Почему дагестанские сироты не могут вовремя получить положенное жилье
Около 400 детей-сирот в Дагестане до конца этого года должны получить жилье. На это выделено 770,7 млн рублей. Новоселье должны справить 386 человек. Это десятая часть от общего количества сирот в республике, претендующих на жилье. Особое внимание этой теме уделили на совещании в правительстве, которое состоялось в конце августа. Там же прозвучало предостережение, что муниципалитеты, которые не смогут освоить выделенные деньги, вынуждены будут вернуть их в казну в ближайшее время для дальнейшего перераспределения. «Молодежка» выясняла, почему возникла такая проблема и как муниципалитеты пытаются ее решить.
В 2019–2021 годы в Дагестане жилье получили 966 детей-сирот. Но в очереди еще остаются 3950 человек.
По данным минстроя республики, лидером по стоимости жилья сейчас является Каспийск. Во втором квартале этого года квадратный метр в городе стоил 78 800 рублей. В третьем квартале цена увеличилась до 85 тысяч. Из этих показателей складывается итоговая сумма, выделяемая на приобретение жилья для сирот муниципалитету с учетом того, что площадь квартиры должна быть не меньше 33 метров. В очереди на получение жилья в Каспийске числятся 127 человек, десять из них должны справить новоселье уже в этом году.
«Нам во втором квартале была установлена цена в размере 78 800. Выходило два миллиона 600 тысяч за квартиру, – объясняет Алимпаша Акбиев, главный специалист по вопросам опеки и попечительства администрации Каспийска. – В третьем квартале сумму увеличили, и за такую же квартиру выходит уже два миллиона 805 тысяч. Необходимо приобрести жилое помещение площадью не менее 33 квадратных метров. Есть жилые помещения до 33 метров – хорошие, однокомнатные, двухкомнатные, именно нужной стоимости. Но если общая площадь за 33 квадрата выходит, цены на такое жилье сразу заметно выше – уже от трех миллионов».
Помимо соблюдения норматива по количеству заветных метров, есть еще и один нюанс: чтобы владельцу квартиры при ее продаже не пришлось платить налог, она должна находиться в его собственности не менее пяти лет.
«Очень мало таких квартир. Это для нас большая проблема. Кто из продавцов захочет налог платить? Они привыкли, заключая договор купли-продажи с приобретателем квартиры, занижать цену до такой суммы, которая не облагается налогом. А у нас все проходит официально. При регистрации перехода права собственности мы представляем муниципалитет, все данные уходят в налоговую службу. Продавцам невыгодно на это идти», – говорит Акбиев.
С начала года мэрия Каспийска объявила семь аукционов на покупку жилья для сирот. Но заявок не было. Тем временем мэрия города обещает освоить выделенные в этом году деньги и обязательно вручить ключи десяти сиротам: «Семь квартир мы уже подобрали. Сейчас будем заключать муниципальные контракты – оставшиеся три квартиры тоже подбираем. Не только на территории муниципального образования «Город Каспийск», но и на территории других городских округов рассматриваем варианты. Закон нам позволяет по заявлению сироты в другом муниципалитете приобретать жилье».
Махачкала также была названа на августовском совещании в числе проблемных муниципалитетов. В столице Дагестана в очереди на получение жилья от государства стоят более 700 человек. До конца этого года ключи от квартир должны получить 105 человек. На днях специальная комиссия принимала жилье от застройщиков. Средняя квадратура, которая достанется льготникам, – около 50 метров. Квартир меньшей площади в новостройках просто нет, говорят чиновники,а купить жилье на рынке вторички, уложившись в предписанные законом суммы, невозможно.
«Квартир в 33 квадрата нет даже в домах старой планировки. Минимальная площадь жилья в новостройках – 50-54 квадрата. По факту стоимость метра жилья для сирот выходит на две тысячи меньше рыночной. А если учитывать еще, что застройщик должен сдать квартиру, в которую можно сразу заселиться и жить, эта сумма получается еще меньше. Поэтому не все согласны», – разъясняет первый заместитель мэра Махачкалы Назим Рамазанов.
Для решения вопроса приходится искать разные варианты, говорит он.
«Приходится идти к застройщикам, где-то использовать административные рычаги регулирования, где-то уговаривать, где-то обещаем помочь в оформлении документов. Приходится с каждым крупным застройщиком так работать», – рассказал Рамазанов.
Купить жилье на рынке вторички закон не запрещает. Но в Махачкале, что неудивительно, такие же проблемы, как и в Каспийске.
«Никто не соглашается. Если владелец продает нам жилье для сирот по низкой цене – к нему еще приходят массовые проверки. Никому не хочется показывать им кучу документов, перед каждым отчитываться. Поэтому этот вариант отпадает точно», – уверен Рамазанов.
Процесс переговоров с застройщиками занимает длительное время, говорят в мэрии Махачкалы. Некоторые очередники, устав дожидаться положенных метров, для защиты своих прав нередко обращаются к судебным приставам.
«По данным на первое августа у нас ведется 448 исполнительных производств. Из них в текущем году возбуждено 293. Фактически исполнено 12. Судебными приставами применяется полный комплекс мер принудительного исполнения», – сообщили в пресс-службе дагестанского управления Федеральной службы судебных приставов.
В ведомстве «Молодежке» рассказали, что в 2021 году обращений от сирот было зарегистрировано в четыре раза меньше, чем за семь месяцев нынешнего года. Подавляющее большинство исполнительных листов подано по Махачкале, говорит представитель управления.
В мэрии столицы объясняют это тем, что место в очереди может сдвигаться по разным причинам. Например, если сирота не получил жилье в прошлом году, он должен получить его в текущем. Или другая ситуация – комиссия по формированию списков очередников может отдать приоритет круглым сиротам. Несогласные обращаются в суд, по словам чиновников мэрии.
Чтобы в списки льготников не попали те, кто не имеет права на получение жилья, данные органов опеки периодически проверяются разными службами. В прошлом году в Дербенте в результате такой работы были выявлены 37 человек, утратившие право на жилье от государства.
«У нас такие проверки были и раньше, – говорит первый заместитель мэра Махачкалы. – Проверка идет и сейчас. В ходе анализа выявили более ста человек, которые не нуждаются».
Проверки проводит и министерство образования и науки Дагестана. В марте была одна из, сейчас проводится очередная. Как объяснили в минобре Дагестана, исключить из списка, например, могут человека, который умер, или того, кто сам приобрел жилье. Это не означает, что он незаконно претендовал на жилплощадь по программе – просто утратил право на него.
После того как на совещании в правительстве был поднят вопрос о перераспределении средств на покупку жилья между городами и районами, в некоторых муниципалитетах поторопились и уже вручили ключи детям-сиротам, как, например, в Кумторкалинском районе. Квартиры получили два человека, еще 12 ожидают своей очереди. В Дербенте, по данным пресс-службы мэрии города, на прошлой неделе планировали вручить ключи от квартир восьми очередникам. Но по каким-то причинам вручение перенесли. Всего же своей очереди тут ожидают 329 человек. В 2022 году администрация Дербента обещает обеспечить жильем 14 детей-сирот.
«Муниципалитеты работают. Есть такие, в которых объявлены торги или контракты на стадии заключения. Мы не можем у них отозвать средства. Как мы их заберем, если, допустим, контракт на стадии подписания, как объясним это муниципалитетам?» – обрисовали ситуацию в минобре Дагестана.
Предложения по перераспределению средств на покупку жилья минобром уже направлены в правительство Дагестана. Поручений пока не поступало. Под вопросом судьба только одного муниципалитета, остальные осваивают выделенные деньги, рассказали в ведомстве.
Анастасия Расулова
Читайте также Мэрия Махачкалы незаконно согласовала обустройство части парка имени Ленинского комсомола
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте».