Сначала это был мастер-класс в школе для одарённых детей Мурада Кажлаева, а 24 ноября выступление в Кумыкском театре.
Я специально привожу цитату из английской газеты «The Times», чтобы было понятно, как оценивают её игру в мире музыки: «Изумительные, лёгкие, гибкие её пальцы, тонко определяющие голос музыки, способны создавать любые оттенки и нюансы. В её музыке можно услышать всё самое сокровенное, задуманное автором…»
Чисато Кусуноки родилась в Германии, детство провела в Великобритании. Из-за того, что не слишком хорошо говорила на английском языке, общение со сверстниками не складывалось. Но в её жизни появилась музыка, которой она отдала себя полностью. В библиотеке, куда, впрочем, ходила ради редких музыкальных записей, попался ей диск с произведениями Сергея Рахманинова и Николая Метнера.
Чисато закончила с красным дипломом Университетский колледж Оксфордского университета и Королевской академии музыки.
В Махачкалу пианистка приехала по приглашению композитора Мурада Кажлаева. Чисато впервые услышала произведения Кажлаева в исполнении великого пианиста Лазаря Бермана в Лондоне и нашла возможность познакомиться с их автором. За три года работы она ввела в свой репертуар четыре опуса Мурада Кажлаева, с большим успехом исполняла его избранные произведения в Лондоне, на трех сольных концертах в Москве в прошлом году и записала диск. Через несколько недель композитор и пианистка вновь сядут за рояль и будут работать над фортепианными транскрипциями его балетов.
Мест в зале явно не хватало, чтобы вместить всех пришедших на концерт. И организаторы взялись устанавливать дополнительные места. Приятно было видеть молодые лица, все балконы оккупировали учащиеся музыкальных школ и училища.
Чисато Кусуноки, как настоящая дочь японской культуры, очень стильна и фотогенична. Классическое длинное белое платье. Точёные руки, минимум эмоций на лице. Всё происходило внутри, и в момент игры невозможно было оторвать взгляда от работы рук. Иногда лицо, выхваченное лучом софита, открывало тонкие линии глаз. Локальный свет, направленный со спины, не давал возможности наблюдать за глазами. Лишь изредка музыкальные паузы или переходы давали шанс увидеть запрокинутый полумесяц Чисато Кусуноки. Исполнение было очень мягким и уверенным. Она была похожа на нежную сакуру. И завороженный зритель, поддавшись торжеству классической музыки, наблюдал за священнодействием японского гения.
Прячась наверху, образно выражаясь, в театральном облаке, я расчувствовался, и, как Купидон, стал посылать свои стрелы на сцену… Но не долетели они до цели — её сердце целиком во власти музыки.
В концерте звучала музыка Бетховена, Шопена и, конечно, Кажлаева (Романтическая сонатина, цикл пьес «Дагестанский альбом», шесть прелюдий для фортепиано и избранные пьесы–картинки).
После концерта министр культуры Дагестана Зарема Бутаева поблагодарила Чисато Кусуноки за проникновенную игру, внимание к творчеству Мурада Кажлаева и преподнесла в подарок серебряный браслет кубачинских мастеров.
Марат Гаджиев