Минимум раз в год, с начала нового тысячелетия, в средствах массовой информации появлялись бодрые и громкие сообщения – «В Махачкале построят мусороперерабатывающий завод», «В Дагестане решена проблема утилизации мусора», «Инвесторы из страны имярек будут строить на территории инвестиционной площадки «Тюбе» инновационный завод по переработке мусора». Стоимость всех этих планировавшихся заводов была потолочной – в сотни миллионов и миллиарды рублей. Перерабатывать эти заводы могли миллионы тонн мусора в день.
Годы идут, большие мусороперерабатывающие комплексы остаются на бумаге, а города и села Дагестана, начиная со столицы, тонут в мусоре. Ставшее притчей во языцех предприятие «ЭКО-М» то получает деньги от города, то не получает их, то платит своим сотрудникам, то не платит, то судится со всеми, то не судится, – оно делает все, что угодно, только не убирает горы мусора с улиц города Махачкалы.
Заброшенный карьер и два энтузиаста
Завод по переработке и утилизации мусора существует, и он стоит не сотни миллионов и не миллиарды рублей. Завод построен усилиями двух молодых ребят – Мурада Мурадова и Азима Катибова, которые на пять лет взяли в аренду 9 гектаров территории заброшенного и заполненного водой карьера одного из кирпичных заводов в районе между Махачкалой и Каспийском, который использовался властями как мусорная свалка.
Огромная территория расположена между новой трассой в аэропорт и федеральной трассой М-29. Большой пруд с белыми каменистыми берегами и изумрудно-зеленой водой выглядел бы очень красиво, если бы не зловонные горы мусора, разбросанные по его берегам, и крикливые стаи чаек, пирующие на этом мусоре.
Около пяти лет два энтузиаста засыпали этот пруд, тратили собственные деньги, подготавливали территорию под производство. Необходимо было решить множество задач, не последняя из которых – договориться с городом об аренде участка, о вывозе на этот участок мусора, о дороге для большегрузных машин, которую надо провести к заводу. И еще придется решать вопросы – о разрешении на работу, о лицензии на переработку и утилизацию мусора, без которых пуск предприятия невозможен.
На земле, отвоеванной у пруда, появившегося на месте старого карьера, построен ангар, где установлено оборудование московского предприятия ЗАО «Эконацпроект», которое может перерабатывать до 17 тонн мусора в час или до 100 тысяч тонн в год. Это несложное, на первый взгляд, оборудование может обеспечить работой до 50 человек при графике в две смены.
Оборудование для сортировки и утилизации мусора
Оборудование позволяет решить главные задачи: мусор выкладывается на ленту транспортера, которая проходит вдоль сепаратора – сортировочной платформы, где вручную из потока отходов выделяются ликвидные компоненты – стекло, пластик, бумага, резина, металлические отходы.
Барабанный грохот разделяет поток отходов на несколько фракций по размеру частиц. Обычно в крупные фракции размером более 200 мм попадают куски пластика, металла, пленки, дерева, резины и прочих элементов. «Мелкая» фракция – отсев обычно содержит песок, землю, измельченный мусор и преимущественно органические компоненты.
Пресс завершает технологическую линию и используется для прессования выбранных ценных фракций или отсевных фракций для хранения и транспортировки. У ангара ждут отправки на переработку около 50 брикетов объемом с кубический метр каждый, состоящих из спрессованных пластиковых бутылок. Пластик в Дагестане перерабатывать негде, и ребята ищут самый ближайший к нашему региону завод, который примет эти отходы.
Органические отходы закладываются на дно карьера и становятся со временем основой для его рекультивации. Шаг за шагом засыпается земля на границе карьера, через определенное время здесь будут посажены деревья.
Отдельно складируются стеклянные отходы. Есть договоренность со стекольным заводом в городе Дагестанские Огни о том, что стекло будет приниматься для переработки. Шины будут переправляться на другую – северную – сторону от Махачкалы, в район Красноармейска, где расположено предприятие по измельчению резины.
Предприятие пока работает в тестовом режиме. Только после получения всех документов начнется прием работников, которые будут обеспечиваться полным пакетом социальной поддержки. Кроме того, для сотрудников завода будет организовано питание в столовой, которую построят недалеко от завода. Там же будут бытовки, душевые кабины – все, чтобы сотрудник мог привести себя в порядок после работы.
Планы развития завода
В общей сложности на строительство ангара и приобретение оборудования двое энтузиастов потратили около 30 миллионов рублей собственных средств, отвлеченных от другого бизнеса, может быть, более выгодного, чем переработка мусора. В любом случае деньги должны окупаться – договорами с администрациями городов Махачкалы и Каспийска о вывозе мусора для сортировки и утилизации, продажей стекла, пластика, бумаги, резины, металла на перерабатывающее вторичное сырье предприятия.
К заводу будет проложена асфальтированная дорога, все необходимые элементы инфраструктуры. На выезде с территории завода будет установлена автомойка, где будут мыть колеса грузовых машин, чтобы не пачкать улицы города.
При запуске предприятия в полную силу оно может обеспечить переработку мусора всего Ленинского района Махачкалы и территории между Каспийском и Махачкалой. Когда будет построен по сути новый городок – многофункциональный комплекс «Порт-Петровск» на территории бывшего ипподрома, это резко увеличит объемы поступающего мусора. Для этого Азим и Мурад планируют ставить вторую перерабатывающую линию. Она позволит перерабатывать и весь мусор, поступающий из Каспийска.
Сегодня существует множество технологий, позволяющих перерабатывать отходы без огромных затрат. Из этого следуют дальнейшие шаги – переработка пластика, резины, других отходов собственными силами и на своей территории – это избавит от расходов на транспортировку отходов пластика в другие регионы России и может дать реальную прибыль. Органические отходы могут стать сырьем для возобновляемой энергетики – их можно использовать в биогазовых электростанциях.
Самое главное – получить необходимые для работы документы и разрешения, согласовать все с городской администрацией Махачкалы, и тогда завод по переработке и утилизации мусора начнет работу на полную мощность.
Без фанфар, без победных реляций, без трескучих фраз двое молодых людей – Мурад Мурадов и Азим Катибов – делают тяжелую, неблагодарную и пока не окупающуюся работу – создают предприятие, которое освобождает наш город от экологической мусорной катастрофы, грозящей Махачкале. Зная, что новое в Дагестане очень тяжело пробивает себе дорогу, тем более, если это новое сделано руками самих инициаторов, с минимальной привязкой к чиновникам и администраторам, мы просим чиновников и администраторов об одном: если не помогаете, то хотя бы не мешайте этим двум энтузиастам! То, что они делают, нужно всем нам – всем махачкалинцам, всем каспийчанам, всем дагестанцам.
Саид Ниналалов | г. Махачкала