Пока одни читатели «МД» отрываются в клубах под электронную музыку и современные ритмы, другие в камерной обстановке слушают музыку классическую. Вот мой любимый герой Терри Пратчетта патриций Витинари слушать музыку не любил. Считал, что любое исполнение лишь портит замысел композитора. Поэтому музыку он читал. В нотных тетрадях.
А знал бы он нашу Сабину ЮСУПЖАНОВУ, читал бы музыку по ее текстам. Я как будто на концерте побывал.
Концерт лауреатов международных конкурсов Ильи Гайсина (скрипка) и Дианы Увайсовой (фортепиано) на сцене Кумыкского театра стал событием республиканского масштаба. По моим ощущениям, зрители были в восторге.
Публика словно оказалась на разных спектаклях, где главными и единственными актерами были скрипка Гайсина и фортепиано Увайсовой. Концерт стал путешествием по различным странам и эпохам развития скрипичной музыки от барокко до импрессионизма. Перед исполнением каждого произведения скрипач ненавязчиво и доступно рассказывал об истории его создания.
Концерт начался Четвёртой скрипичной сонатой И. С. Баха. Медленный и размеренный характер музыки сменялся стремительным и быстрым движением. Каждый пассаж, украшение и движение смычка доносили до зрителя художественный образ эпохи барокко, но исполнение Гайсина освежало старинную музыку.
Открытием скрипичного вечера было Адажиетто из Пятой симфонии Густава Малера в переложении для скрипки и фортепиано молодого композитора Алексея Курбатова. Для сохранения оригинальной тональности произведения применяется прием скордатуры – перестройки струны соль на звук фа. В симфонии Малера Адажиетто является третьей частью и исполняется струнным оркестром в сопровождении арфы. В прочтении Алексея Курбатова оно становится самостоятельным произведением, своеобразным романсом для скрипки и фортепиано. Удивительная прозрачность и плавность звука Ильи Гайсина создавали потрясающую атмосферу в зале.
Незабываемым для зрителей стало виртуозное исполнение «La Сampanella» из Второго скрипичного концерта Никколо Паганини. Завороженные игрой мастера, слушатели наслаждались бессмертной музыкой, наполненной солнцем Италии.
Каждое произведение этого концерта – потрясение и открытие для слушателей. Неизгладимое впечатление оставили и философская глубина Восьмой сонаты Бетховена, и романтическая страстность Интродукции и Рондо каприччиозо Сен-Санса.
Завершала концерт рапсодия «Цыганка» Мориса Равеля. Началось произведение с продолжительного соло скрипки, к которому затем присоединилось фортепиано. Словно единый организм, две партии сложились в одно целостное движение к драматической кульминации. Народные цыганские мотивы, ритмы и характеры музыки напоминали крупные мазки на полотне художника и создавали выразительный образ.