Я ваш современник,
я видел страдания и мучения войны, я пережил это,
я был рядом с вами.
Дмитрий Шостакович
К 72-й годовщине окончания Великой Отечественной войны Дагестанская государственная филармония им Т. Мурадова организовала Концерт-мемориал, в котором приняли участие камерный оркестр под управлением Зарифы Абдуллаевой, вокальный ансамбль «Возрождение», женский хор Махачкалинского музыкального училища имени Г. Гасанова (руководитель Наталья Макеева), Ксения Балкова-Мышляева (скрипка), Светлана Мусаева (сопрано).
Концерт «Памяти жертв фашизма и войны» оказался незабываемым драматическим действом. Исполнители и слушатели отошли от привычного ритма классической концертной программы, которую не прерывали ни аплодисменты, ни объявления следующего произведения. Смены эпизодов обозначали стихи в исполнении ведущей концерта Ирины Нахтигаль. Благодаря этому, концерт стал единым произведением с выстроенной сюжетной линией, словно фильм с конкретными образами, смыслами и героями, где стихи и музыка передают всю боль этого ужасного времени и приводят зал к единому порыву человеческой скорби по погибшим. Лирическое начало концерта плавно перешло в трагическое продолжение с философскими подтекстами и описаниями реалий войны и завершилось на светлой и, в то же время, скорбной ноте – стихотворением Роберта Рождественского.
«Элегия»
Концерт содержал разнообразные по стилю и жанру музыкальные произведения, объединённые идеей эмоционально дополнить повествование о судьбе человека, неразрывно связанной с трагическими событиями эпохи. Открыла программу «Элегия» Эдварда Элгара в исполнении камерного оркестра. Будто солнечный свет, играющий на снегу, музыка погрузила слушателей в созерцание светлой грусти и осознание необратимости всего ужасного, что было в истории человечества. Война затронула каждого жителя нашей страны. И наши земляки воевали, отдавали жизнь за Родину, а в дагестанских аулах их ждали жёны, сёстры, дети… Ждали и верили!
Пьеса-размышление Наби Дагирова «Думы горянки» поддержала элегический тон и тему тяжелых раздумий, ожиданий человека, которого окутали оцепенение и страх, обогатив общее настроение дагестанскими народными интонациями.
«Баллада о военных лётчицах»
В неожиданной интерпретации прозвучала «Баллада о военных лётчицах» Е. Крылатова на стихи Е. Евтушенко, знакомая по сольному варианту с гитарным сопровождением в бардовском стиле. Слушателям концерта представилась уникальная возможность познакомиться с переложением этого произведения для хора и двух солистов в сопровождении фортепиано. «Погибшие в небе за родину становятся небом над ней» — эти слова «Баллады» о судьбах юных лётчиц, отдавших жизнь ради будущего, невозможно слушать без слез. Самопожертвование ради других людей – это феномен человеческой психологии, ведь человек жертвует самым дорогим, что у него есть — собственной жизнью. А главное, даже до ужаса боясь смерти по своей физической природе, человек идёт на это, потому что осознает всю важность этого решения.
Монограмма гения
Трагическая Камерная симфония «Памяти жертв фашизма и войны», написанная Дмитрием Шостаковичем в начале шестидесятых, остаётся на века музыкальной летописью войны. Это автобиографическое произведение, пронизанное музыкальной монограммой композитора DSCH и наполненное авторскими цитатами, воспринимается как послание композитора: «Я ваш современник, я видел страдания и мучения войны, я пережил это, я был рядом с вами». Трудно передать остроту впечатлений от музыки такой драматической силы.
«Как будто солнце убили…»
Плачи Г. Седельникова «Солдат мой, солдатик» стали настоящим открытием для слушателей. В зале приглушили свет, световые пушки осветили тринадцать выходивших друг за другом солистов, поющих свой определённый мотив: это народный плач, строчки из молитв. Соединяясь воедино, темы образовали необычное алеаторическое звучание. Молитвы, плач матерей, соединяясь вместе, напоминали предсмертные крики гибнущих на войне людей. Всё это будто врезалось в сердца слушателей, внушая животный страх перед беспощадностью войны и неизбежностью потерь. Завершалось произведение постепенным уходом солистов в обратном порядке и лишь жалобным плачем одинокого женского голоса: «Как будто солнце убили. Как будто небо убили…» После такого «потрясения» от приемов алеаторики следовала «Ave Maria» Джулио Каччини – музыка, наполненная светом, она словно говорит о памяти, о смирении и успокоении всех, кто не вернулся с поля боя.
Жертвам холокоста посвящается
Скрипичная пьеса Джона Уильямса из к/ф «Список Шиндлера» завершала концерт. Прекрасную мелодию произведения нельзя не связать с сюжетом самого фильма. Эта музыка – скорбное напоминание о жертвах холокоста, массовых истреблениях ни в чем не повинного народа, а также о надежде на спасение.
Концерт стал одним из ярких событий мая. И посыл, который он нес в себе, был злободневным и, в то же время, вечным. Каждый из нас должен помнить про истребления целых народов, про самопожертвование наших предков, про то, что война – это ужас, несущий смерть и разрушения, плач и потери. Очень важно, чтобы память о жертвах войны никогда не исчезала из сознания людей.
Сабина Юсупжанова