Родной язык — жемчужный ключ к сокровищам души / Родители против языка матери?! / Где он растет ─ учитель родного языка?! / Прощай, букварь, когда еще мы увидимся? / Один учебник ─ на всю улицу?! / Детский журнал «Соколенок» выброшен из гнезда /Дворец молодежи и школьников «Голубая мечта» / Куда исчезло слово «идеология»?! / Потерянное поколение? |
Я долго вынашивал эту статью, но каждый раз откладывал с мыслью: а кто ее прочтёт? Дойдёт ли моя тревога до адресата? Разве сейчас мало публикуют подобные статьи? А что толку?! Какая на них реакция руководящих органов республики? Вплоть до президентской команды. Почти никакой.
Продолжить статью мне помогли слова Главы РД Рамазана Абдулатипова, высказанные им в недавнем выступлении: «Я ваш самый внимательный читатель».
То, что пытаюсь выразить здесь, мною было высказано года два тому назад на городской конференции, посвященной Съезду народов Дагестана.
Всадники беспамятства
В течение последних 20 – 25 лет, когда мы, взрослые, были вплотную заняты волчьим делением государственного имущества; самовольным захватом; продажей и перепродажей народного достояния; земель, принадлежащих джамаату; стреляли друг в друга; брат шёл на брата; сами же похищали людей, чтобы своим же их продать, — выросло поколение, которое оказалось перед глухой стеной, над крутым обрывом, не ведающее, как дальше быть.
Даже самый отчаянный всадник рискует слететь с седла, если круто повернет коня на полном скаку…
Так случилось с нами при распаде Советского Союза. Честной народ был ошеломлён этим событием, а отдельные личности, оказалось, ждали его, готовились, подготовили почву.
Слава Всевышнему, нас не выбросило из седла.
Окружающая действительность прежде всего отражается на ребенке. В те переходные, переворошенные годы наши дети были обижены трижды: дома, в школе, на улице. Коллектив формирует личность. Хорошее воспитание в советское время подрастающее поколение получало в детском саду, в пионерской и комсомольской организациях, распущенных позже.
Исчезли из программ государственного телевидения слова «идеология», «трудовое воспитание», «коллектив»… Закрылись и приватизировались новоявленными хапугами дворцы пионеров, пионерские лагеря, детские сады, молодежные клубы. Зато возникли роскошные развлекательные центры на любой вкус – от дискотек до круглосуточных ночных клубов. Как грибы после дождя расплодились сауны, где развлекались те же чинуши после очередных грабежей и разборок.
С кем же они развлекались? Скорее всего, с теми же, кого развращали. Не француженки ведь к ним приезжали… С разными удостоверениями в карманах, без стыда и совести в душе. В душе?!
«Как никогда мы сегодня нуждаемся в Храме Духа, а нам предлагают Дом бытовых услуг для тела», – сказала талантливый общественный деятель и журналист Сулиета Кусова в одном из своих выступлений. Я с ней полностью согласен.
Моя поэма «Муки рая» обращена к душе и разуму. Она – о Человеке, который «борется всю жизнь с самим собой, являя Зло и Добродетель».
Даже Иблис даёт опору Адаму:
Крепи свой дух, в душе лишь ощущение,
Ведь только дух – хранитель светлых дум.
Заставляют задуматься сегодня и слова великого поэта:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы…
Куда же исчезли живые источники, подпитывающие детские души? Кто уничтожил единую государственную программу по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в Дагестане и в целом по стране? Порою мир может стать коварнее войны, если оскудела душа, если она не занята доброй идеей. Главное – правильно организовать будущее.
У каждого человека есть Отечество, Родина. Большая и малая. Ее границы начинаются с колыбельной песни, с отчего порога, с родного языка и кончаются совестью и любовью. Под этими крыльями формируется самосознание ребенка. Они и есть главные составляющие души, не позволяющие в будущем спутать чужое с родным.
Родной язык… Лет 12 тому назад я написал статью «Прощай, букварь!». Она была написана в связи с закрытием Учпедгиза (Учебно-педагогического издательства Дагестана), где регулярно и в полном объёме выпускались пособия для учителей, учебники, художественная литература для детей и молодёжи.
Учитывая многонациональность республики и необходимость прежде всего воспитания подрастающего поколения со здоровой психикой, Наркомнац ДАССР нашёл возможность открыть его в 1943 году, когда вся страна горела в огне войны. В течение долгих лет Учпедгиз набирал опыт, имел в коллективе опытных педагогов и редакторов. Но в девяностых годах, позарившись на миллионы, отпускаемые государством для Учпедгиза, несколько чиновников от образования добились его закрытия. Главные зачинщики этого преступления убеждали, что полномочия этого учреждения берут на себя, школы будут обеспечены пособиями и учебниками. Но, увы, этого не случилось и не могло случиться.
Свою тревогу я выразил с трибуны Х Съезда писателей Дагестана, где в президиуме сидел Р. Гамзатов и другие высокие гости. Я назвал закрытие Учпедгиза событием, превосходящим все экстремистские нападки и злодейства, вместе взятые, ибо однажды взорванный храм можно построить заново, но как исцелишь израненную душу ребенка?!
Внёс предложение создать комиссию, наказать виновных и восстановить Учпедгиз. Но меня никто не услышал: моё выступление вырезали из телевизионного отчёта съезда!
Как тут не скажешь, что в Дагестане тело тщательно охраняется, а про душу позабыли…
Язык – это родовая отметина, предназначенная каждому народу самим Всевышним. Потеряв его однажды, народ потеряет себя навсегда…
Стремление ограничить существование родных языков – первая заявка на ликвидацию государственности народов России, в том числе и Дагестана. Эта тенденция началась с того дня, когда вдруг из паспортов исчезла графа «национальность». И поразительно то, что все с этим согласились. Молча. Да, я россиянин, дагестанец, но прежде всего я – кумык по национальности и представляю свой народ. Нет такой национальности – «дагестанец». Тот, кто хочет оспорить это, зовет нас к манкуртизму. Если козырем себе он берёт ненавистное мне понятие «глобализация», кстати, тоже придуманное безродными людьми, я ему отвечу: «Нам нечего смотреть на Запад. Конституция Европы написана искусственно, а у нас она зарождалась духовно, с древнейших времён. Мы должны исходить из своих традиций, обычаев, оттачивавшихся веками».
Общедагестанское не должно поглощать самостоятельность и достоинство каждого этноса в отдельности – и малого, и большого.
К сожалению, в основном молодые люди стараются все больше подражать «Железному Миргороду», как называл столицу Америки Маяковский. Бездушный Запад пусть учится у нас, у тех, чья душа еще не совсем погасла…
В нас, мне кажется, недостаточно света, чтобы осветить им наших детей. Ведь они нуждаются в этом, особенно в начале пути, пока еще не вдохнули отравленную атмосферу, окружающую нас.
Мы нашим детям еще не успели сказать, на какой земле они живут, под каким небом молились их деды. Молодому человеку необходимо это знать, иначе он потеряет святое чувство Родины. Чужое ему покажется своим. Он потеряет ориентир в жизни, сойдёт с пути истины. Отсюда начнутся все беды…
Все взрослое население говорит о газе, нефти, других источниках жизни на планете. Уверен, у нас достаточно разума, чтобы серьезно подумать об источниках духовной энергии, о нашем будущем.
В моей поэме «Муки рая» есть строки, где Иблис готовит Каина к убийству брата:
Я вижу, как ты слаб в своих стремленьях,
Но верным средством я тебя снабжу:
Ты в Авеле убей вначале веру,
Он после сам, как человек, умрёт…
В наше смутное время идет охота за душой. Нас окружают силы, которые хотят вывести из равновесия, выдать чёрное за белое, вырвать из нас Авеля и уподобить Каину.
Зло – плохой советник. Уберечь детей от его наставлений – это наш неписаный долг.
Где и под воздействием каких аспектов формируется детская душа? Их много, основные из них: семья, улица, букварь, книга, театр, телевидение… Только разумным использованием данных объектов можно изменить культуру обитания молодёжи.
В республике есть ответственные люди, обязанные по своей должности решать эти государственные задачи.
Я пожелал бы дожить до того дня, когда в Дагестане, где на каждый цветок найдётся одно наречие, на каждую вершину – один язык, где каждый родник имеет своё неповторимое журчание на родном языке, кто-нибудь из государственных мужей сказал бы: «Другого Дагестана в мире нет. Столько языков, сколько у нас, ни в одной республике тоже нет. Сделаем всё, чтобы каждый язык жил, как достояние наших будущих поколений, как гордость и суть каждого народа».
Нет объединяющей идеи, государство забыло идеологические рычаги, которые в лучшие времена автоматически поддерживало. Мы забыли о самом древнем и святом богатстве – о душе, которую нельзя украсть, отрицать, продавать. А это на руку нашим новым врагам.
Иногда думается, что «народные избранники» с презрением относятся к собственному народу.
Глава республики Р. Абдулатипов очень точно по этому поводу сказал: «Наши чиновники из депутатского корпуса заботятся только о своем приоритете. И чтобы добиться этого, идут на всё».
К сожалению, они забывают важнейший урок – последовательного служения долгу.
«Умом Россию не понять», – писал с большой горечью великий Пушкин. Мы живём в странной стране, у нас как будто нет истории, ибо каждое поколение пытается писать её сначала. Истинная история оболгана, если не ограблена, подобно курганам Великой Степи… Мы выживем только в том случае, если сохраним единственную Книгу, где живёт наш язык, культура, история — такими, какими их нам завещали предки.
Если потеряем эту Книгу, её не найдут наши правнуки. И потеряется память. Кто создает эту Книгу, где она издаётся?
Талант – государственное достояние. И потому, наверное, на страже этого божьего дара со дня основания Дагестанского государственного книжного издательства стоят незаурядные люди, талантливые редакторы, посвятившие всю жизнь любимой профессии. Только здесь выпускаются книги государственного образца. Именно здесь выросли все знаменитости республики в области литературы и науки. Коллектив Дагкнигоиздата выпускает в свет фольклор, литературное наследие, книги молодых талантов на всех языках народов Дагестана. В то же время, из-за отсутствия возможностей он вынужден уменьшать тиражи книг до 300 экземпляров, нарушена налаженная в советское время схема: «писатель – книга – читатель». Не выходят книги на национальных языках в том объеме, в каком были раньше. В результате книга на родном языке не доходит до библиотеки, т.е. до читателя. Выход из этого положения есть, но только при поддержке государства. Можно было бы издавать не только художественную книгу, но и учебные пособия для школ, учебники и литературу для детей и молодежи.
Те же самые виновники закрытия Учпедгиза при удобном случае ратуют за изучение и сохранение родных языков в Дагестане. То есть нужно было утопить корабль, чтобы поднять его?
В одном из своих выступлений Рамазан Абдулатипов подчеркнул: «Я уверен, что деньги на издание педагогических пособий тратятся не по назначению». Очень мягко сказано, но точно.
Издательское дело, если это касается школы, вузов, — государственное. Особенно в наше время, когда позабыто слово «идеология», с которого начиналась вся программа государства по духовному воспитанию подрастающего поколения.
С потерей утвердившихся устоев морального кодекса мы оказались в оковах духовного рабства, откуда можем освободить себя только сами. А какими путями? Это проблема государственного масштаба. Кажется, данным вопросом у нас в республике конкретно еще никто не занимается. А надо бы.
И отсюда результаты: нет хорошей школы, нет хорошего вуза, и молодые люди не находят себе применения. Очень слабые выпускники в школах. У нас все говорят о падении нравственности, но ничего не могут или не хотят противопоставить этому.
А некоторые родители опустились до того, что просят избавить детей от изучения родного языка! Мне жаль их. Они не понимают или не хотят понимать, что если ребенок владеет родным в совершенстве, ему будет легче освоить другой язык.
Недавно в республике был объявлен Год русского языка. С русским у нас нет никаких проблем. Нужно бы позаботиться о родных языках! Вношу предложение: издать указ «Об обязательном изучении родного языка в школах Дагестана наряду с русским языком и другими основными предметами». Допустим, чтобы получить аттестат в школе, необходимо сдавать ЕГЭ по математике и русскому языку. Но выпускник хочет поступить в вуз по специальности «родной язык и литература». Как ему быть?!
Да что тут говорить, если в Дагестане до сих пор нет закона о языке…
За недолгий исторический период после Октябрьской революции до наших дней мы, дагестанцы, перенесли несколько покушений на родные языки, пусть не в открытой форме: от аджама – к латинице, от неё – к русской графике…
Язык народа – суть, свобода и самостоятельное выражение души. Любое ущемление языка – это вызов истории и культуре данного народа. Язык любого народа – его общее достояние. И нельзя допускать, чтобы это сокровище оказалось в сфере влияния частных лиц, да ещё невежественных, далеких от тончайших духовных струн, ибо оборванная струна теряет исконное звучание, как бы её ни настраивали повторно.
Несколько слов о музыкальной культуре
Эстрада во власти так называемых «звёзд», которые выпускаются из «фабрик», выходят из «парадов». Их песни дольше одного исполнения не живут, потому что они не духовны, их не споёт народ, не запомнят дети. Министерство культуры могло бы запланировать проекты, способные поднять художественное слово до уровня классической музыки: музыкально-поэтический театр; театр поэзии и др. — как это было в 60-е годы ХХ века. Соединить мелодию с высоким словом.
Дагестан – это песенный край, калейдоскоп языков и мелодий, но каждый из них высоко ценится в том случае, когда не смешиваются с другими, не теряет свою первозданность.
В советское время работали худсоветы, редсоветы, конкурсы, где отбирались слова, музыка и даже исполнители по достоинству. А сегодня? Всё перемешалось. Никто не знает, да и знать не хочет, чья мелодия, музыка какого народа? Кто написал слова? За всем этим безобразием стоит черный рынок. И тот, кто выходит на сцену, опускается до уровня обывательского зрителя, которого сам же породил. А какая же это песня, если она не впереди, а путается под ногами?! Если её не ищут, не могут спеть вместе с друзьями…
Молодые, одаренные, не имеющие денег или «спины», остаются неизвестными — все остальные выходят на сцену.
В соседнем Азербайджане в Министерстве культуры давно навели порядок в этом деле. В эфир выходят песни, достойные слушателя, апробированные худсоветом при отделе искусств.
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь.
Эти слова любимого поэта Александра Блока я написал бы на самом видном месте будущего Дворца молодёжи в нашей столице, который я упомянул в перечне в самом начале статьи. Эти пожелания и вопросы записаны в моём ежедневнике. В одной статье обо всем не скажешь.
В 1929 году состоялся Вседагестанский съезд народов Дагестана, где на повестке дня был только один вопрос: «О лошади». Думаю, мудрый дагестанский народ однажды образумится, поймёт важность проблемы и соберётся на свой чрезвычайный съезд, где на повестке будет один вопрос: «О душе». Ибо в оскудевшую душу вселяется зло.
От эпохи великих гуннов и до наших дней совет льстецов не приносил пользу ни одному повелителю мира. Хочется верить, что новое руководство Дагестана будет опираться на людей, одаренных здравым разумом, правдивым сердцем и искренней любовью к истории, языку и культуре своего народа.
Бадрутдин МАГОМЕДОВ,
поэт, лауреат Госпремии РД, редактор
ГАУ «Дагестанское книжное издательство»