Море развязывает любые узлы – это знает любой рыбак. Каждый, кто познал ожидание, морскую качку, натянутую тетиву лески, промерзшие пальцы, которые потом не разгибаются, тяжесть весла, тоску по берегу, особенно когда море ходит ходуном, а волны по лесенкам пытаются дотянуться до неба. Каждый, кто чувствует любовь к своей лодке, как к любимой женщине, которая не просто с тобой, никогда не откажет, но и кормит тебя, – связь похлеще любой другой. Хотя тут, наверное, есть рыбаки, которые бы поспорили и закинули крючок негодования – кто мы такие, чтобы это оспаривать?! Ответим им, что тут не до споров – только уважение. Собственно, чтобы проявить его лишний раз, мы и поехали в Аверьяновку Кизлярского района, чтобы воочию увидеть обожженных солнцем и закаленных ветром Каспийского моря дагестанских рыболовов и плоды их трудов.
Ехали-ехали и доехали. А потом не хотели возвращаться. Потому что женщины и мужчины Кизлярского района — навсегда на ты с морем и, как оказалось, с кулинарией — сделали так, чтобы мы, жители, оторванные от земли и моря, навсегда запомнили то, как много мы теряем за своими гаджетами.
Обойти подворья – дело нехитрое. Но очень медленное. Все потому, что в каждом из них встречают как в последний раз, думая, что мы больше не вернемся. Правда, они еще не знают, что в глубине души мы уже для себя все решили. Вернемся, и не раз.
Заходим в первый – высушенный осетр встречает немигающим взглядом, на столе ассортимент из разряда «тут неделю дрейфовать можно». Все из рыбы – котлеты, курзе и пирожки, пироги и… арбуз с фруктами. Мы не спрашивали, но если и фрукты из рыбы, то удивимся не очень сильно.
Тут же рядом – народное творчество. На вполне настоящей лодке сидят куклы жителей Кизлярщины в национальной одежде. Камыш. Жара. Если хорошенько проникнуться атмосферой, то можно прикинуть, о чем думают влюбленные. Или, может, это – супружеская чета, которая вместе поймала не одну рыбку. Кто знает, возможно, ту самую – золотую.
Играет музыка – жаль, что они не сорвутся и не пустятся танцевать гопака. Хотя… еще не вечер.
Да и мы пока можем их заменить – пусть сидят.Еще одно подворье – на балясинах качаются кутумы и лещи. Мы тут было вспомнили нашу братскую спортивную рубрику «Чапалах», но это все же немного другая история.
Колоритный мужчина в шапке-кубанке из каракуля готовится к таинству. Ему помогают и подначивают друзья: «Давай-давай! Перекреститься не забудь».
Он снимает шапку, крестится, открывает крышку казана — оттуда валит пар, уха на огне имеет свой непередаваемый запах — и выливает в уху немножко жидкости из огромного припасенного бутыля – то ли уксус, то ли нет. Кто ж знает. Остается только догадываться и предполагать.
Параллельно идет награждение отличившихся хозяйств и рыболовов. Награды вручает администрация Кизлярского района. Местные ансамбли сопровождают это действо танцами и песнями. Раздается залихватское и-и-и-ху, и тут уже ничего не попишешь. На самом деле – и-и-и-ху.
Женщины в кокошниках затягивают:
Чарка на посошок,
Погуляли хорошо,
А за нею новая
Чарочка медовая.
И на самом деле, тут уже не как в той сказке: по губам текло и в рот не попало. Тут немного другие расклады.Для детей выступают аниматоры, взрослые смотрят на выступления местных танцоров, и День рыбака перестает быть томным. Сверху жарит солнце, но народ не спешит расходиться – все еще впереди.
Автор материала подходит к огромному казану, где варится уха, и мужик с роскошными усами говорит:
— Давай попробуй. Эта уха с секретом, — и добродушно подмигивает.
— Каким?
— Ты поешь – потом вернись, и я расскажу.
Уха в тарелке, тарелка – в руках. Я ретируюсь под березку и сажусь трапезничать. Так себе слово, и не современное вовсе, но тут очень даже применимо. Я бы сказал, к месту.
«На недельку до второго мы уедем в Комарово», – гудит динамик. Но мне уже не до этого.