Что такое балет, пожалуй, известно каждому. Для одних это повествование со сцены, облаченное в изящество танца, для других — идеальные, отточенные до эталона, движения невесомых тел. Уверен, есть и другие о нем представления, но все сойдутся в том, что это высокое искусство.
Около 20 лет в Дагестане работает Театр оперы и балета под руководством народного артиста РД Мусы Оздоева. Недавно прошла очередная новая премьера балета "Бетховен", в котором он привычно выступал в качестве балетмейстера и режиссера-постановщика. Об этой и других особенностях дагестанского балета с нами поделился сам руководитель труппы.
«На сегодня в коллективе много относительно новых ребят, поэтому работа над постановкой заняла больше времени, чем над прежними. Комбинации давались нелегко, особенно мужскому составу. Я не говорю о тех ребятах, кто идет со мной по пути творчества уже лет 7 — 8, такие как Эльдар Ахмедов, Арсен Курбанмагомедов, Муртуз Гаджиев и некоторые другие. Но остальным было откровенно трудно. В этом балете много элементов классической хореографии и мелких движений на стыке классики и современных веяний, для выполнения которых, помимо трудоспособности, необходимо иметь в своем арсенале и серьезную техническую базу».
— Действительно, в «Бетховене» преобладает классический характер движений, а с чем это связано? Может, есть мысли перейти к работе над классическими постановками?
— У нас в репертуаре уже есть постановки классической направленности, это три одноактных балета на музыку Чайковского, «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Поэт и муза». До этого была постановка «Легенда о любви» на музыку Мурада Кажлаева. Там несколько партий девочки танцевали на пуантах, не только солистки, но и в массе. А это уже предпосылки для работы над классическим балетом. Однако это не означает, что мы придем к «Лебединому озеру». Нужно понимать, где ты живешь, понимать ментальность людей этого края. Я сам с Северного Кавказа, поэтому понимаю, что возможно, а что в данное время нереально. Нам ближе соединение классики с национальной хореографией и модерном. И по характеру движений, и по сценической одежде.
Ситуация складывалась так, что само название БАЛЕТ ребята с трудом вначале переваривали. И одевать их в балетное трико была бы шоковая терапия. И такие постановки, как, например, «Горянка», ставились с ребятами из ансамбля «Лезгинка». Они также были артистами дагестанского театра оперы и балета. И сам балет был поставлен с национальным характером и колоритом. Расул Гамзатов, видевший и «Горянку» в постановке Виноградова, которая, к слову скажу, была здорово принята, все же, выбирая из двух, отдавал предпочтение нашей.
— Согласен, такие постановки, как «Горянка» и «Имам Шамиль», выдержаны в национальных мотивах, но в вашем творчестве есть и более модерновые работы.
— Есть. После того как мы поставили в Лакском театре этноспектакль «Солнечный диск», даже, я бы сказал, получилось этно в стиле модерн, мы уже перешли к более современным постановкам. И первым таким балетом стала «Энигма». На этом этапе я решил, что надо поработать и на другого зрителя, привлечь большее внимание к театру оперы и балета. Это был своего рода рекламный ход. Сразу после мы поставили «Чарли – великий маг», который был еще более удобным вариантом для зрителя. Во-первых, хореография сопровождалась европейскими шлягерами разных лет. Во-вторых, мы внесли в балет элементы юмора, а как же иначе — ведь речь идет о Чарли. В балетном плане увязать всё это в одну сюжетную линию было нелегко, но сложности в режиссуре целиком себя оправдали. Балет был принят на ура.
— Какие планы теперь на горизонте вашего творческого пути?
— Мы начали ставить спектакль «Жди меня» к юбилею Победы. Это полноценная постановка приблизительно на час времени, в которой мне бы хотелось показать сегодня отношение людей того времени к войне. Наш народ действительно совершил подвиг на века, заплатив огромную цену за победу. Уже готов черновой вариант, надо сейчас всё это ретушировать.
Кроме того, мне бы хотелось повозить труппу на гастроли. Поучаствовать в общероссийских конкурсах и фестивалях. Это хороший опыт для моих ребят.
Недавно мы были в Чечне, на конкурсе имени Махмуда Эсамбаева, и члены жюри, такие как Сулумбек Идрисов и главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская, были в недоумении от высокого уровня исполнения наших ребят. На мой взгляд, были и серьезные недочеты в организации мероприятия, но мы выступили на высоком уровне. Даже руководители и ребята из других российских коллективов-участников конкурса, интересовались у моих, из какой они балетной школы, приняв их за русских, представляющих Дагестан. У меня солисты светлые все — и Эльдар, и Арсен.
— Сейчас такое время, когда для руководителей творческих коллективов, помимо знания своей профессии, не лишними становятся навыки менеджмента и шоумэйкинга, чтобы сделать творческий продукт аппетитным для зрителя. В этом плане вы больше нацелены на поиск вкусов зрителя или на их формирование?
— Искать вкусы зрителя, на мой взгляд, не совсем правильно, есть опасность скатиться до ресторанного репертуара. А вот формировать и прививать культурный вкус — это как раз то, чем надо заниматься на поприще высокой культуры. Я могу еще допустить компромисс между формированием и попыткой угадать желание ценителей творчества, но пускаться в откровенное потакание интересам публики для меня неприемлемо.
Магомед Маматаколов,
фото Марата Гаджиева