На днях я случайно узнал, что, оказывается, в середине декабря в Общественной палате на слушаниях о проблемах национальной прессы один из спикеров – председатель дагестанского Союза журналистов Али Камалов – разразился критикой в адрес СМИ вообще и «Молодежки» в частности. Мол, издание наше непопулярно и его вместе с остальными стоит объединить в холдинг.
Затем Камалов в интервью Ханжану Курбанову в газете «Сельская жизнь» вместе с автором затронули эту же тему. Опять предлагали нашу газету куда-то определить.
Я, как главный редактор, в этой ситуации обязан ответить. Не для того, чтобы убедить Камалова и Курбанова, а чтобы вы, уважаемые читатели, понимали, что происходит. Ваше мнение нам важно.
Все эти «танцы» со стороны руководства местного Союза журналистов начались, когда Агентство информации и печати объявило о реформе национальных СМИ республики. В республиканском ведомстве считают, что таким образом можно поднять откровенно невысокие зарплаты журналистов и в целом оптимизировать работу бухгалтерий и отделов кадров изданий.
Али Камалов сам давно продвигал идею объединения СМИ, конечно, под эгидой возглавляемого им местного Союза журналистов, говорил об этом на публичных площадках. Круглый стол на эту тему был организован в Общественной палате республики весной этого года, когда впервые было объявлено о реформе СМИ.
Как сообщали знакомые с темой источники, со своими планами реформ в дагестанский Белый дом заходили, в частности, сам Камалов, заведующий кафедрой журналистики ДГУ Гамид Магомедов и другие. Но «на площади» поддержали другой вариант реформ.
Теперь же эта группа неподдержанных «реформаторов» во главе с Камаловым пытается помешать тому варианту, который был принят. Они критикуют всех, в том числе и нас. Меня удивляет не это, потому что за этим ясно просматриваются личные интересы группы людей, оставшихся не у дел. Удивляет, что Общественная палата Дагестана проводит уже не первое заседание на эту тему за год. Хотя ранее такая забота и внимание к СМИ ее не отличали.
Но почему Общественная палата приглашает в числе главных спикеров Али Камалова? Человека, который уволен с поста главного редактора газеты «Истина» за нецелевое расходование бюджета и избежал уголовного наказания только потому, что истек срок давности преступления. При нем издание, которое выходит на языке крупнейшей дагестанской национальности, стало уступать в тираже остальным национальным газетам. При нем в редакции «Истины» работало в два раза больше сотрудников, чем в «Молодежке», но при этом никто нормально не вел ни сайт издания, ни его страницы в социальных сетях и канал в Телеграме. Их только после ухода Камалова реанимировали. И этот человек теперь призван спасать национальную прессу?По моему мнению, Общественная палата себя дискредитирует, приглашая его на свои собрания как специалиста по теме.
Мне могут возразить: «Но Камалов же – председатель Союза журналистов Дагестана». А вы видели, кто состоит в этом Союзе? Полный список? Удостоверение, выданное этой организацией, я видел у гаишника, певца, бывшего учителя, безработного… В среднем на трех членов этого Союза журналистов приходится в лучшем случае один фактически работающий в этой профессии человек, остальные – кто угодно, но не журналисты.
Несколько месяцев назад знакомые попросили опубликовать в «Молодежи Дагестана» какие-то странные статьи не менее странных авторов. Мол, это нужно для того, чтобы они могли вступить в Союз журналистов. Я, конечно, отказал, но стало любопытно, кто же эти журналисты, о которых я никогда не слышал. Один из них оказался полным тезкой (или не тезкой вовсе…) кандидата в члены Союза журналистов – врача бюро медико-социальной экспертизы, осужденного за служебный подлог и превышение должностных полномочий. Второго не признал ни Google, ни Яндекс. Зачем таких людей принимают в Союз? Ради голосов за действующего председателя на выборах в обмен на «корочку» журналиста? Или Союз журналистов – это социальный лифт для осужденных и уволенных за непрофессионализм?
А может быть, СЖ что-то делает, производит какой-то контент? Увы, нет. Сообщество профессиональных журналистов даже не ведет страницу в соцсетях. Даже если и ведет, никто о ней не слышал.
Почему Камалов, который никогда ни одну статью не написал в своей жизни (и не читает, судя по его оценкам), все время стремится руководить СМИ? С какой стати этот человек дает оценки журналистам, которые нередко работают вопреки всему? Почему на круглые столы в Общественной палате допускают некомпетентных и неподготовленных людей?
Я был на первом таком собрании, посвященном СМИ. С основным докладом выступил член ОП, которого я никогда в жизни не видел и не слышал и который не имеет никакого отношения к СМИ. Он не предложил никаких решений, не озвучил проблемы, общий смысл его выступления сводился к тому, что — чтобы все было хорошо, надо хорошо работать. И всё.
После этого я перестал ходить на эти собрания. Мне дорого мое время.
Участвовавшие в дискуссии коллеги рассказали, что завкафедрой журналистики ДГУ Гамид Магомедов пожаловался, что уровень журналистов падает.
Да, действительно уровень новых журналистских кадров упал. Мы это замечаем, сталкиваясь со студентами, которые приходят на практику к нам в издание или пытаются трудоустроиться в «Молодежке». Одна из лучших, по отметкам, студенток журфака не может отличить мэрию от правительства, главу республики от главы города… Почему-то худших по итогам практики на журфаке отметили как лучших. И я могу еще немало печальных примеров для иллюстрации привести.
Но почему Магомедов говорит об этом с упреком в адрес СМИ? На минуточку – это тот человек, который готовит журналистов, руководитель профильной кафедры в университете. Это все равно, что хирург будет обвинять окружающих, что у него больные все чаще умирают на операционном столе, а строитель – что построенные им дома рушатся.
Ханжан Курбанов – еще один критик, который хочет решить судьбу «Молодежки». В свое время выступал как инструмент в руках учредителя, который уничтожал одно из лучших дагестанских изданий – «Настоящее время». Могу рассказать про «успехи» Курбанова и в других местах работы.
Считаю, у этих людей нет права на критику в адрес «Молодежки». Не тот уровень. Рожденные ползать очень любят учить летать.
Рамазан Раджабов