«Мне больше всего понравился рисунок, на котором деревушка изображена и рисунок размытый, как после взрыва, смерти. Я вот настроение этого рисунка почувствовал. Мне стало хорошо», — говорит массажист Мустафа о работе Хасбулата Юсупова «Окраина. Закат» 1980 года.
«Графика (выставлена в музее впервые) часто выполняется сериями, отсюда и название «Серия “Город”», — объясняет куратор выставки, директор Музея города Махачкалы Зарема Дадаева, — в собрании музея есть несколько таких серий».
И несколько поколений художников. Это Алексей Августович, Юрий Августович, BRO, Омар Гусейнов, Магомед Кажлаев, Жанна Колесникова, Галина Конопацкая, Юрий Николаев, Мурад Халилов, Хасбулат Юсупов. Их работы о городе, написанные и представленные на выставке, в хронологии от 1957 года до наших дней, музей собирал 10 лет.
Больше всего в старой Махачкале запомнились люди, их сопричастность к городской культуре, которая проявляется в молчании, разговоре, походке, игре, да просто даже во внешнем виде. И ты понимаешь, что это не «они», это «мы», это «наш город», как бы сильно он ни менялся.
«Махачкала — это Вавилон, сочетание несочетаемого», «Раньше было воздуха больше и люди другие», «Нет такой железной дороги, она не бывает волнистой», «О, а тут как раз строят больницу», «В стиле: аптека, улица, фонарь», — реагируют посетители на работы, выполненные в разной технике (карандашный рисунок, гуашь, темпера, акварель, монотипия, эпографика, работы фломастером и в смешанной технике). Такое смешение стилей и настроений.
Прошлое напоминает то, чего уже никогда не будет и чего не вернешь. Например, здание старого вокзала. Дадаева рассказывает: «Когда была маленькой, я по счастливой случайности попала в это место и стала немножко другим человеком. Его больше нет, зато остался на бумаге. Он построен в 19 веке. Туда в зал ожидания ходил молодой студент дагестанского училища имени Джемала художник Магомед Кажлаев. И делал карандашные наброски людей, ждущих свои поезда. Эта серия так и называется — «Ожидание». Всего 60 листов. Подарена художником музею города».
Рисунок Магомеда Кажлаева обсуждают молодые люди. Один из них так сильно впечатлен, что ничего не может сказать. Читаю по глазам:
«Улица не бывает такой, она прямая. Я вообще думал сначала, это надпись на арабском. Как будто ребенок рисовал. Несерьезно, я не понимаю такое. Я люблю реализм, когда художник изображает то, что видит в жизни, и в точности это воплощает».
Из всех работ на выставке ему понравился один рисунок, на котором он увидел взрыв и утешение (взрыва там нет, он так видит). Он массажист. И мне признался, что тоже рисует маслом. Та-да-дам! На спинах!
Живописью увлекается, не пропускает выставки. До того как стать массажистом, он поменял 20 профессий. В живописи, по его словам, разбирается. А я вот не разбираюсь, но любопытно послушать. В списке его предпочтений: Шишкин, Айвазовский и… он сам. Если бы умел рисовать. То, что видит, так же, как видит. Зато умеет впечатлительно говорить: «Самое лучшее произведение — буфет».
Патимат Амирбекова
Читайте также: Гунибский музей покажет выставку «Экология пространства»