Книжная ярмарка «Красная площадь» протянулась от Государственного исторического музея до храма Василия Блаженного. Четыре дня, пока она проходила, книголюбы боролись с непогодой. Солнечная погода сменялась то дождем, то градом. Корреспондент «МД» пробовала продавать книги, слушала шутки книголюбов и вместе со всеми сопротивлялась непогоде.
От «Шантарама» до «Темир-Хан-Шуры»
На Красную площадь я отправилась с особой филологической радостью: всё-таки на этот раз сюда люди идут не на парад бронетехники, не за одеждой и бургерами, а за книгами.
На стендах издательств представлены лучшие новинки. «Шантарам» и Дину Рубину разбирают активнее нон-фикшн, но покупают и краеведческую литературу, и историческую: «Дербенд-наме», «Темир-Хан-Шура».
Из шатра «Художественной литературы» доносятся звонкие голоса – идет викторина для желающих проверить свои знания русского языка и литературы.
— Книги лучше, чем танки!
— Лучше даже, чем чемодан «Луи Виттон», когда-то здесь стоявший!
— Книги сильнее гидрометцентра!
Так шутят посетители шатра «Художественной литературы», не скрывая радости. Шуток о книгах и о погоде много.
Павильон «Нон-фикшн» более академичен – здесь ведутся серьезные разговоры о литературе, покупатели обсуждают с издателями новинки, изучают книжную продукцию. Здесь много исторических хроник, книг о НКВД, архитектурных изданий. Одним словом, рай для серьезного исследователя. Пару интересных книг нашла для себя и я – об интернациональном терроризме и о русской нации.
А вот и самые уютные павильоны – «Регионы России». Здесь много краеведческой и исторической литературы, фольклора, биографических книг и очерков, чувствуется национальный колорит.
Кавказский угол
В день рождения Пушкина праздник и у кавказских издателей – погода немного наладилась, и к ним пришло много посетителей. У стенда Республики Дагестан не бывает передышки. Художник и автор Марат Гаджиев, едва переводя дух, рассказывает о книгах, авторах и самой республике. Я неназойливо помогаю ему, параллельно наблюдая за публикой.
— Купить тебе альбом с фотографиями нашей республики? — спрашивает московский дагестанец свою коллегу из Гагаузии.
— Это фотоальбом известнейшего в Дагестане фотографа Камиля Чутуева, – начинаю рассказывать я. – Он представитель творческой фотографической династии, которой более ста лет, и никто пока лучше них не представил красоты Дагестана.
— Я сам родом из Гуниба, а вырос в Махачкале, но редко там бываю, а тут вы с фотоальбомами, приятно.
— Кулинарное путешествие по Дагестану? А где рецепты? Когда выпустите рецепты? – интересуется светская пожилая женщина.
По соседству расположилось издательство Марии и Виктора Котляровых. У стенда Мария с дочерью. В большой серии книг «Кавказ» — буклеты, краеведческая и историческая литература, этнографические очерки. Продукция этой русской семьи, владеющей небольшой типографией в Нальчике, поражает разнообразием, а сами Котляровы располагают к себе открытостью и доброжелательностью.
Рядом стенд Чеченской Республики. Продукцию ФГУП «ИПК «Грозненский рабочий»» представляют Таита и Анзор, которые постоянно улыбаются. «А мы еще и поем! А еще я стихи читаю!» – говорит Анзор и сходу декламирует небольшую стихотворную пародию.
Навестив соседей, возвращаюсь к дагестанскому стенду и говорю Марату: «Такое ощущение, что мы на Кавказе, а не на Красной площади. Наш кавказский угол — самый уютный и душевный!» Тем временем к нам подходит Хвича Циклаури, директор по продажам издательства «Розовый жираф», и начинается обмен дагестанскими и грузинскими шутками.
Джон Эмерич, филолог из Нью-Йорка, покупает для друга, интересующегося Кавказом, книгу о кубачинских мастерах. Заинтересовавшись книгой Марата «Соль» и пообщавшись с автором, приобретает и ее. «Я рад, что сегодня моя последняя авторская книга досталась этому человеку», — говорит Марат.
Поэзия любви и вдохновения
На сцене «Амфитеатра», тем временем, бушуют страсти. Актриса Елизавета Арзамасова и режиссёр Максим Колосов целый час согревают озябших зрителей, рассевшихся на пуфах перед сценой, стихами о любви. Хрупкая Арзамасова в тонком кремовом платье выглядит, как воплощение романтичности. Она открывает представление стихотворением Роберта Рождественского «Всё начинается с любви». Максим Колосов подхватывает тему и читает другое стихотворение знаменитого поэта-шестидесятника: «Хотя б во сне давай увидимся с тобой!» Далее перед зрителями проходит образ ахмадулинской женщины в лиловом, звучит «Письмо к женщине» Есенина и цветаевское «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…».
Затем публика перетекает к главной сцене, где актеры МХТ имени А. П. Чехова читают стихи и поэмы Пушкина. Кто-то в толпе восклицает: «Браво! Браво!», кто-то просто повторяет вслед за артистами любимые с детства строки: «У лукоморья дуб зеленый…».
Программу, посвященную дню рождения Пушкина, завершает концерт «Пушкин-гала» — проект театра «Геликон-опера». Звучат арии и дуэты из опер русских композиторов на знаменитые пушкинские сюжеты. Чайковский, Мусоргский, Глинка, Рахманинов, Римский-Корсаков.
«Москва может быть такой! Культурной! Воодушевленной!» — завершаю я прямой эфир в «Фейсбуке» и прощаюсь с Маратом: «До сентября, увидимся на книжной ярмарке на ВДНХ!»
Мария МАЛОВА