Вопросы экстремизма регулярно освещаются на страницах «МД». В частности, в одной из недавних публикаций сообщалось о том, что представитель Муфтията подробно разобрал тему несоответствия исламу действий экстремистов (речь шла об ИГИЛ — запрещенной в России группировке). В частности, он остановился на процедурах, как у сподвижников назначался или избирался халиф, – и как, вопреки этому, лидер был установлен у экстремистов. Также было сказано: их действия грубо противоречат исламу.
Речь шла и о том, что со стороны экстремистов нередко выступают подготовленные люди, используя психологические разработки, нейролингвистическое программирование (НЛП) и другие методы. Несведущему молодому слушателю очень непросто под их прессингом. Только изучая ислам, только имея основательные знания, человек может понять: его склоняют явно не туда; а то, что ему пытаются втолковать — противоречит самому исламу!
И еще, что очень важно. По каким мотивам молодые люди уходят в «лес»? Да, по религиозным. Они же туда не за грибами направляются. Так вот, если молодой человек уже склоняется к такому решению (или сочувственно относится к такому выбору) – только на основе религиозных доводов можно попробовать переубедить его. Убедить, что такая деятельность в таком виде не соответствует нормам самой исламской религии.
Разумеется, организатор диалога (будь это чиновник, преподаватель, офицер-силовик или общественник), выходя на молодежную аудиторию с такой тематикой и предлагая открытый откровенный разговор, должен быть готов к такому диалогу. В том числе к неожиданным острым вопросам от молодых людей, уже читавших ту или иную религиозную литературу. Способен ли чиновник ответить на эти вопросы? Ответить с исламских позиций?
Не способен? (Например, если молодой человек из зала встанет и спросит: «Разве мусульманин не должен вести джихад? Ведь это религиозная обязанность!») Почему же малосведущий в таких областях знаний организатор пригласил разных людей, говорящих «общие слова», но не догадался позвать грамотных образованных СПЕЦИАЛИСТОВ в исламе, способных дать компетентный ответ?
Такова реальность: с религиозным человеком нужно уметь говорить на религиозном языке. Так, чтобы он уходил из зала, задумавшись. Или даже задержавшись и обратившись после собрания к выступившему специалисту: «Мне было очень интересно то, что вы сегодня нам рассказывали. С нами до сих пор в этом вузе (школе, техникуме) ТАК об исламе еще никто не говорил! Но я бы хотел уточнить некоторые вещи…»
В исламе при совершении действий очень важны и правильное намерение, и знание, «как это нужно делать». Правильное намерение – ради Аллаха, желая, чтобы Он был доволен сделанным поступком мусульманина. Это очень и очень важно! Не ради славы, не стремясь к почестям и восхвалениям и не ради собственного самодовольства, мол, вот я какой крутой с автоматом в руках. Также не является правильным исламским намерением, когда человек хочет острых ощущений, он стремится окунуться в какие-то «бурные движения», почувствовать себя «смелым революционером».
Мы вовсе не отрицаем нормы о военном джихаде. Тут следует удаляться от крайностей. Ислам не требует уничтожать и разрушать всё и всех подряд. Но ислам – это и не сплошной пацифизм, и не «магазин плюшевых игрушек».
Важно то, что действия в исламе должны совершаться на основе знаний. Будь то омовение, молитва, пост, джихад, дозволенный заработок и дозволенный отдых, и другое – мусульманин должен знать, КАК ПРАВИЛЬНО ЭТО ДЕЛАТЬ. А если не знает – изучать, уточнять у знающих.
Вопросы войны и мира в религии рассмотрены, как и многие другие. Есть ситуации, когда применение оружия оправданно и даже обязательно – например, кара преступника по справедливому приговору исламского суда. Или ведение сражения на законной войне. Но есть и иные ситуации, когда с другого человека даже волос, как говорится, не должен упасть. Это страшный грех – пролить кровь того, чья жизнь защищена и недозволенна…
Поэтому горячим эмоциональным головам следует сдерживать свои страсти, стремиться к знаниям и не ставить телегу впереди лошади. Невежество очень опасно, на его основе человек может совершать грехи, ошибочно считая себя правым. Будьте осторожны: читайте, узнавайте, изучайте, спрашивайте, просите, требуйте знания!
Также хотелось бы обратиться к родителям молодых и совсем юных дагестанцев. Пожалуйста, не будьте равнодушны к жизни своих сыновей и дочерей. Старайтесь общаться с ними, узнавать, что их волнует, беспокоит, к чему они стремятся. Старайтесь быть доверительными собеседниками для них и не узнавать об их отъезде в ИГИЛ, когда они уже уехали. В целом учитывайте в воспитании детей этот аспект, берегите их от экстремизма. Если не хватает собственных знаний, обращайтесь к грамотным имамам, алимам, старайтесь, чтобы и дети общались со знающими ислам людьми. Есть медресе, есть учебные заведения, есть религиозные книги и СМИ, есть грамотные имамы и учителя.
Пожалуйста, не будьте безразличны к собственным детям!
При подготовке публикации использованы материалы IslamDag.ru
Руслан СУЛТАНОВ | г. Махачкала