1845г. Очередной набег Хаджи-Мурада на царское укрепление в Темир-Хан-Шуре и переполох, вызванный им в императорском дворе…
14 апреля 1849 г., около полудня, партия в 800 человек под предводительством Хаджи-Мурада и Мусы Балаканского, притаившись недалеко от Шуры, у Муслим-аула, ожидала более позднего времени, чтобы ворваться в укрепление и разграбить армянские лавки. В это же время были посланы 5 всадников на разведку. Во избежание подобных неожиданностей кругом укрепления в Шуре всё время выставлялись секреты (военные наблюдательные сторожевые посты. – У. У.) из охотников, стрелков гарнизона. И вот на один из секретов наткнулись разведчики Хаджи-Мурада, которые были встречены выстрелами. В ходе кратковременной перестрелки из разведчиков отряда Хаджи-Мурада погиб один человек, остальные поспешно скрылись…
Секрет, сняв седло с убитой лошади, вернулся к укреплению, где на юго-восточной части бастиона его ждал начальник, майор Кендержинский, прибывший сюда, услышав звуки выстрелов…
Разобравшись в сложившейся обстановке, майор приказал подчиненному вернуться в поле и соединиться с другим секретом по направлению к Кафыр-Кумуху, а сам остался на бастионе с 30 патрульными…
Между тем, Хаджи-Мурад, отобрав из своей партии 300 самых отчаянных храбрецов, приблизился к укреплению, увидев выходящего из укрепления секрета, преследовал его до рва, убил его и еще 4 человека. Добравшись до рва, Хаджи-Мурад приказал своим мюридам следовать за ним и первым бросился на восточную часть укрепления. Здесь, встреченные выстрелами команды, охранявшей укрепление во главе с майором Кендержинским, горцы уклонились в сторону и бросились к лазаретному отделению, приняв его по освещению окна за дом командующего войсками. Больные лазарета собрались в одну комнату, забаррикадировали дверь, которую горцы никак не могли отворить, почему последние ранили одного больного.
Набрав несколько подушек, одеял и оловянной посуды, привлекшей их своим блеском, бросились из лазарета и были встречены собравшимися по тревоге войсками.
Вытесненные шашками из укрепления горцы, благодаря мраку, спаслись от преследования по направлению к Бурундук-Кале. Царские солдаты потеряли 5 убитыми и 8 ранеными, горцы — до 20 человек убитыми до 40 ранеными.
Дерзкое нападение Хаджи-Мурада вызвало замечание императора Николая Павловича: означенное происшествие доказывает чрезвычайную оплошность в охранении укрепления от внезапных нападений и он надеется, что князь Воронцов поставит это на вид начальству, примет необходимые меры, дабы впредь подобного случиться не могло. В ответ на это замечание князь Воронцов писал военному министру: «Потеря, горцами понесенная, слишком ясно свидетельствует, что войска исполнили свой долг так, как этого можно было только ожидать. Что касается состояния рва и валов укрепления, которые так мало предоставили препятствия к их переходу, до самого вступления генерал-адъютанта князя Аргутинского в командование войсками в Прикаспийском крае в конце 1847 г. — он обращал всё свободное от военных действий время на устройство в Темир-Хан-Шуре оборонительных казарм.
Увайс Увайсов
Так, очередной набег Хаджи-Мурада на царское укрепление в Темир-Хан-Шуре вызвал переполох в императорском дворе.