— Бедная девушка, — сказал специальный агент по земным делам, преподобный Джонс, смахивая слезу. — Это один из самых прискорбных случаев, какие мне попадались. Разумеется, она…— …Оправдана, — сказал судебный пристав. — Ну-ка, подойди сюда, Джонси. Смотри, как бы не перевели тебя в миссионерскую команду да не послали в Полинезию, что ты тогда запоешь? Чтобы не было больше этих неправых арестов, не то берегись. По этому делу тебе следует арестовать рыжего, небритого, неряшливого мужчину, который сидит в одних носках у окна и читает книгу, пока его дети играют на мостовой. Ну, живей, поворачивайся!
О.Генри
Рассказ « Чья вина?»
Я хочу поговорить сегодня с вами о сохранении психического здоровья подростков, о профилактике аддиктивного поведения и злоупотребления наркотическими веществами. Казалось бы, при чем тут рассказ, который был издан в 1905году. Попробую объяснить.
Ребенку 8 лет. Он растет в семье с устоявшимися жесткими традициями, построенными на безусловным авторитете старших, на навязчивом тотальном контроле, не позволяющем, чаще всего, иметь собственное мнение по личным вопросам, и тем более не имеющим личного пространства и даже вещей личного пользования. Я не имею ввиду зубную щетку или домашние тапочки. Я о другом. Это свой маленький мир личных вещей: шкаф или стол, куда никто не смеет заглядывать без твоего разрешения или полка, не важно. Вы понимаете? У данного ребенка даже мысли не возникало на тот период, что он может иметь что-то, до чего не достанет всевидящее око родителей. Все его поступки, оценки, друзья, тренировки, всё-всё принадлежало не ему, и контролировалось не им. Ему принадлежали только мысли, но он научился их прятать. Почему, спросите Вы? Потому что каждый раз, когда они были неправильными, с точки зрения родителей, его ругали, били и унижали обидными словами.
Он вырос, Ребенку- 15, и он умеет прятать не только мысли, но и все свои переписки с друзьями, и вообще у него давно есть второй телефон, о котором никто не знает. И друзья, о которых никто не знает, и ещё: он узнал, что можно жить в другой реальности, когда тебя не волнует вообще; любят тебя твои родители или нет. Достаточно принять одну таблетку, и ВСЁ. Риторический вопрос « ЧЬЯ ВИНА?»
Ребёнку нужен контроль обязательно. Бесконтрольность приводит к ужасным последствиям. Обязательно опишу пример, но сейчас о другом. Как контролировать ребенка, не нарушая его личных границ, умеющего принимать самостоятельные решения и делать правильный выбор. Вот в чем трудность.
Очень важен стиль семейного воспитания и родительского контроля. Но надо для начала определить свою роль. Не надзирателя, не обвинителя и неравнодушного зрителя. Родитель сочувствующий, принципиальный, требовательный Режиссёр, который умеет слушать свое чадо, сопереживать ему, проживать его обиды, позволять принимать неверные решения и снова вместе переживать их последствия. А почему режиссёр? Потому что старается режиссировать ненавязчиво своим ребенком, его способностями, слабостями, его поведением, иногда играя в очень детскую игру поддавки. Родитель, как никто другой знает своего ребенка, и ребенок, как никто на этом свете верит в любовь и поддержку своих родителей.
Стиль семейного воспитания должен быть гармоничен во всех отношениях, и если в вашей семье два полицейских, один хороший, а другой плохой, то не удивляйтесь.
Девочке 8 лет. Ей сшили платье. Красивое. На свадьбу брата. Но папа и братья не разрешают его надеть. Не принято. Девочка плачет, а мама утешает. Она обещает, что девочка будет носить платье, когда не будет рядом братьев и папы.
Девочка чуть подросла. Ей хочется косметики, но опять запрет, а мама сказала, что можно, позже.
Девочке 15, приходит поздно, мама очень боится папу, даже сыновей, а ещё больше папину маму и сестру. И вообще всех родственников и скрывает, скрывает, скрывает. А девочка врет, манипулирует и попадает в замкнутый круг бесконечных угрызений совести, непринятия своего женского начала и сломанной судьбы. ЧЬЯ ВИНА? Да, общая. Первое представление о собственной женственности, первые уроки принятия своей уникальности, зачатки уверенности в себе любой девочки — это восхищение в глазах отца и братьев. Ей уже никому ничего не надо доказывать. Она принцесса здесь в кругу самых близких людей.
Ну, и конечно, в данном конкретном случае – это раздвоенность родительской позиции в основных вопросах, когда маленький ребенок не понимает, какое выбрать правильное решение, так как мама и папа абсолютно требуют разного. Как итог ребенок, помимо вышесказанного, будет сомневаться в правильности своих решений, и полагаться чаще на чужое мнение, нежели свое.
Прихожу на работу, говорят, что меня ждут. Глаз радуется: красивая, статная, ухоженная девушка лет 18.
Девочке 6 лет. Растет без отца. Она хочет делиться с мамой и бабушкой рассказами про садик. Но им не до девочки. Главное, чтоб не мешала, а так делай, что хочешь.
Девочка идет в школу, у нее не получается учиться, как она хочет, на пять. Она обращается за помощью к маме, но ей опять некогда, она ласково просит не расстраиваться, потому что пятерки не самое главное в жизни.
Девочку не пригласили на день рождения одноклассницы, потому что она невоспитанная, так сказала подруга, а подругу пригласили. Девочка плачет и ненавидит своих близких. А бабушка покупает всем назло ей телефон, и девочка опять как будто успокоилась.
А потом девочка ворует из дома деньги и уходит искать папу. Папу не находит, возвращается домой и не знает, как дальше жить. Помогают друзья, и девочка становится своей в компании. Там все ее любят, интересуются ее жизненными перипетиями и пытаются помочь с помощью алкоголя забыть все свои горести.
Я могу долго утомлять вас описанием различных детских судеб, но не думаю, что это цель сегодняшнего разговора с читателем. Так как же сохранить психическое здоровье ребенка, развить эмоциональный интеллект и высокую стрессоустойчивость?
Для этого нужно создать уютную, комфортную атмосферу в семье, ту атмосферу, которая полностью зависит от нас взрослых. В наш такой непростой век создать надежный тыл, куда детям хочется приходить и оставаться, жить в эмоциональной близости, но с личным пространством, уметь правильно расставлять приоритеты и научить этому детей, не терпеть токсичных людей вокруг, научить ребенка самостоятельным решениям, уважать их выбор, не стелить солому каждый раз, когда они падают, но жалеть их и ласкать, когда больно. Простые правила, простые решения, но приправленные Безусловной Любовью.
PS: И это я ещё не упоминала о тех, чьи судьбы разломлены не косвенной виной взрослых
(т. е неумением правильно воспитывать), а их безответственностью, безнравственностью, моральным уродством и подлостью. Я о детях из неблагополучных семей, подвергшихся различным видам насилия, но это совсем другая история. Очень тяжелая и очень страшная.
Педагог-психолог ГБПОУ РД «ДБМК», к.ф.н. Сулейманова Марьям Абдулхакимовна