Помните известный номер дагестанских кавээнщиков про Государственный театр оперы и борьбы? Ребята шутили, что в Дагестане ты либо борец, либо женщина. Предлагаю официально оставить бородатый прикол в прошлом, потому что в республике работает 12 государственных театров. За этой цифрой невероятное количество людей, которые каждый день в своей голове и на сцене проживают жизнь самых разных персонажей мировой драматургии. За этой цифрой не только актеры, но и режиссеры, художники, хореографы, костюмеры, гримеры, билетеры, монтировщики сцены… За этой цифрой — зрители, которые ходят на любимые спектакли, ждут премьер и немножечко грустят, когда театральный сезон подходит к концу. Последняя полоса «Молодежки» всегда пестрит театральной афишей, но, вероятно, летом анонсов спектаклей станет меньше. В начале июня коллективы начнут объявлять о перерыве показов до самой осени. Поэтому мы пошли в театры Махачкалы и попросили их руководителей рассказать, чем запомнился уходящий театральный год, и каких спектаклей дагестанским зрителям ждать в новом сезоне.
Русский театр им. М. Горького
99-й театральный сезон закрывается в Русском театре им. М. Горького 2 июня спектаклем «Остров женщин» по поэме Расула Гамзатова. После коллектив делает вид, что уходит в отпуск, а на самом деле — готовится к празднованию векового юбилея.
«Подготовку к этому грандиозному, масштабному празднику театрального искусства мы, конечно, начали уже давно, — рассказывает директор учреждения Тимур Магомедов. — Под эгидой юбилея мы уже выпустили ряд спектаклей. Юбилейный год отсчитывается с начала 2024-го, и символично, что наша круглая дата совпала с годом юбилея со дня рождения Александра Пушкина. Приглашенный режиссер Пати Махачева поставила спектакль по мотивам его “Каменного гостя”».
Вернулась в репертуар пьеса из золотой коллекции театра – комедия «Ханума» В. Константинова и Б. Рацера, написанная по мотивам произведения грузинского автора А. Цагарели.
«”Ханума” в Русском театре игралась с 2001 года. Наши зрители до сих пор вспоминают невероятную актерскую игру Инессы Курумовой, которая тогда исполняла главную роль. Почти два десятилетия спектакль собирал аншлаги. Но с премьеры прошло много лет. Некоторые замечательные актеры, к сожалению, за это время ушли из жизни. А большинство просто выросло из своих ролей. Восстанавливать старую версию с новым составом уже не было смысла. Пару лет назад мы приняли волевое решение закрыть спектакль, чтобы сделать новый. В этом сезоне мы вернули зрителям «Хануму», но в совершенно неожиданном виде. Это абсолютно иной взгляд режиссера Дениса Малютина. Начиная от музыкальной составляющей, заканчивая смыслами, которые он вложил в постановку. Так что наши зрители поделились на два лагеря — одним очень понравилось, другие явно ожидали увидеть классическую версию. Но в этом и прелесть театра. Это живой организм, который меняется, удивляет, вызывает споры и эмоции», — говорит Тимур Магомедов.
Новый сезон откроется в октябре. Известно, что зрителям в промежутке с осени этого года до лета 2025-го представят премьеру спектакля «Пассажирка» по повести Зофьи Посмыш. Уже скоро к постановке приступит главный режиссер театра Скандарбек Тулпаров. В известных планах и спектакль по пьесе французского классика-абсурдиста Эжена Ионеско «Король умирает». Над материалом будет работать режиссер Дмитрий Павлов.
Остальные премьеры, в том числе название новогодней сказки, в театре пока держат в секрете. «Но могу сказать, что наших зрителей ждет много-много приятных сюрпризов, — делится Тимур Магомедов. – Юбилейный сезон мы начнем грандиозно — с фестиваля «Русская сцена». Ведущие российские коллективы приедут к нам и покажут свои лучшие работы. В течение года мы проведем и II Северо-Кавказский культурный форум. Это не только престижно, но и полезно. В том числе для остальных театров и других культурных учреждений в регионе».
Образовательная деятельность в Дагестане для Русского театра им. М. Горького — миссия не новая. В стенах Русского когда-то родились национальные коллективы. А теперь театр делает акцент и на развитие молодежи. Тимур Магомедов анонсирует набор в детскую театральную студию. Между прочим, она будет работать на недавно созданной третьей сцене — экспериментальной. Все подробности учреждение объявит предстоящим летом. В ближайшее время коллектив отправится в большой гастрольный тур. Лучшие работы покажут зрителям Калуги, Иваново, Тюмени и Москвы.
Аварский театр им. Г. Цадасы
Если вы хотите услышать красивый аварский язык, театр на улице Пушкина, 1 — лучшее место для этого. Поклонников у национального коллектива много. Аварские зрители обожают свою культуру и активно ее поддерживают. Правда, Магомед Бисавалиев, директор Аварского театра, уверен, что труппе есть куда расти.
«У нормальных творческих людей должно быть святое чувство недовольства собою, иначе мы успеха не достигнем», — говорит он.
В этом сезоне актеры были заняты в постановке Ибрагима Муртазалиева «Аварский годекан».
«Это спектакль о былых временах. О том, с чего начинался Аварский театр, — поясняет Магомед Бисавалиев. — Историю со сцены рассказывает наш старожил, любимец публики Гусейн Казиев. В хронологическом порядке под его рассказ идут фрагменты спектаклей, которые в разные времена оставили след в нашей истории».
Предполагаю, в процессе подготовки «Годекана» актеры и режиссеры вспомнили много интересного. Например, в этом году реконструировали спектакль «Вдовушка», который шел на сцене Аварского театра в 80-е годы и в начале 90-х. Комедию написал кумыкский драматург Магомед-Султан Яхьяев. Режиссер новой постановки — Магомед Нурмагомедов.
Драматургия дагестанских авторов — это почти всегда поучительные истории. В них часто фигурируют прекрасные невесты, нерадивые мужья или коварные свекрови. Вот и здесь семейные неурядицы и забавные ситуации, в которых порицаются человеческие пороки. А посмотреть на себя со стороны — что может быть интереснее?
Есть в Дагестане и постановки, которые любят во всех национальных театрах. Например, комедию «Бунт невесток» Саида Ахмада можно увидеть на табасаранском, азербайджанском и кумыкском языках. В эти дни премьера готовится и в Аварском театре, вторым ее показом сезон и завершится. Что особенно интересно — ставит спектакль режиссер из Кумыкского Заур Алиев. Такая вот сценическая дружба дагестанских народов.
Гордится Аварский театр в уходящем сезоне новыми творческими связями и с другими национальными театрами страны.
«За всю девяностолетнюю историю Аварского театра мы впервые вошли в федеральную программу «Большие гастроли». Обменные показы состоялись с Салаватским государственным башкирским драматическим театром. Они привозили к нам свои спектакли, и мы к ним поехали в конце апреля. С большим восторгом нас приняли. После мы получили новые предложения по обменным гастролям и от других театров», — вспоминает Магомед Бисавалиев.
В отпуск Аварский театр уйдет 15 июля, но до этого коллектив отправится в тур по горным и низменным районам республики. Люди в аварских селах с нетерпением ждут уже полюбившиеся постановки и новые работы. К сентябрю учреждение откроет двери вновь, чтобы школьники и студенты с первых дней учебы имели возможность соприкасаться с родным языком и культурой. Официальное открытие театрального сезона назначено на октябрь.
В новом театральном году Аварский театр обратится к национальному классику Абасил Магомеду. Художественный руководитель театра режиссер Магомедарип Сурхатилов поставит уже вторую его трагедию — «Камалил Башир».
«Эта история по легенде аварского народа. События происходят в XV веке. В 70-е годы спектакль шел на сцене театра и имел большой успех», — отмечает Магомед Бисавалиев.
Кумыкский театр им. А.-П. Салаватова
Имя Дениса Малютина еще до русской «Ханумы» впервые прозвучало в Дагестане с постановки Кумыкского театра «Кот в сапогах». Несколько лет назад Малютин был главным режиссером Молодежного театра Алтая и Театра драмы Уссурийского городского округа, а до этого сыграл более 50 ролей на сцене Новосибирского академического молодежного театра «Глобус».
Заведующий литературной частью Кумыкского театра Багаутдин Аджиев говорит, что малютинскую версию «Кота в сапогах», которая была поставлена для детей к Новому году, должен посмотреть каждый. «Очень яркий спектакль. А еще и классика. Ее нужно знать и видеть всем», — говорит он.
Вторую премьеру сезона тоже выпустил Денис Малютин. Это легкая французская комедия положений «Ужин дураков» Франсиса Вебера.
Закрытие сезона назначено на 29 июня. Под занавес новый спектакль «Квартет для души» Георгия Хугаева поставила режиссер Марина Карпачева. Премьера состоялась в прошедший четверг. «Только на первый взгляд комедия», — говорят про эту постановку. Герои спектакля — смешные добрые старики, которые на склоне своих лет философствуют о жизни. Уже не в первый раз режиссер обращается к теме одиночества людей, оказавшихся в финале жизненного пути.
Описание «Квартета…» перекликается с «Игрой в Джин» Дональда Ли Кобурна, которую Марина Карпачева не так давно поставила в Русском театре. Интересно, какие психологические грани в этой теме ей удалось нащупать теперь?
В конце этого сезона Кумыкский театр выступил на Международном фестивале тюркских народов «Науруз» в Казани. Драма «Пегий пес, бегущий краем моря» по повести Чингиза Айтматова вошла в пятерку лучших спектаклей конкурсной программы. Эту постановку для Кумыкского театра в 2022 году создавал режиссер из Литвы Линас Мариус Зайкаускас.
К следующему сезону, который откроется в октябре, театр готовит спектакль «Айгази» Алим-Паши Салаватова. Более 70-ти лет он был визитной карточкой театра. Теперь директор и режиссер Скандарбек Тулпаров планирует поставить новую версию кумыкской классики. Приглашен в новом сезоне в Кумыкский театр осетинский режиссер Гиви Валиев. Он поставит драму «Фатима» по поэме своего земляка Коста Хетагурова. Режиссер уже работал над этим материалом в родном Северо-Осетинском театре им. В. Тхапсаева, но в качестве «постановщика боев». Обещают зрителям и комедию «Многоженец» по пьесе Атава Атаева. Кроме того, в Кумыкском театре анонсируют тематическую постановку к юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
Лакский театр им. Э. Капиева
Лакский театр — место, где удивительным образом уживаются два языка (практически все спектакли есть в двух версиях — на русском и на лакском). В 89-м театральном сезоне коллектив показал новый спектакль «Мой бедный Марат» Алексея Арбузова в режиссуре Руслана Ларина.
«Постановка приурочена к юбилейной дате — Дню полного освобождения Ленинграда от блокады, — рассказывает главный режиссер Лакского театра Аслан Магомедов. — Зрители очень хорошо принимают этот спектакль. Сейчас он прошел отбор на Всероссийский фестиваль «Гибрид» в Каменске-Уральске, который начнется 1 июля».
Сам главный режиссер в этом сезоне восстановил свой спектакль «Дом Бернарды Альбы» по произведению испанского поэта и драматурга Ф. Г. Лорки.
Лакский театр много путешествовал. Спектакль «Последняя цена» по произведениям Расула Гамзатова режиссера Дмитрия Павлова побывал на гастролях в Казани и Назрани. Успехом он пользовался не только у зрителей, но и театральных критиков на фестивале «Театральная осень» в Саранске, организованном петербургским Театром-фестивалем «Балтийский дом». А еще «Последняя цена» стала одним из событий Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ.
В гостях принимали Театр-фестиваль «Балтийский дом» и Кабардинский государственный драмтеатр. В следующем сезоне, который стартует 1 октября, в гости ждут Костромской театр им. А. Островского. Большинство гастролей — обменные.
По словам Аслана Магомедова, в 90-м театральном сезоне планируют выпустить пять новых работ: «Васалам-Вакалам» по произведениям М. Аминова, «Материнское сердце» Ч. Айтматова, «Черный день» С. Касумова, «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони, «Предание о белой равнине» Р. Башаева.
Театр оперы и балета
В Театре оперы и балета говорят, что сказка «Веселый светофорчик» — одна из главных работ, представленных в этом сезоне. Спектакль советуют посмотреть детям, потому что он о правилах дорожного движения и культуре поведения на дорогах.
В феврале в театре прошла премьера оперы Наби Дагирова «Клинок Базалая», но в концертном исполнении под управлением дирижера Натальи Макеевой.
Творили на сцене и волшебство. К столетию со дня рождения Расула Гамзатова зрители посмотрели музыкально-драматический концерт «О тебе я думаю». Над постановкой работал приглашенный режиссер Дмитрий Павлов.
«Это был уникальный проект, потому что в Дагестане впервые услышали академические произведения, написанные на стихотворения Расула Гамзатова, — рассказывает главный хормейстер и дирижер Театра оперы и балета Эмилия Шихрагимова. — Мы расширили границы его поэзии. Несколько хоров были даже написаны специально для проекта петербургскими и дагестанскими композиторами».
В следующем сезоне в Театре обещают новую оперу А. Моцарта «Свадьба Фигаро» и новый балет «Сказания о любви». А занавес опустится в июле и будет закрыт примерно до середины осени.
Театр кукол
Театр кукол бьет все рекорды дагестанских коллективов по географии странствий. В этом сезоне кукольники поехали не только в Ставропольский край и Сыктывкар, но и в китайский Цюаньчжоу.
В Китае проходил Международный кукольный фестиваль, в котором принимали участие театры из 20-ти стран. Дагестанцы представили «Дюймовочку» Г.-Х. Андерсена.
Как они успели — неизвестно, но зрителям на родине показали множество новых спектаклей: «Кота в сапогах» Ш. Перро, «Принцессу на горошине» Г.-Х. Андерсена, «Хочбара» по мотивам произведения Р. Гамзатова, «Времена героев» по эпосам народов Дагестана и «Сказку о Золотом Петушке» А. Пушкина.
В следующем сезоне в планах Театра кукол «Сказка о Царе Салтане» А. Пушкина, «Русалочка» Г.-Х. Андерсена, «Мамины сказки» Н. Алидес, «Двенадцать месяцев» С. Маршака. Также в репертуаре появится «Тигр на улице» Д. Хармса и спектакль о правилах дорожного движения.
Анжела Гасанова