабушкиных писем, рассказанная Эльсой, которой почти 8 лет» (режиссер Юлия Каландаришвили) и Ислама Ханипаева «Типа я. Дневник суперкрутого воина» (режиссер Филипп Гуревич).
К последнему эскизу было приковано особое внимание.
Все-таки Ислам Ханипаев – дагестанский автор, обласканный критикой и вниманием больших книжных премий. С указанной выше повестью Ханипаев стал лауреатом литературной премии «Лицей», финалистом литературных премий «НОС», «Национальный бестселлер» и «Ясная поляна» (в последней также победитель в номинации «Читательское голосование»).
Забегая вперед, скажем, что эскиз повести вызвал живой отклик (вплоть до слез как во время выступления артистов, так и после – во время последующей пресс-коференции) у аудитории, которая пришла в Русский театр его посмотреть.
Кто не знаком с творчеством Ханипаева и не читал книгу, дадим беглый набросок произведения.
«Дневник суперкрутого воина» — это дневник, написанный от лица восьмилетнего мальчика Артура. Его мать умерла два года назад, отец — бросил. Теперь Артур живет в приемной семье и мечтает стать суперкрутым воином. Почему? История проста как мир, вернее, как любой школьный мир – мальчик подвергается травле, буллингу, у него практически нет друзей. Есть только новая семья, к которой ему тяжело привыкнуть. Подсознание Артура находит выход – он придумывает воображаемого друга, Крутого Али, который, по сути, заменяет ему отца и дает советы в трудных жизненных ситуациях. Мальчику кажется, что взрослые его обманывают, да и вообще все обманывают, а значит, весь мир против него.
Артур решает найти своего отца, попутно попадая в нелепые ситуации (в том числе и благодаря Крутому Али), но в итоге находит не только отца, но и друзей, настоящую семью и правду… Что иногда даже важнее.
Как в себя прийти, чтобы к себе прийти? В ответе на этот вопрос, в принципе, и есть суть эскиза и повести Ханипаева.
Слово пацанам (и не только)
Показ эскиза лег, как говорится, на злобу дня. Это отметили и приглашенные театральные критики после окончания показа.
Возможно, вот такого рода спектакли могут помочь достучаться до подростковой аудитории, разбудить в них эмпатию, сострадание и человечность. В Дагестане, где проблема детского буллинга всплывает очень часто, это нужно минимум как еще один способ повлиять на молодежь. Примеры детской агрессии, жестокости, травли в дагестанском обществе всегда на слуху, быстро становятся достоянием общественности. Вспомните новостную повестку прошлой недели. Две девочки, которые избили свою сверстницу вблизи учебного заведения, и подросток-школьник, который вымогал деньги, бил и унижал ребенка намного моложе себя.
На представлении было мало детей и подростков, а жаль. Потому что сам текст повести, игра актеров и камерность спектакля предполагали подачу материала о недопустимости буллинга очень простым и понятным языком. Понятным для всех. А это подкупает. Особенно тех, кто первый раз на такого рода показах.
Дагестанские ребята — это не только про маскулинность и мужественность, уличное и спортивное братство (в котором так живо сейчас откликается и правда очень хороший сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте»), но и про сопереживание, уважение к слабому и тот самый сабур.
Кажется, что эскиз по повести Ислама Ханипаева может это доказать. В любом случае «Типа я. Дневник суперкрутого воина» делает очень крутую вещь – говорит с молодыми людьми на их языке.
Как отмечал Сергей Безруков в ходе пресс-конференции, специальная комиссия будет решать, взять ли эскизы в репертуар Русского театра. Сложный выбор и одновременно — легкий.
Тимур Магомаев