Не «заболеть» эгоизмом, совершать добро, быть полезным для людей — этим постулатом и руководствовалась педагог Рукият Абакарова всю свою короткую яркую жизнь.
Немного истории. Как-то в один из дней – это было в 1993 году — министру образования Дагестана Бадави Гаджиеву секретарь сообщила, что его приема настойчиво добивается аспирантка Пятигорского института иностранных языков Рукият Абакарова. «Ну что ж, если добивается, пусть войдет», — коротко бросил Бадави Саидович.
В кабинет вошла красивая энергичная девушка. Пытливый взгляд ее больших лучистых глаз привлек внимание министра. Она повела речь о создании научно-экспериментальной лаборатории по формированию в обществе добрых отношений. Бадави Саидович внимательно выслушал и в тот раз отправил ее ни с чем. Предложение девушки звучало фантастически. Но министра оно не оставило равнодушным. Позже он ее вернул и попросил изложить сказанное на бумаге. И когда она выполнила поручение министра, он дал свое согласие на создание этой лаборатории на базе школ Каякентского района… …Рукият Абакарова родилась в 1961 году в с. Башлыкент Каякентского района. Семья Абакаровых, в которой росла и воспитывалась Рукият, была многодетной: у Кахрумана и Шерипат было два джигита-сыночка — Абумуслим и Джамалутдин и пять лапочек-дочек – Хамике, Умухайбат, Атикат, Ру-кият и Меседу. И не удивительно, что девочка росла трудолюбивой, с добрым сердцем, любознательной, стремящейся к знаниям. Шерипат, мать Рукият, долго болела, была прикована к постели, и девочкам с раннего детства пришлось взвалить на свои хрупкие плечики трудности домашней работы. А это не только приготовление пищи, уборка жилья и стирка белья. Это и скот, который необходимо накормить, убрать за ним, пасти. Это еще и огород, в котором нужно вскопать землю, посадить овощи, окучить и обработать их от сорняков, полить. Воду тоже носили на себе. Правда, отец большого семейства Кахруман старался облегчить труд девочек: мастерил маленькие и красивые коромысла, покупал ведра поменьше.
От учебы детей тоже никто не освобождал. А поскольку с самого раннего возраста тяга к знаниям в этой семье была, пожалуй, основным увлечением, то на сон им оставалось 4 — 5 часов в сутки. В любое свободное время дети хватались за учебники, которые всегда находились рядом. А мама своим зорким взглядом постоянно наблюдала за девочками, не позволяя им расслабиться. Она хорошо знала, насколько сложна жизнь горянки, и всеми силами готовила своих любимых дочерей к ней. Девочки с детства были приучены к порядку в доме и в сердцах. И сейчас, по прошествии стольких лет, когда давно нет рядом ни отца, ни матери, сами став матерями и бабушками, они благодарны родителям и за то, что дали им жизнь, и за науку, которую те преподали им, и за доброту, которую им привили. Все дети получили хорошее образование, состоялись как личности.
Кахруман старался содержать большую семью в достатке. Он с сыновьями тоже трудился не покладая рук, был добрым и ласковым, насколько позволял горский этикет. Он мечтал о том, что дети его обязательно получат высшее образование. Так и случилось. Старания родителей не пропали даром. Хотя родители рано ушли в мир иной, их дети по сей день дружны. Кахруман и Шерипат воспитали достойную смену, закаленных в труде, воспитанных в горских обычаях, сильных духом людей.
В 1984 году Рукият окончила ДГПИ, факультет русского языка и литературы с дополнительной специальностью «Педагогика», начала трудовую деятельность учителем русского языка и литературы Утамышской средней школы, позже работала учительницей в Башлыкентской школе. В 1988 — 1992 годах была методистом по воспитательной работе Управления образования Каякентского района. В 1990 году она поступила в заочную аспирантуру Пятигорского института иностранных языков на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. С 1993 года — автор, создатель и руководитель научно-исследовательской лаборатории по формированию добрых человеческих отношений в Каякентском районе. Бадави Саидович выполнил свое обещание.
В 1995 г. Рукият Абакаровой была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук. С 2005 года по совместительству она работала преподавателем кафедры социальной педагогики и социальной работы Даггоспедуниверситета, вела авторский курс «Педагогика формирования добрых человеческих отношений». На основе материалов лаборатории в 1999 году Рукият организовала республиканскую научно-практическую конференцию, провела четыре всероссийские научно-практические конференции с презентацией идей и проектов, с участием ученых и практиков из Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга, Пятигорска, Кисловодска, Грозного.
Ею опубликовано 35 научно-методических сборников. Результаты поисковой работы обобщены в трех монографических исследованиях: «Теория и практика формирования добрых человеческих отношений», «Формирование добрых человеческих отношений: интегративный подход», «Технология формирования добрых человеческих отношений». Проходит апробацию проект «Сад — школа — вуз — колледж — социальное окружение формирования добрых человеческих отношений» в образовательных учреждениях Каякентского района, в Даггоспедуниверситете и в ряде других средних и высших образовательных учреждений Дагестана и России. Рукият Абакаровой разработан учебно-методический комплекс для вузов. Совместно с сотрудниками Каякентской научно-исследовательской лаборатории по ФДЧО она подготовила проекты методических пособий для 1 — 11 классов «Формирование добрых человеческих отношений». Она же автор проектов: «Школа формирования добрых человеческих отношений», «Центр формирования добрых человеческих отношений», «Стабилизация социальной обстановки в обществе через формирование добрых человеческих отношений», «Как увеличить производительность труда через усовершенствование межличностных отношений». Ее методические разработки стали пособием для воспитателей детских садов и учителей школ. Рукият — победитель конкурсов на грант Президента Республики Дагестан в номинации «Оригинальный проект» и Всероссийского конкурса «Наши родители» в номинации «Бесценный опыт». За добросовестный труд и успехи в воспитании подрастающего поколения она награждена нагрудным знаком «Отличник образования Республики Дагестан» и Почетной грамотой Федеральной службы Российской Федерации «За активную жизненную позицию в антинаркотической борьбе и пропаганду здорового образа жизни».
Рукият писала стихи. Они изданы сборником «В добрый путь». Народный поэт Дагестана Камал Абуков дал такую оценку ее стихам: «Талант – это открытие. Рукият Абакарова удивила меня земной, человеческой открытостью, доверием к людям – живым и ушедшим от нас. Ее поэзия естественна – со всеми противоречиями, несогласиями с обыденностью, которая губит все лучшее в нас, творящих личностях». Стихи ее полностью соответствуют ее сущности, ее нравственным устоям и ее жизни.
Чем лучше наша жизнь,
тем человечней люди,
Любовь и доброта
во всех сердцах пребудут.
Любовь и доброта –
нет ничего дороже
Тепла плеча к плечу,
что ощущаем кожей.
Пусть меньше будет тех,
кто совестью торгует,
Пусть больше будет тех,
кто радость нам дарует.
Пусть мой народ от сна
тяжелого проснется
И солнечный поток
дождем с небес прольется.
К сожалению, в самом расцвете творческих сил Рукият Кахрумановна ушла из жизни, оставив после себя много начатых добрых дел. Получилось так, что Рукият передала свое любимое дело дочери Заире, тоже педагогу. Она ушла с надеждой на то, что детище ее жизни – формирование добрых человеческих отношений – войдет в школьную программу. Эту надежду вселил в нее Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов, который при встрече с ней одобрил разработанные ею программы и методички. Пусть сбудутся мечты и чаяния этого необыкновенно чистого, доброго, любящего людей человека уже в этом учебном году!
Эмма Тыщенко