В пятницу в выставочном зале Союза художников Дагестана открылась выставка «Слова камней. Опыт чтения и трансляции наследия Кала-Корейша». В экспозицию вошли 3D-модели древнего села, копии каменных надгробий, деревянных дверей мечети и других уникальных артефактов.
Кала-Корейш – одно из покинутых сел Дагестана. По преданию, это бывшая столица Кайтагского уцмийства – один из первых центров распространения ислама в Дагестане. Село основано потомками арабского племени курайшитов, из которого происходил пророк Мухаммад.
Организаторы – этнографический музей «Дагестанский аул» и благотворительный фонд «Пери» – с помощью современных технологий перенесли в музейное пространство «мир ушедшей культуры». Выставка уже с успехом демонстрировалась в Государственном Эрмитаже и Музее Альберта и Виктории в Лондоне.
«Артефакты с помощью 3D-сканера с высоким разрешением воссозданы с точностью до мельчайшей черточки, — пояснила директор музея Зумруд Сулейманова. — Создание подобных копий – большой труд. Проделана огромная работа, чтобы сегодня многие, кто не может посетить труднодоступное село, могли бы посмотреть это все здесь. Конечно, никакая копия не заменит подлинник. У нас с вами пока еще есть возможность прикоснуться к святыням своего народа, но снег, дождь, ветер неумолимо делают свое дело. Поэтому, оцифровывая шедевры, мы сохраняем их навсегда. Новые технологии позволяют рассказать о них на доступном современном языке».
Идея реставрации арабских рукописей и создания копий памятников Кала-Корейша возникла в 2015 году у французского художника-дизайнера Рашида Карайши. Его предки происходили из рода курайшитов, поэтому он мечтал побывать в Дагестане. В тот год мечта сбылась. Гостя из Франции заинтересовала дагестанская культура. В особенности – восточные рукописи, хранящиеся в рукописном фонде Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, в ДГУ и частных коллекциях. Он предложил их реставрировать, а в следующий свой визит в Дагестан позвал с собой заведующего отделом реставрации рукописей Центра культуры и наследия «Джума аль-Маджид» (ОАЭ) Басама Дагестани и руководителя фонда Factum Foundation (Испания) Адама Лоуэ.
Вскоре в Институте искусств, археологии и этнографии открылся Центр реставрации рукописей. Туда передали современное оборудование, обучили сотрудников. Началась работа по возрождению бесценных сокровищ духовной культуры народов Дагестана. Параллельно шла подготовка к выставке «Слова камней. Опыт чтения и трансляции наследия Кала-Корейша».
В 2015 году фонд Factum вместе с фондом «Пери» оцифровали все памятники кладбища Кала-Корейша, а также двери мечети XIII века. Экспедиция в село, по словам организаторов, длилась почти два месяца. Это упростило работу специалистов Дагестанского научного центра РАН, которые расшифровали и перевели надписи на памятниках.
Экспонаты созданы при помощи нескольких технологий – эстампаж, прорись, цифровое 3D-сканирование и моделирование. Отдельно проводился анализ текстов и орнамента.
Выставка включает в себя и работы, сделанные вручную. Например, прорись единственной точно датированной плиты XIV века из крепости Кала-Корейш выполнена рукой доктора искусствоведческих наук Мисрихана Маммаева в 1973 году. Плита находится в лесу на окраине села. Надпись на арабском гласит: «Смерть – истина, жизнь – обман. Смерть – чаша, и все люди пьют из нее. Могила – дверь, и каждый человек входит в нее».
Мисрихан Маммаев говорит, что памятники Кала-Корейша нуждаются в дальнейшем изучении.
«В Средние века в этом населенном пункте были созданы выдающиеся произведения камнерезного искусства, арабской эпиграфики, декоративной каллиграфии, имеющие огромное историко-культурное значение и художественную ценность, — отмечает ученый. — Памятники Кала-Корейша имеют длительную историю изучения, но немало вопросов, связанных со столицей Кайтагского уцмийства, остаются еще малоизученными, малоразработанными».
Директор Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Махач Мусаев считает, что камнерезное искусство и письменная культура в Дагестане не получили должного внимания в советский период, когда в республике проводилась целенаправленная работа по брендированию (Балхар, Унцукуль, Кубачи, Табасаран…).
«Камнерезному искусству не повезло из-за религиозной составляющей. Сделать это каким-то явлением в мировом искусстве, подобно табасаранским коврам и балхарским кувшинам, в масштабах России не получилось, — объясняет Мусаев. — Сейчас таких ограничений нет. Эта выставка имеет огромное значение для того, чтобы показать дагестанское камнерезное искусство. Кала-Корейш в этом случае очень репрезентативен. Село находится в самом центре кубачино-даргинской зоны. Считается, что там представлены лучшие образцы».
Культурная афиша (27 мая – 2 июня)
Продлится выставка до 30 августа. Организаторы надеются, что за это время желающие успеют познакомиться с памятниками Кала-Корейша, не выезжая из Махачкалы. Однако в то же время настоятельно рекомендуют увидеть это «место силы» в оригинале — насладиться замечательной природой, прохладной вкусной водой и произведениями искусства, которые хранятся прямо под открытым небом.
Анжела Гасанова. Фото — автора.
Читайте также:
В Кубачи открылся мемориал этнографа-кавказоведа Евгения Шиллинга
Дагестанский музей появился на интернет-платформе Google Arts & Culture
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta