«Молодежка» поговорила с разными людьми о Кирилле Толмацком, более известном как Децл, — российском рэпере, который скончался на 36 году жизни.
Дагестанский рэп-исполнитель, бывший лидер группы «Прямое попадание» Тимур Умаров: «Молодой пацан, мой ровесник, известен на всю Россию, у него на подтанцовках Тимати был. Представляете, 15 лет. Мне 15 лет, ему 15 лет, катается туром по всей стране, все слушают его песни. Он был для меня примером, дал мощный толчок к действию и движению вперед, веру, что я тоже могу выступать на сцене, естественно. Думаю, не только мне, но и многим рэп-артистам.
Да, до него были еще артисты, но так громко о себе никто не заявлял, можно сказать, что он был основателем хип-хоп-культуры. Любимая песня «Слезы» и еще, знаете, «Письмо» — это школьные, послешкольные годы, когда родители не понимают тебя, ты сам по себе, многие переживали этот момент в жизни.
Децл на самом деле хороший альбом выдал, после этого он потерялся, разругался с отцом, закончил карьеру артиста, видно было по нему, что он переживал долгую депрессию, хотел потом вернуться, но у него не получилось. На него обрушилась слава, с которой, мне кажется, он не справился».
Марина Гаджиева, преподаватель русского языка и литературы: «Появление голоса, образа, текстов Децла в нашей жизни в нулевые стало глотком воздуха. «Мы новые люди России вне политики…» — строка из песни группы «Bad B. Альянс» с участием Децла «Надежда на завтра». Строка эта, повторяемая тогда нами, 13-летними, наверное, слабо осознававшими масштабы перемен, происходивших в стране, звучала дерзко и твердо. Как и страшные, категоричные слова из песен «Кровь, моя кровь», «Уличные псы», «Нет войне» и так далее… Два первых альбома мы знали наизусть. Древняя сила речитатива завораживала. Помню, как читала вслух вслед за ним, бубнила и рисовала в тетрадях ромбообразную надпись «Децл» и думала о его возрасте. Мне нравилось, что я его поколение. Мне нравилось, что он говорит то, что я чувствую. По-русски говорит. Потому что тут же зазвучал повсюду Eminem, 2Pac, Coolio и другие. Но их восприятие мира, жаргон, слово — все было чужое (хотя тоже дико привлекательно). Видимо, уже тогда филолог во мне наслаждался звучанием русской речи. Это потом я поняла, что речитатив имел такой же эффект, как и скороговорка: повторяя тексты песен Децла, Шеffа, Лигалайза, я училась говорить быстро и четко.
…Новость казалась неправдой. На следующий день прислали фото из Сети. Децл, безжизненный, лежит на полу. Такой молодой. Думалось, вот сейчас встанет и всем набьет морду. Всем, кто не спас. Всем, кто фотографировал. Всем, кто пересылал это фото знакомым и незнакомым. Но нет. Ничего уже не сделать. Больно от мысли, что справедливость, в которую мы верили вместе с ним, в секунду может раствориться. Он – голос нашего детства, наивной детской дерзости, уверенной в том, что:
Дети будут диктовать правила в этом тысячелетии.
Ваше старое зависит от нас…
(«Нет войне»)».
Наталия Варфоломеева, певица: «Помню, несомненно. Равнодушным не оставлял точно никого. Тогда, в 90-е, у меня вызывал раздражение, потому что я любила абсолютно другую музыку, и тогда многие считали, что он «выстрелил» лишь потому, что его отец — продюсер. Мои близкие слушали его музыку, тогда мне это казалось странным, намного позже я вслушалась в тексты и поняла, что парень был очень не глуп, даже не по годам мудр. После передачи «Остаться в живых» он меня очаровал. Интеллигентный, тонко чувствующий парень, творческий, непохожий на других… Безумно жаль, что его не стало…»
Татьяна Гамалей, министр по национальной политике и делам религий Дагестана: «Не слушала. Но он участвовал в «Последнем герое» — про жизнь на необитаемом острове. Удивилась тогда: был приличным человеком на общем фоне. Очень жаль его».
Елена Родина, ученый-исследователь из Чикаго, художник: «Почему-то его песня, которая застряла в голове, единственная, которую я помню, – «Вечеринка у Децла дома». Но он становился популярным среди школьников и подростков, когда я уже вышла из этого возраста. Я тогда уже была очень погружена в брит-поп, слушала Radiohead, и Децл не был мне суперинтересен. Хотя помню ощущение того, что он отличался от «белого шума» нашей эстрады на тот момент, был другим. Не следила за его биографией и, если честно, стала читать о его жизни только после того, как узнала о гибели. Оказалось, мы фактически ровесники — он 83 года, я 82-го, но мы были бы в одном классе, потому что я родилась в конце 82 года и в школу пошла с поколением 83-го. Конечно, было грустно услышать, что он умер. Молодой и, судя по всему, неглупый человек, который искал свой путь».
Рашид Акавов, профессор кафедры электронных СМИ Дагестанского государственного университета:
«Я не покупал специально его диски, но творчество, скажем так, знакомо… «Письмо» его нравится. Жаль парня. Видел его последний раз в передаче «12 злобных зрителей» на МТВ. Разнес он тогда многих так называемых рэперов».
Полина Дибирова, писатель, блогер: «Децл для меня никогда не был кумиром – слишком уж разные культуры мы с ним потребляли, но творчество его я хорошо помню. Помню, как он начинал. Это было открытие на российской эстраде. Смелый, легкий маленький мальчик в мешковатой одежде. Как давно это было. Мне кажется, у наших кумиров детства нет шансов. Их творчество аутодеструктивно, невозможно разрушать себя бесконечно. Они либо исчезают из поля зрения, как Губин, например, либо уходят из поля жизни. И то, и то печально».
Вали Муртузалиев, aka Dj Villy: «Он действительно неординарная личность для русского хип-хопа, внес определенную лепту, возможно, популяризировал его, но мне неинтересен, как и русский хип-хоп в целом. Ибо это эрзац западной, американской культуры. Не потому, что русские не могут читать рэп. Или истинные рэперы, бытовало такое мнение, — это черный гангста, живущий в Бронксе. Хип-хоп прежде всего музыкальная, культурная среда, в которой он формировался: джаз, блюз, соул, диско, фанк. Для меня, если не слушаешь вышеперечисленное и не варишься в этой среде, единственное, что можешь, — копировать, приближаясь к оригиналу. Поэтому бит чаще всего не оригинален и акценты смещены на текст. Но и здесь мало откровений: Окси, Дельфин, Каста, Нойз. Хотя качество — как исполнения, так и музыки — растет. К сожалению, Децл, продолжая экспериментировать с саундом, с текстами, за этим интересно было наблюдать, так и не выдал ничего, что могло перебить его раннее творчество, даже в рамках субкультуры, к которой он себя относил, выводя из мейнстрима. Конечно, жаль его, мне он симпатичен был как человек ищущий, экспериментирующий, чего нет у многих из сегодняшней рэп-гопоты».
Рустам Сахаватов, художник, дизайнер, музыкант: «Уход из жизни в столь раннем возрасте – это большая трагедия для всех, кто знал и ценил этого человека. Да и неважно по сути, как его зовут. Сам факт того, что это происходит так внезапно и непредсказуемо, уже является шоком. А что касается Кирилла, то, несомненно, это самое яркое событие в отечественной хип-хоп-индустрии. И не потому, что он был одним из первых, а скорее потому, что он был одним из самых честных и искренних на этом поприще. Он не искал знакомства с власть имущими и не открывал бургерных, а просто делал свое дело. Ну и потом, в музыкальном смысле, тексты и аранжировка композиций его намного опережают сегодняшний весь этот бомонд… Почему мне это ближе? Да, наверное, потому, что на этой музыке когда-то рос мой сын. Я знаю все песни и помню все треки. Это было детство моего сына! И сегодня, когда читаю слова «Кирилл, спасибо за детство», я мысленно присоединяюсь к ним».
Патимат Амирбекова
Читайте также «Кирилла больше нет…» Ушел из жизни Децл
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta