Колумбия, друзья, это не только кофе, кокаин и «Колумбия — Япония — 1:2», но и обращение к собакам на «вы». А еще там самые улетные места! Ой, простите — «летные». Кому, как не парапланеристу, о них знать. О том, насколько красивы с высоты птичьего полета Колумбия, Бразилия, Кения и Непал, влюбленный в небо Марсель Магомедов рассказал «Молодежке».
— В Колумбии лучше всего летать. Там хорошие погодные условия — база облачности, перепады температуры по высотам. Это одна из самых солнечных стран мира. Есть горные гряды с широкими долинами, где можно в любой момент безопасно приземлиться. В Колумбии очень облетанное место — Ролданилло. Там лучше всего не только потому, что классно летать, ведь классно летать во многих местах, а потому, что соотношение жесткости воздуха, погодных условий и возможности летать вполне соизмеримое.
– Говорят, колумбийцы очень добрые и приветливые люди. Это так?
– Это самые хорошие люди, которых я когда-либо встречал. У них очень теплые взаимоотношения между собой. Могут, к примеру, встретиться на улице и так душевно обняться, обрадоваться друг другу. Мы снимали комнату у одной местной жительницы. Она была очень внимательная. Я, например, не ем помидоры. Узнав это, специально для меня приготовила другой омлет. В Колумбии и Бразилии культ мяса. Там есть такие рестораны, которые называются «Чураскория», где предлагают обжаренное мясо на вертеле на пробу, и ту часть, которая посетителю нравится больше, он и может заказать. Кстати, оплату в ресторане проводят на входе, это типа нашего депозита. Но при этом заказывать и есть можно сколько душе угодно. Еда там дешевая.
У каждого народа мира свои особенности, традиции, кухня… Попадая в чужую для себя среду, мы с любопытством узнаем обо всем, начиная с того, как принято себя вести, заканчивая необычностью кухни, чтобы не было слишком остро или пресно. Колумбия, после Бразилии, занимает второе место по производству кофе. Кстати, колумбийцы в кофе кладут кусочек соленого сыра. Говорят, так вкуснее.
Абсолютно все колумбийцы обращаются друг к другу на «вы». Представляете, даже к животным! «Собака, вы сегодня не завтракали, идемте есть…» Кстати, собак они подзывают — «кис-кис».
Но то, что для нас может показаться смешным, удивительным или необычным, для них норма жизни. Хотя, если сравнивать, то у нас обращение на «вы» это дань уважения к адресату, а для колумбийцев перенимаемая с детства привычка. Получается, что там все друг другу немного «родственники», потому как обращение «вы» дополняется — mamita (мамочка), papi (папочка), mi hijo (сын мой). И если вы спрашиваете, как пройти в библиотеку, а вам отвечают — «Мамито, вам пять кварталов вниз и столько же налево», — не удивляйтесь. Не такая вы уж и старая. У них это нормально. Кстати, на прощание (или в завершение разговора) колумбийцы друг друга всегда благословляют. В Колумбии живут глубоко верующие люди, которые постоянно посещают католическую церковь. Но при этом некоторые из них в открытую предлагают кокаин. Вот такие вот контрасты.
А выходные для колумбийцев — это родительский день. Где бы ни находились, всегда едут к маме с папой.
– Помимо парапланов, что еще любят местные жители?
– Они, как и мы, любят футбол. А во время игр национальной сборной почти все носят фирменную футболку желтого цвета. Во многих крупных компаниях в эти дни сотрудников даже обязывают ходить так на работу. Такой вот разовый дресс-код. Люди там очень спортивные, и во многих дворах имеются хорошие спортплощадки.
– Кроме Колумбии, у тебя под крылом побывали Бразилия, Кения, Непал. Какие самые яркие впечатления привез оттуда?
– В Кении мы ездили на озеро Баринго. Там очень много животных. Недавно в передаче «Что? Где? Когда?» был вопрос: почему в самые жаркие дни вода в Баринго поднимается? Оказывается, животные, которые там обитают, в нем спасаются от жары.
На небольших лодках мы проплывали мимо крокодилов и бегемотов. Последние, как оказалось, самые опасные животные. Нельзя проплывать между бегемотами. Если окажется, что это самка и самец, последний может опрокинуть лодку, подумав, что на его самку охотится соперник. Тем более нельзя заплывать на лодке между самкой и ее детьми.
Случился с нами и казус. Там было большое дерево посередине воды, а на нем, как мы думали, заброшенное гнездо в дупле. Каждый из нас заглянул в него. Сами понимаете, любопытство взяло верх. Последним заглядывал друг Абдулла, уверенный, что там точно никого нет, раз столько туристов поглазели. А из дупла в этот момент вылетела птица и ударила его лапами по голове. Название ее мы не запомнили, но крупно повезло, что небольшая (размером в две вороны) и не клюнула в глаз.
А в Непале невозможный поток транспорта, и он постоянно сигналит. Это очень бьет по нервам. Оказывается, их водителей стали предупреждать, чтобы не пугали туристов и поменьше сигналили. В отличие от других мест, где я был, в Непале и дороги неважные. Почувствовали себя как дома.
— Раньше мальчишки космонавтами мечтали стать, а теперь как минимум в президенты метят. Ты, наверное, в числе первых?
— Я, как и все дети, мечтал быть космонавтом, потому что мне казалось, это — суперкруто! Желал испытать ощущение полета. Но, когда уже стал более разумным, понял, что не так уж это и круто. И в этот период захотелось уже более осознанного полета, не связанного с техникой, а приближенного к свободному парению птицы. Тогда мне исполнилось десять лет. В то время уже были дельтапланы и только стали появляться парапланы. Они имели преимущество: весят намного меньше, собирать их, как дельтаплан, на старте не нужно — разложил и полетел. Некоторые шутили, что горнолыжники скоро станут парапланеристами, потому как в горы подниматься все равно надо, а полет все-таки намного ярче, чем горнолыжный спуск. Но на каждый вид спорта есть свои любители.
— Что чувствуешь, когда летишь?
— Свободу. То ощущение полета, которое хотел почувствовать, ничто, по сравнению с тем, что я действительно испытал. Оно намного круче! Есть схожесть ощущений между — летать во сне и наяву, но сам полет намного ярче. Полет — это стопроцентная концентрация. Это магическое противоречие: релакс через концентрацию. Восторг и страх одновременно.
Поначалу у меня был страх высоты. Но храбрый человек не тот, кто не боится, а тот, кто преодолевает свой страх. И эта постоянная победа над собой — тоже огромное ощущение, помимо даже того, что дает сам полет. И вообще, каждый новый полет — это разные ощущения. На одном и том же месте они могут быть совершенно иные. Все зависит от погоды.
Нужно очень тонко знать микрометеорологические процессы, которые происходят: силу и направление ветра по высоте, вычислять, на каком уровне образуется облачность… По времени полет на параплане длится по-разному. Самый мой продолжительный был шесть с половиной часов. В Колумбии. Столько же пролетел недавно: начал в Дагестане — приземлился в Чечне.
— Зачем тебе машина? Летай до работы…
— Жаль, что это невозможно. В городах обычно огромное количество проводов, а это очень опасно. Если мы летим над населенным пунктом и знаем, что может не хватить высоты, чтобы его перелететь, всегда останавливаемся заранее.
— У моряков считается, что женщина на корабле — к беде. А как у вас?
— У нас это нормально. Есть девушки, которые летают сами, но в Дагестане чаще всего катаются на параплане с инструктором. Для этого бывают специальные парапланы-тандемы, которые выдерживают большой вес, свыше 200 кг.
— У парапланеристов есть какие-то суеверия?
— Да. Нельзя говорить «последний полет». Вместо этого говорим «крайний» — «Вот когда я крайний раз летел…» Кстати, летаю уже 20 лет и до сих пор считаю, что еще не научился этому.
— Самая большая опасность для парапланериста какая?
— Опасность заключается в том, что человек может неправильно соизмерять свои возможности и погодные условия. А то, что параплан всегда находится в машине, может не удержать от желания полететь. Несмотря на погодные условия. Если говорим, что мы экстремалы, подразумеваем, что занимаемся опасным делом. Когда ты находишься в воздухе, так или иначе подвергаешь себя какой-то форме опасности.
— Неделю назад в Грузии избили парапланериста Федора Челышева. По его словам, за «передел бизнеса». Насколько сильна конкуренция между парапланеристами, и существует ли между вами братская взаимовыручка?
— Не секрет, что за «облетанные» места берут деньги. С Федором лично не знаком, но такие случаи имеют место быть, если мы говорим о парных полетах. Парапланеристы, работающие в тандеме, платят кому-то для того, чтобы у них была возможность взлететь. Это нормальное явление. Для соло-пилотов, таких как я, вообще никаких проблем нигде не возникает, поскольку у нас есть своя пилотская лицензия. Иногда мы платим за страховку и место приземления, но это незначительная сумма. Такая практика считается нормальной во всем мире.
Если двое парапланеристов метят на одно и то же место, уступить должен тот, кто летит выше. Тот, у кого более маневренный летательный аппарат, должен уступить тому, у кого он менее маневренный. Когда при наборе высоты обрабатываешь восходящий поток воздуха, случается, что ты можешь повести себя некорректно и кого-то выдавить из него, но на посадке такого не бывает. Мы обычно руководствуемся правилом, как говорят автомобилисты, — не подрезать. Очень часто на чемпионатах мира по парапланеризму человек жертвует своим первым местом, чтобы выручить товарища, который неудачно и неожиданно приземлился, оказывает ему помощь.
— С чего начинать новичкам?
— Со знакомства с другими парапланеристами региона. Кстати, в дагестанском клубе у парапланеристов очень добрые и уважительные взаимоотношения. В других сообществах я такого не наблюдал. Скорее всего, это связано с тем, что у нас есть уважение к старшим, братская взаимовыручка. Новичкам рекомендую познакомиться с пилотами, которые подскажут, как и где лучше всего летать. Парапланы бывают разными. Начинающим нельзя выбирать крутые, потому как это опасно для жизни. А учиться лучше всего в Пятигорске. Там хорошие инструкторы.
Регина Курбанова
Читайте также:
Полный мундиаль! Заметки очевидца
С батлом, но без драки. Как отмечали в Махачкале День молодежи
Боксерша Ярослава Якушина: Хочу выступать за Дагестан