В Дагестане туристам предложили дресс-код и правила пристойного поведения
В Дагестане инициативная группа разработала памятку туриста с правилами поведения и рекомендациями по дресс-коду. В списке нежелательного – классика: все то, что жители республики готовы обсуждать и осуждать в соцсетях в режиме 24/7. Юбки и платья выше колен, обтягивающие джинсы, просвечивающие вещи, глубокое декольте, короткие майки, обнажающие живот, для женщин и короткие шорты с майками – для мужчин. Составители также напоминают гостям о порицаемых в республике поцелуях и объятиях на публике, курении и употреблении алкоголя в общественных местах.
В числе составителей памятки указаны Ассоциация благотворительных фондов Дагестана «Друзья Милосердия», Федерация конного спорта РД, добровольческое движение «Сподвижники добра», доктор исторических наук, профессор Хаджимурад Доного, основатель туристического проекта «Нескучный сад Салмановых» Камал Салманов, руководитель дизайн-студии Burak Buro Аида Дагирова при согласовании отдельных пунктов с отделом фетв муфтията Дагестана. Авторы обещают туристу: «Если придерживаться этих правил, ваш отдых станет незабываемым событием и вы еще не раз вернетесь в нашу республику».
«Памятка была необходима»
В социальных сетях появление такого «документа» приветствовали не все, посчитав подобные рекомендации нетерпимостью и демонстрацией своего превосходства над приезжими. Сторонники же ограничительных правил уверены, что так будет лучше всем: не только местным, но и самим туристам.
Автор проектов «Этнохостел в Дербенте», «Битва блогеров в Дагестане» и стрит-арт-фестиваля «Стена» Тельман Раджабов считает, что такая памятка была необходима и ждали ее больше от официальных органов. Но «народ не дождался и сам все организовал».
«Например, в том же «Этнохостеле в Дербенте» туристы регулярно обращаются к администраторам за подобными правилами: как одеться, можно ли туда сходить, как правильно поступить? Подавляющее большинство туристов прекрасно относятся к местным обычаям и не высказывают никаких претензий. Такого рода памятка полезна в том плане, что турист уже до приезда может подготовиться к поездке. Например, подобрать правильный гардероб.
На мой взгляд, изданная памятка вызывает вопросы не у приезжих, а у части дагестанцев, потому что это для них подобные правила неуместны. Наше общество довольно разнообразное, и кажется, что мы еще не определились с памяткой для самих дагестанцев. Поэтому нередко туристы, покорно соблюдая данные им рекомендации, могут сказать: а мы сейчас видели на улице или в кафе местных – так они сами ничему из этого не следуют. В таком случае как мы можем что-то говорить другим?» – прокомментировал для «Молодежки» памятку Раджабов.
Памятка на памятке
Среди скептиков звучат также вопросы: кто наделил полномочиями отдельные группы людей составлять подобные рекомендации и почему все остальные должны им следовать?
В министерстве по туризму и народным художественным промыслам Дагестана подчеркивают, что памятка для туристов, разработанная общественными объединениями туристической отрасли и получившая широкое распространение в социальных сетях, носит рекомендательный характер и с министерством данная редакция памятки согласована не была.
При этом в минтуризма сообщили, что при взаимодействии с министерством по национальной политике и делам религий республики, муфтиятом Дагестана и Региональным отраслевым союзом туриндустрии (РОСТ) подготовлена памятка для гостей и жителей республики, которая находится в финальной стадии утверждения. В ней в рекомендательной форме будут содержаться «основные аспекты поведения во время нахождения на туристических объектах по всей республике».
«Это распространение греха!»
С растущим турпотоком в Дагестан участились и без того традиционные для республики сетевые скандалы. Популярные паблики периодически «подкармливают» свою многотысячную аудиторию провокациями, подогревающими неприязненное отношение к туристам. Горячие вбросы, как правило, оказываются фейками, но ответственности за возможные последствия никто не несет.
Не так давно большой резонанс в сети вызвала фотография трех туристок, которых обвинили в том, что они – переодетые мужчины. Человек, снявший женщин исподтишка в одном из ресторанов Каспийска, распространил «разоблачающие» материалы. Админы пабликов – подхватили, а комментаторы – требовали найти и разобраться с туристами, попутно обвиняя их в распространении разврата и ЛГБТ-ценностей на территории Дагестана. «Переодетые мужчины» в итоге оказались женщинами-спортсменками, а заведению, в котором отдыхали туристки, пришлось приносить извинения.
Еще одна недавняя история из серии «что они себе позволяют?!» – скандал со снимком молодой пары, которая стояла, приобнявшись, якобы на территории дербентской крепости. Позже выяснилось, что фотография сделана не в Дагестане, и в дагестанских соцсетях послышались единичные, но призывы перестать снимать туристов, выкладывать их в интернет, оскорблять и провоцировать травлю.
Осудил подобное поведение и заместитель муфтия Дагестана Мухаммад Майранов. В своем комментарии он подчеркнул, что оскорблять туристов, снимать их и выкладывать в сеть – недопустимо.
«Этим летом в Дагестане можно увидеть множество туристов. Теплое море, красивая природа, живописные горные пейзажи манят в республику тысячи гостей. Уже на месте они встречают гостеприимство местных жителей и в итоге сохраняют о горном крае самые приятные впечатления.
При этом возможны и отдельные инциденты. Например, связанные с тем, что жители Дагестана и кто-то из приезжих по-разному смотрят на какие-то вопросы. Как тут быть мусульманам с учетом норм нашей религии? Ислам учит, что верующий не может быть безразличен, сталкиваясь с негативными проявлениями в окружающем мире. При этом нужно сохранять уважительное и адекватное отношение к самим туристам.
Это очень важно для понимания логики мусульманского отношения к вещам. У верующего не может быть этакого равнодушия: мол, это не мое дело и пусть каждый «сходит с ума, как хочет». Ислам учит прямо противоположному.
Другое дело – КАК, это тоже очень важно. Как мусульманин собирается реагировать. Достаточно ли у него знаний, самообладания и выдержки, чтобы спокойно и доходчиво подсказать собеседнику, чего он хочет? Причем подсказать вежливо, а не провоцируя конфликт. Его задача – достучаться до человека, а не затеять стычку. Тем более и речи не может быть об оскорблениях, сквернословии в адрес туристов. Материться в их адрес, да еще и снимать все это на камеру и тиражировать в интернете не нужно – это распространение греха!
Нужно еще учитывать детали конкретной ситуации – понимать: вот здесь есть надежда, что собеседник поймет нас, а вот тут, скорее всего, ничего, кроме смуты, не получится, поэтому лучше всего не совершать провокацию для конфликта.
Напоследок добавлю: многие вещи, которые вызывают возмущение верующих, запрещены законами Российской Федерации. К примеру, распитие алкогольных напитков в общественных местах.
Или такой момент: федеральный закон «Об основах туристской деятельности» гласит, что турист, находясь в гостях, должен уважать местные «обычаи, традиции, религиозные верования» (статья 7, «Обязанности туриста»).
Понятно, что, к примеру, приезжая в регион с преобладающим мусульманским населением, гость должен учитывать специфику места, а не раздражать местных жителей, допустим, вызывающей одеждой, распитием спиртного, публичным курением, особенно в исполнении женщин, и так далее.
В целом же я призываю и дагестанцев, и гостей региона стараться вести себя так, чтобы у приезжих по итогам отдыха остались теплые впечатления, а не испорченное настроение», – озвучил свою позицию заместитель муфтия республики.
«Осудить нам легче, чем поддержать»
Дагестанцам с подобным поведением самим нужна памятка с правилами, считает психолог, профессор, заведующая кафедрой психологии, социальной педагогики и социальной работы ДГПУ Анжелика Цахаева.
«Соцсети – это такая вещь, которая развязывает оковы очень многих закомплексованных в жизни людей. В жизни они тихие, с кучей комплексов, а посмотришь их страницы в соцсетях – разнузданность, свобода, они там учат жизни всех подряд. Это, я считаю, своего рода патология.
Какая-то демонстративная личность может считать себя законодателем нравов только потому, что у нее есть доступ к широкой аудитории.
Взять на себя такую ответственность осудить кого-то, научить кого-то, причем не лично, а вот так, опосредованно, – это тоже признак своего рода комплексов. Человек берет на себя такую смелость давать оценки, к тому же по какому-то фрагменту – фото ли это, деталь одежды… Может быть, человек, который ходит в шортах, намного нравственнее, чем вор, взяточник, наркоман. Но их-то так громко не осуждают.
Один щелчок – и масса подхватывает, с удовольствием обсуждает, включая какие-то немыслимые фантазии. Это ведомое большинство, которому подкинули жареную тему. Почему они это делают? Им скучно, им не хватает эмоций, острых ощущений. В жизни они их не получают, поэтому почему бы не побить кого-то в соцсетях?» – комментирует психолог.
Среди людей, осуждающих кого-то в соцсетях, таких – закомплексованных – как правило, процентов тридцать, отмечает профессор. Остальные – люди, у которых сложилось представление о том, что такое «харам», а что – «нравственное».
«Религиозные догмы востребованы молодежью. Их научили, что «это стыдно», «это нельзя». 70% осуждающих, я думаю, из этой категории», – считает собеседница «Молодежки».
«У Николая Рериха есть замечательный рассказ – «Глаз добрый». У него там была такая мысль: мы даже около уродливой картины стоим гораздо дольше, чем у прекрасной. Мы осуждаем проступки, применяя такие яркие эпитеты, такие сравнения, столько энергии тратим, и если по времени посчитать, сколько мы тратим, чтобы похвалить человека за что-то, и сколько тратим, чтобы осудить, то получается, что сознанием человека негатив раз в десять приветствуется больше, чем позитив.
У нас нет культуры открытия в себе «доброго глаза». Наша культура так трансформировалась в последние годы, что осудить нам легче, чем поддержать и принять, сказать доброе слово. Здесь виноваты не столько сами осуждающие, сколько атмосфера, в которой они воспитывались. Их не научили любить человека ради человека. Их научили любить человека ради атрибутов: ради его покрытой головы или непокрытой», – считает психолог.
«Кто нам сказал, что мы какие-то особенные?!»
Основатель туркомпании гид Яна Мартиросова, комментируя разработку памятки для туристов, говорит, что у нее к этой памятке очень много вопросов, но получить на них ответы она не спешит, потому что там нечего обсуждать.
«Я так понимаю, памятка имеет рекомендательный характер, потому никто никому ничего запретить не может. Но я не знаю, кто эти люди, которые считают, что они компетентны, чтобы определять, насколько обтягивающей может быть футболка у туриста.
Что касается всех этих разговоров о том, что у нас какая-то особенная местность, которая не позволяет определенным образом одеваться, то я скажу вот что. Некоторое время назад к моим туристам подошли люди и спросили: «А почему вы здесь пьете воду? Вы что, не понимаете, что есть те, кто не может себе это позволить?» Вы можете представить уровень людей, которые такое говорят взрослым людям, которые наверняка им годились в родители. О чем мы вообще говорим и какого результата пытаемся добиться? Мы рвем рубахи на груди и говорим, что уважаем старших. Как можно к посторонним, взрослым, явно приезжим людям подойти и претензию такую предъявить?
А еще год назад к другим моим гостям, которые позволили себе на улице слегка приобняться, подошли и сказали: «Что вы себе позволяете?! Езжайте к себе домой и дома такое делайте». А это был врач, человек, который приезжает сюда много лет подряд для того, чтобы лечить наших детей и экономить наши же деньги, чтобы мы не в Москву к нему на поклон ехали. Вы можете себе представить – такие ситуации происходят. Кто нам сказал, что мы какие-то особенные и что где-то можно вот так одеваться, а где-то – нельзя?!» – задается вопросом Яна.
Она рассказала, что на протяжении шести лет работы с туристами дает им рекомендации касаемо одежды только из соображений их безопасности.
«Я объясняю, что не нужно ездить в короткой одежде в горы, потому что это небезопасно для их здоровья: они могут обгореть, пораниться, обжечься какими-то растениями, их могут покусать какие-то насекомые. Вот такие памятки нужно создавать. Потому что часто люди не понимают, думают, что едут на какую-то легкую экскурсию.
Чтобы подняться в Гамсутль, им нужна удобная обувь. Для поездки в Матлас им действительно не нужны шорты, потому что там растет много крапивы.
Я предупреждаю своих гостей о том, что, когда они поедут в Дербент, до окончания экскурсии они должны воздержаться от употребления алкогольных напитков, иначе у них не будет возможности войти в мечеть. После – пожалуйста. Я объясняю им, что будут храмы, что там выдают одежду, но гораздо проще одеться в свою длинную одежду, которая прикрывает колени и плечи, и не стоять в очереди за общественными платьями. Вот это людям надо объяснять, а не убеждать людей в какой-то нашей исключительности.
Шорты – это всего лишь шорты. Да, это достаточно экзотичная для нашего региона одежда. Так сложилось, не одеваются у нас так. Но я не понимаю, как человек, просто проходящий мимо на улице, может как-то оскорбить чьи-то религиозные чувства. Неужели мы боимся того, что люди, которые приезжают сюда на два-три дня, научат нас плохому? Неужели мы готовы замечать чужие шорты, но не готовы подойти к нашим же дагестанцам и сказать: «Ты зачем паркуешься на пешеходном переходе?» или «Зачем ты загораживаешь съезд для колясок?»
Посмотрите, насколько незеленый наш город, на мусор вокруг. У нас столько проблем, которые нужно решать, но нам это не нужно, потому что мы в очередной раз боремся с каким-то врагом и у нас очередная война за нравственность», – считает собеседница «Молодежки».
По словам Яны Мартиросовой, для нее это болезненная тема, так как, не разделяя подобных «запретительных» правил, отвечая на вопросы туристов, как лучше одеться, она бывает вынуждена объяснять, что определенная одежда может привлекать внимание:
«Мне достаточно некомфортно, но я вынуждена им объяснять, что да, шорты будут привлекать внимание. Если вы к этому готовы, то – пожалуйста. Я не могу людям, которые находятся в зоне моей ответственности, сказать: «Да надевайте на себя что хотите!» Потому что я не знаю, кто им встретится. Они же определенное время проводят самостоятельно.
К сожалению, главная проблема для нас сейчас: туристы в шортах. Но я считаю, намного безнравственнее люди, которые позволяют себе лежать в припаркованных машинах ногами наружу, в то время как мимо них проходят взрослые женщины, которые годятся им в матери. Намного безнравственнее люди, которые позволяют себе бросать мусор, не донося его до урны. Вот они выглядят намного безнравственней и аморальней туристов, которые в жаркую погоду надели шорты».
Бэла Боярова
Читайте также Будут туалеты – будут и гости