Конкурс «Учитель года» проводится в республике с 1991 года и направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования.
За эти годы конкурс превратился в широкое общественное движение, объединив самых талантливых и способных педагогов республики, стал дагестанским смотром педагогических достижений.
Одной из участниц и победительниц этого ежегодного конкурса является учитель обществознания МБОУ «Лицей №9» Елизавета Александровна Агафонова.
— Расскажите об «Учителе года». Сколько лет вы принимаете в нем участие?
— Первый раз я участвовала в городском этапе в 2014 году, тогда заняла второе место. На тот момент, имея стаж работы 3,5 года, я была очень довольна результатом. В этот раз была сначала победа на городском этапе, потом — на зональном, и второе место по республике. Возможно, через несколько лет попробую свои силы снова.
— Когда вы захотели стать учителем?
— Это было, наверное, в первом или во втором классе. Тогда все мы хотели быть учителями, такая своеобразная массовая болезнь (улыбается). Помню, в тот период возникали разные забастовки, уроков практически не было. Мы собирались во дворе, играли в школу и по очереди становились учителями.
В седьмом классе я уже хотела стать адвокатом. Кстати, даже окончила с красным дипломом юридическую академию. А на пятом курсе поняла, что мне стало скучно… Параллельно пошла получать второе образование в педагогический университет. Так и осталась учиться там.
— Не жалели?
— Нет. Мне всё нравится.
— А какая основная сложность?
— Она в том, что должен быть индивидуальный подход к каждому ученику. Это большая ответственность: где-то боишься что-то не заметить в ребенке, упустить. Мне сложнее всего с пятыми классами. Во-первых, пока к ним привыкаешь, все-таки они еще дети. Потом незаметно подкрадывается переходный возраст. Обществознание для них новый предмет, поэтому иногда им приходится всё пересказывать и приучать к образному мышлению. Со старшими классами легче. Когда берешь класс с пятого и доводишь до одиннадцатого, то постепенно трудностей всё меньше.
— Легко ли определяете по ученику, в настроении он сегодня или нет, готов к уроку или не выучил и т.д.?
— Конечно. Если я вижу, что его терзают какие-то проблемы или еще что, стараюсь не трогать, просто даю задание, чтобы он и работал при этом, и оставался в себе. Если ученик взвинчен и ему, наоборот, хочется высказаться, то тут уже понимаю: нужно вызвать его к доске и задать острый вопрос по обществознанию. И тогда он и по предмету выскажется, и «кипение» свое направит в нужное русло. Когда ребенка знаешь хорошо, стараешься подстраиваться под него. Чаще всего провожу фронтальные опросы, чтобы успеть опросить всех.
— Есть такие дети, которые могут выкрутиться из ситуации, зная всего лишь пару главных строк по теме?
— Да, но когда эти знания поверхностные, а не глубокие, после нескольких наводящих вопросов правда быстро раскрывается.
— Как повышаете интерес и мотивацию учеников?
— По истории и обществознанию это происходит по-разному. Предмет истории сам по себе интересный, если в него углубиться. Если вне плана урока рассказать им какой-то исторический факт или про личность, то интерес возрастает. А эмоциональный урок лучше запоминается.
Обществознание же необходимо больше «привязывать» к практике, к повседневной жизни, тогда даже тот выпускник, который не выбирает данный профиль на ЕГЭ, будет в достаточной мере заинтересован предметом. В прошлом году, например, во Всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура» второе место заняла моя ученица, планирующая поступить на медицинский факультет, и наша работа была связана с некоторыми правовыми аспектами медицинской практики.
— Что должны знать родители, чтобы вырастить хорошего сына или дочь?
— Хоть иногда дать себе возможность и время почитать труды великих педагогов, таких как А. С. Макаренко, Жан-Жак Руссо и др., и не забывать об ответственности. Про права дети знают хорошо, а к тому, что есть еще и обязанности, приучаем мы их в школе.
— Как убедить молодежь больше читать? Как помочь избавиться от телефонной зависимости и переключить этот интерес на учебу?
— Избавить от телефонной зависимости полностью уже невозможно, слишком уж современная жизнь связана с гаджетами. Поэтому я стараюсь обратить это во благо. В начале урока раз в неделю мы проводим политическую пятиминутку, обсуждаем положение в мире. И даже те дети, которые не смотрели новости, должны перед уроком заглянуть хотя бы в новостной блок телефона.
Интерес к книгам стараюсь привить одновременно с повышением мотивации. Использую примеры из книг на уроке, сразу же даю ссылку, по которой её можно скачать в Интернете, использую социологический анализ литературных произведений на уроке обществознания, а на истории – погружение в эпоху через литературное произведение.
Девочки в старших классах любят читать, а вот мальчиков можно заинтересовать только очень серьезными произведениями, с довольно большой психологической нагрузкой. Как правило, мои ученики почему-то больше всего любят Э. М. Ремарка.
— Самый лучший и запомнившийся урок в вашей практике?
— Один урок выделить как-то и невозможно, много было интересного за время работы. Для меня самый лучший урок – тот, на котором дети научились что-то делать сами. Например, два года назад мы с 6 классом принимали Кодекс толерантности, дети сами выбирали ассоциацию, занимались разработкой законов. А самый эмоционально запомнившийся урок был связан с блокадой Ленинграда. Дети полностью прочувствовали атмосферу и действительно запомнили, что нашей стране есть чем гордиться.