Свершилось. Киноленты по комиксам — больше не тупая жвачка для гиков. Докатились — киноленты по комиксам отбирают «Оскаров» и «Золотых львов» у всякой концептуальщины. Пишем свое мнение и читаем чужое об одном из самых нашумевших фильмов этого года.
Ася Магомедова, киновед «Молодежки»:
«После «Джокера» я сделала для себя одно главное открытие. Оказывается, есть несчастные, которые знать не знают, кто такой Хоакин Феникс и даже «Гладиатора» не видели.
Они не видели, как двадцатилетний Феникс, играя недалекого подростка Джимми Эммета в фильме «За что стоит умереть», конкретно так перетягивает на себя одеяло. А фильм, между прочим, планировался как этакий бенефис Николь Кидман, в те годы пытавшейся избавиться от ярлыка «жена Тома Круза».
Они не видели, как «золотой мужик» ускользнул от Феникса в 2006-м прямо в пухленькие ручки Филиппа Сеймура-Хоффмана, а в 2013-м — в крепкие лапищи Дениэла Дей-Льюиса. Черт, да за это время даже унылый Кейси Аффлек, который у Феникса в лучших друзьях, «Оскара» отхватил!
С «Джокером» Феникса произошла вещь, которая обязательно должна была произойти, — сравнивание. А вот Джокер Хита… а вот Леджер… Скажу сейчас крамольную вещь. Мне «хитовый» Джокер не зашел. Он как Марго Робби, которой удивительным образом удалось переигрывать, исполняя Харли Квин.
«Не будем смотреть, не будем номинировать, не будем вручать награду, потому что мы против насилия!» — вопят критики; полиция внедряет агентов под прикрытием в кинозалы, кто-то вообще требует отменить показы. И еще, пссс, господа критики: Джокер Леджера тоже был убийцей — как вам такая информация? Сравнивают еще с кинолентами прошлого. Фу, да это же «Таксист», «стырено с «Короля комедии». И что? С каких пор оммаж — это смертный грех?
В «Джокере» камера Хоакина не просто любит. Она, наверное, как герой Феникса в том же самом «За что стоит умереть», без него «совсем как неживая», хватает его всего от макушки до пяток, танцует с ним и как будто говорит всем этим критикам: «Посмотрите, придурки, вот то, на что вы закрываете глаза кучу времени! А теперь подавитесь, мы и без вас тут хайпу наделали». Феникс превращает фильм в какой-то моноспектакль, владеет каждым кадром и перекраивает под себя кинодействительность.
Но, конечно, школота, для которой фильм по комиксам = взрывы, драки, пафосные Алан Сильвестри или Циммер, — на «Джокере» заскучает. Оживится только под конец, когда и драки, и убийства, и погони завезут.
Музыка в «Джокере» — какой-то исполинский монумент. Хильдур Гуднадоттир — эту кудесницу с труднопроизносимым именем мы в этом году уже слышали. Ее саунд сделал нам очень больно в «Чернобыле» от HBO. Вот если эта женщина не отхватит премий, то я прям очень расстроюсь. С горя пойду, как герой Феникса в фильме «Я все еще здесь», записывать хип-хоп-альбом. Виолончель у Гуднадоттир иногда так надрывно ревет, как будто в соседней комнате кто-то вот-вот вскроет вены.
Сравнивайте, ругайте, запрещайте, но вы не можете не согласиться: столько внимания не было даже вокруг тех же последних «Мстителей», — это если говорить о комиксах. На «Джокера» не валили толпами, но обсуждали все, даже у нас».
Руслан Бакидов, бывший киновед «Молодежки», видеограф:
«Кажется, я останусь в одиночестве. Но «Джокер» не впечатлил совершенно. Мистер «Мальчишник в Вегасе» так увлекся игрой Феникса, что позабыл обо всем остальном (в том числе об интересном сценарии). Отсылки к «Королю комедий» и «Таксисту» в эпоху бесконечных кинопасхалок, которые пихают уже куда ни попадя, как минимум выглядят неуместно и ничего, ну вообще ничего, не добавляют истории. Вместо проблем общества — мешки мусора и пара сложных подростков. Вместо сложного персонажа — псих без таблеток с типичным набором проблем типа тяжелого детства (все это улучшено игрой Феникса и трындец как испорчено кошмарным дубляжем). Ну и самое отвратное — это использование Готэма, Джокера и пары Уэйнов лишь для привлечения внимания, а вовсе не потому, что режиссеру есть, что сказать на «околобэтменовскую» тему. По большому счету, «Джокер» — это скучный пересказ «Короля комедий» с элементами «Таксиста». Лучше бы я снова посмотрел «Темного рыцаря».
Полина Санаева, колумнист «Сноба»:
«Скажите же кто-нибудь подросткам (от 14 до 50 лет включительно), что Джокер — это не супергерой ни в одной вселенной!!! Ни в марвеловской, ни в DС! А «Джокер» — не супергеройский фильм, хоть в нем и убивают. А то, когда слушаешь чавканье и комменты девочек в белых кроссовочках, жующих мармеладки, становишься Джокером, только без пистолета.
В самом начале есть эпизод, когда Артур смешит мальчика, а его мама оборачивается и орет: «Не приставайте к моему сыну!» Такая агрессивная заранее. Агрессивная на всякий случай. Привычно-агрессивная.
И на меня безнадега накатила не от фильма, потому что, раз он такой есть, — кино живо и мир на него откликается. Тяжко было от тех, кто его смотрел тут со мной. Они были как раз такие, как в «Джокере» женщина с ребенком. Как те, от кого он не ждал ничего особенного — только чтобы они не были такими тупыми.
Слева, значит, девочки-единорожки — хихикали и непрерывно листали инстаграмы. Справа — обнимающаяся парочка. Впереди чувак даже не собирался справляться с отрыжкой. Просто пил кока-колу и рыгал с удовольствием и пользой для организма. Кто-то уронил стеклянную бутылку, и она покатилась. Кто-то комментировал в голос. Звонили телефоны. Парень во время сеанса отвечал в трубку: «Сижу на «Джокере»… Да так себе… Пока не заходит». Несколько человек вышли из зала через 15 минут. Другие через полчасика допетрили, куда попали, и сбежали разочарованные. И это не где-то в За*опинске, а в к\т «Октябрь» на Арбате.
Мне все это казалось дополнительным унижением для Артура-Джокера.
«Самое худшее в психическом заболевании — это то, что все хотят, чтобы ты вел себя, будто его нет», — было написано в его дневнике. И это для всего самое худшее. Но фильм не про то, как трудно психически больным среди здоровых, а про наоборот. Про то, что тупость и агрессия стали нормой. И улыбка в ответ никого не спасает. Скорее, провоцирует на удар по почкам.
Где-нибудь написано, как актеры живут после таких ролей? Как выходят из образа? А то страшно же за Хоакина. Феникс, мне кажется, может до конца жизни нигде не сниматься и вообще ничего не делать — самое главное уже свершено.
На фоне «Джокера» особенно жалко смотрятся афиши нового российского фильма «Девочки бывают разные», которыми увешан холл «Октября». Очередное *овнище с переодеванием в платья и бритьем мужиков. Будто мировой кинематограф существует в 2020-м, а наш — в 1947-м. По постеру ясно, что «В джазе только девушки» 1959 года космически выше того, что сняли сейчас в России. Но можно не сомневаться, что с этой публикой новая комедия с Нагиевым в главной роли принесет создателям миллионы. Как, например, «Бабушка легкого поведения».
А вы говорите, «Джокер» — страшный фильм…».
Зайнаб Алимирзаева, сотрудница пресс-службы мэрии Махачкалы:
«Читаю в Сети отзывы тех, кто посмотрел «Джокера». Я смотрела в день премьеры.
Как ни странно, фильм понравился всем тем, кто никакие части никаких вселенных не смотрел. Больше взрослым.
Тем, для кого Джокер был психом, маньяком, циником, близким им по духу, Артур скучен и неинтересен.
Это та самая толпа, которая ходит в масках и их души требуют кровавых перемен.
То есть «очеловечивание» Джокера, история о том, почему он стал тем, кем стал, мало кому интересна. Очеловечивание вообще — скучно.
А ведь именно агрессивная среда его породила. Это вроде бы вымысел, но это настолько жуткая, леденящая душу правда, от которой тебе становится не по себе.
Каждый из нас, тех, кому далеко за тридцать, был на его месте. В этом мире, полном безразличия и несправедливости, в мире, где трагедия маленького человека для общества — ноль.
Комментарии типа «я ждал истории Джокера, да, хороший актер, но это не Джокер» — ужасают.
Молодежи неинтересно, почему Артур стал Джокером, им нужна динамика, экшн, кровь, они заточены на негатив.
В жизни всё абсолютно так же.
Почитайте комментарии под любыми новостями в соцсетях. Обезличенные Джокеры в клоунских масках обесценивают всё и вся, им неинтересна правда, их не трогает добро.
Это фильм о том, что творится с нашим обществом. Вне зависимости от того, где именно это происходит — в Готэме или Хасавюрте.
Есть такие фильмы, которые рассчитаны на узкий круг зрителей, наверное, этот — один из них.
Сравнивать то, что сделал Хоакин с Леджером или другими Джокерами, — это сравнивать несравнимое.
Джокер — это социальная драма, это трагедия, это надрыв.
Это Родион Раскольников, живущий впроголодь на Гороховой улице, у которого от реальности, окружающей его, рождаются жуткие идеи проверить себя, убить человека.
Это десятки героев русской и зарубежной литературы, которых коснулась драма «лишнего человека».
Это фильм о каждом из нас.
Если вы не готовы морально смотреть хорошее кино, просто не идите в кинотеатр».
Вали Муртузалиев (Dj Villy Vally):
«Есть два варианта просмотра фильма «Джокер»: получить удовольствие от актерской игры Хоакина Феникса и попытки понять суть происходящего, глубину трагедии персонажа, неоднозначной оценки героя. Во втором случае обязателен просмотр всего цикла историй о Бэтмене или, что недостаточно, хотя бы части — с участием Джокера. Для гурманов настоятельно рекомендую «Темного Рыцаря» с Хитом Леджером, игрой не уступающего Хоакину, но по сценарию не оттягивающего на себя столько внимания, как последний».
Рашид Акавов, бывший министр печати и информации Дагестана, проректор Даггоспедуниверситета:
«Только вернулся с просмотра «Джокера». Сильная игра Феникса, саундтрек, операторская работа — все на высоком уровне! Сценаристы уловили важный и актуальный сегодня в обществе тренд — обществу нужен Джокер! Зал был полон преимущественно молодыми людьми до 30 лет… И если в самом начале слышны были смешки, звуки мнущихся пакетов и негромкие разговоры, то уже ближе к середине фильма зал практически затих и смотрел и слушал очень внимательно! Может, создатели фильма, остерегаясь столь явного вектора, к концу истории снизили, смяли финал… Фильм очень интересный и его можно и нужно просмотреть еще раз!»
Читайте также:
Будем посмотреть. Подборка осенних телепремьер
Правосудие настигнет каждого. Неважно за что. Фильмы о невинно осужденных
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta