Полутораметровая пирамида из камней и семь каменных же стел вокруг нее. Так дагестанские художники Тагир Гапуров, Елена Гапурова и Зайнутдин Исаев вместе с жителями села создали инсталляцию в память о гунибцах, выселенных после пленения Шамиля в 1859 году. На месте разрушенного и заброшенного Старого Гуниба. Ныне часть переселенцев живет в селениях Аркас и Манасаул Буйнакского района.
«Время собирать камни»
Этой ране уже больше 150 лет, и впервые появился памятник этим людям. Впервые появилось место, куда потомки коренных гунибцев могут прийти, подумать, вспомнить, оплакать. Памятник без пафоса, мрамора и металла. Из простого материала, который валяется под ногами — камня. В том числе — из остатков разрушенного села.
Камень — простой и в то же время удивительно точно подобранный символ стойкости горца. «ГамачI». Как сказал кто-то из аркасцев: «Кто знает, возможно, именно к этому камню прикасалась рука моего предка».
Творческая группа жила здесь в палатках. Художникам помогали местные жители. Кормили художников, делились воспоминаниями, приносили камни. На открытии инсталляции «Память» некоторые из приехавших аркасцев и манасаульцев не могли скрыть слез. Кто бы мог подумать, что современное искусство способно так трогать. Теперь каждый может оставить свой «камень памяти» в общей горке камней. «Пришло время не разбрасывать, а собирать камни», — считают художники.
Пирамида еще строится. По проекту она вырастет до двухметровой высоты на основании с трехметровым диаметром. Без раствора.
«Прошлое Гуниба меня интересует меньше всего»
Илья Герних из Санкт-Петербурга приехал снимать экспериментальное кино о Гунибе. Окончив академию искусств в Праге, он уже лет десять снимает короткометражное кино, не похожее ни на что. «В современном обществе, когда визуальный мир стал массовой реальностью, мы ценим простоту и лаконичность выше манерности и излишества», — гласит сайт студии «Лава Гедеон», в которой Илья арт-директор.
Руки режиссера в загадочных татуировках. Рядом с Ильей его помощница Настя Гарнова. На верхней части ее груди — большая татуха с фэнтезийным животным. Объясняет, что это лев Святого Марка — с картины итальянского живописца эпохи Возрождения. Настя изучала искусствоведение в Питере — все понятно. Но не до конца.
Группа погружена в творческий процесс. Когда Илья сидит со всеми за обеденным столом меж шумных разговоров, шуток гунибцев и гостей села, его взгляд будто направлен в пустоту. Словно он в этот самый момент видит перед глазами кадры будущего кино.
— Нам несколько раз говорили, что видели много фильмов про Дагестан, но ни один до конца не отражал истинное положение вещей. Мы придумали такой ход — пусть жители сами снимут видео и расскажут про свое село, — рассказывает режиссер. Так что снимает не только Илья, но и местные жители — таково условие проекта. Из этих фрагментов восприятия и склеится потом фильм «(Взаимо)действие». Материал будет отснят за десять дней, а вот увидеть его гунибцы смогут только через месяц. Потом фильм, возможно, поедет на кинофестивали, а в конце года автор обещает выложить его в открытый доступ.
— Мы спускались из Верхнего Гуниба и просто зашли в дом, который мне понравился. Из него вид открывается почти на 360 градусов. Его житель рассказал нам, как изменилось село за многие годы, — говорит режиссер. Илья признается, что сам он человек скорее закрытый, и, наверно, потому общительные люди, которых он встретил в Гунибе в избытке, вызывают у него удивление, смешанное с восхищением. «В каждом доме нас приглашали за стол, и на третий день у меня возникла мысль «Как они не устают от постоянных гостей?». Для меня это удивительно».
Визитная карточка Гуниба — его история. Но Илью интересует прежде всего настоящее. «Конец истории — это всегда сегодня. То, что происходит с людьми сейчас, — интереснее и важнее. Здесь буквально каждый норовил рассказать нам про события Кавказской войны, и мне показалось, что люди немного зациклены на истории. На второй день мы уже просили говорить о более личных, человеческих, приземленных вещах. Но людей очень сложно перевести на откровенный разговор. Один 12-летний мальчик вначале мне тоже рассказывал про войну и имама Шамиля, а через час мы так подружились, что он разоткровенничался: «Только одного мне хочется — чтобы на площади появилось футбольное поле». То ли местные жители в принципе не делятся с чужими личными переживаниями, то ли просто не привыкли выражать глубинные чувства. Для меня это пока непонятно».
«Людям нравится обнимать книги»
Художник и фотограф из Москвы Наталия Балута щеголяет по гунибскому музею в необычной белой футболке собственного изготовления — спереди стилизованное блюдо, разрезанное на шесть частей, на спине слово «ботыш». Это еще один пример того, как о нашем, привычном, дагестанском можно сказать свежо и стильно. Уверен, если поставить выпуск таких футболок на поток, желающих приобрести ее в качестве сувенира будет достаточно.
А вообще, в музее Наталия Балута провела презентацию своей кулинарной книги, созданной и напечатанной всего за неделю, не выезжая из Гуниба. Книга полноценная — с обложкой, предисловием и картинками, только необычная — состоит из нескольких маленьких книжек. В одной — высушенные ветки чабреца, крапивы и полыни, в другой — рецепты блюд, записанные каким-то символическим языком, в третьей — фотографии горных просторов. «Гуниб — сложное место, в котором не все увидишь сразу. Открывать его нужно по частям — такой получилась и книга», — рассказывает автор. По ее словам, в цифровую эпоху людям все равно нравится обнимать книгу, листать страницы, вдыхать краски. Поэтому автор попыталась привнести в нее даже запахи трав.
Неделю она собирала семейные рецепты, под руководством гунибских хозяек готовила разные блюда, но признается, что главные секреты передать в книге не смогла. «Их можно получить, только когда готовишь вместе. Дочери получают эти знания от матерей, из поколения в поколение. Через еду вы связаны с предками. Рецепты таких блюд, как хинкал, ботишал, чуду, оформились через века, каждое блюдо, как окаменелости, несут на себе печать прошедших веков».
«Жил-был пастух… У него всегда были в запасе кукурузная лепешка, кусок овечьего сыра да ключевая вода. А с такой пищей проживешь хоть сто лет», — это цитата из дагестанской сказки, прочитав которую, художница заинтересовалась дагестанской кухней. Книга «Проживешь хоть сто лет» пока только в единственном экземпляре. Но, как обещает автор, осенью в Москве будет напечатан полноценный тираж. Наталия часто бывает на выставках по всему миру и благодаря книге расскажет о Гунибе сотням и тысячам людей.
В Гунибском краеведческом музее (филиале Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи) при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, Музея истории города Махачкалы, местной администрации и Природного парка «Верхний Гуниб» прошел второй этап самой южной арт-резиденции России. Это событие — часть проекта «Царская поляна. Арт-Гуниб», ставшего победителем грантового конкурса Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире».
Три заключительных дня арт-резиденции вместили в себя еще много — мастер-классы от резидентов, воркшоп, на котором гунибцы учились создавать сувениры для туристов. Напоследок Государственный оркестр народных инструментов Дагестана в Верхнем Гунибе в яблоневом саду играл музыку наших композиторов.
Идея приглашать в село художников со всего мира, чтобы они могли здесь работать и вовлекать в творчество местных жителей, сработала. И это только начало, уверены директор Гунибского музея Патимат Алискандиева и замдиректора Музея истории города Махачкалы Наида Дибирова. В планах проекта еще создание мини-музеев в гостевых домиках. Пока готов только один — Домик трав на базе гостевого дома «Березка».
Дамир Саидгазин
Читайте также:
В Дагестане начинается второй этап проекта «Царская поляна. Арт-Гуниб»
Художники из регионов России поработают в Кубачи
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta