(Окончание.
Начало в предыдущих номерах.)
В России на образование тратится 3,6% от бюджета. На военку – в 10 раз больше. По мне, так военка и образование должны идти бок о бок – по доле финансирования государством. В США один вуз получает столько финансирования, сколько целая Российская академия наук.
И это проблема. Причем проблема, которую пока никто особо и не замечает. Потому что Россия за 25 лет своего ни шатко ни валкого движения туда, не знаю куда, превратилась в потребительскую и сырьевую страну для «золотого миллиарда». Нефть? Пожалуйста. Газ? Извольте. Чего еще? Медь, железо, древесина? Пожалуйте. Благодарствую. Это ведь не проблема, когда природные ресурсы (о национализации которых который год – особенно в период предвыборный – говорят товарищи из КПРФ принадлежат народу. Аккурат по Конституции РФ. Но они, черт подери, не принадлежат народу! А кому они принадлежат? Верно! Олигархату и всяким корпоративным паханам. Естественным монополистам. Доходы при этом их настолько неестественны и цинично гипертрофированы, что не достается от ресурсов не только народу, но и его народному образованию. Помните, в СССР образование было народным? А профессора и академики получали по 500 рублей – больше, чем партийцы и чиновники областного уровня. Вот была страна!
Я зашел на неделе в ДГУ и услышал много откровений от преподавателей. Сейчас,в это время постоянных ценовых сайгачныхскачков,зарплата их– на уровне зарплаты секретарши какого-нибудьхакима. Справедливо ли это? И сколько можно стучаться в дверь, которая наглухо закрыта? Скажу, что академический час преподавателя со степенью кандидата наук в России стоит 135 рублей. Справедливости ради отметим, что в западных странах преподаватель и учитель – очень уважаемые люди не только на словах. К слову, учитель там получает сумму, варьирующуюся от 160 до 480 тысяч рублей. Да, коммунальные платежи куда выше. Но даже если вычесть 30% на коммуналку, остается неплохая сумма на жизнь, не правда ли? А потом, США не имеет таких природных ископаемых и гидроресурсов, как РФ. Вокруг школ в американских городах формируются кварталы; институт шерифа, прочие учреждения сакцентированы на школе и обслуживают школу.
Что происходит в нашей стране? Кажется, государство еще не определило коэффициент полезности различных профессий и пролонгированность этой пользы для государства и общества. Если бы такие коэффициенты существовали, то человек науки и образования (сюда же можно отнести воспитателей дошкольных учреждений) получал бы на уровне руководства Газпрома или спецслужб.
Почему мы восхищаемся США? Почему она — страна мечты? Почему они создают лучшие товары и услуги и в спорте лучшие (см.количество олимпийских наград), и по числу изобретений впереди планеты всей?! Да потому что, являясь капиталистической страной, они сумели отладить механизмы госуправления, да так, что коррупция и бюрократизм минимизированы настолько, что, к примеру, американский гражданин может зарегистрировать свое изобретение за несколько часов, и при этом государство будет насмерть стоять на страже этого гражданина и результата его умственного труда. А я не буду говорить, как мучаются наши изобретатели, и потом некоторые из них, не выдержав, уезжают из страны. К примеру, в тот же Гугл. О том, что там работает немало россиян, Путин говорил на встрече ОНФ в Ставрополе в январе 2016 года.
Для мировой капиталистической системы система, созданная в России, вполне сойдет. Ресурсы – в срок. К подъезду. А народу? Народу – разовые национальные проекты, которые разворовываются на местах. И материнский капитал, который продают непонятные структуры, видимо, без участия специалистов ПФР. И тут спрашивается: какие цели и задачи ставит страна? Что мы хотим от мира и жизни? За что боролись, на то и напоролись?! Мы хотели свободу? Получите свободу не учиться и покупать незнание!
На протяжении последнего года Р.Абдулатипов регулярно на разных площадках говорит о том, что в Дагестане добились успехов в сдаче ЕГЭ. Что она была самой грязной в стране, а потом обелилась и стала одной из самых чистых в РФ. Нам всем,мне по крайней мере, хочется, чтобы Дагестан выполз из ямы, болота или где он еще находится. Чтобы мы по образованию дали фору всей стране, а не только по числу олимпийских чемпионов и призеров. Сила ума, гармония тела и мысли – вот что нам нужно. Но что произошло с ЕГЭ – пока мы убаюкивали друг друга рассказами о самом чистом госэкзамене? А произошло ровно то, что происходит у нас с хорошими начинаниями, когда за дело берутся старые добрые коррупционные схемы и госиллюзионисты. Не раз слышал, что кто-то переписал ЕГЭ, кому-то с ЕГЭ помогли, потому что у того связи в руководстве министерства, школы, ФСБ, МВД, прокуратуры и др.важных госструктурах (подчеркнуть нужное). Возможно, это циничный и подлый поклеп, клевета и тень на политику очищения. Но дети – родственники таких людей, десять лет бившие баклуши, вдруг сдавали ЕГЭ. Возможно, они, как тот миллионер из трущоб, знали все ответы – из своей нелегкой и роскошной жизни. Но такая вероятность стремится к нулю. Все дети, как говорят в народе,«шишек» и других породистых субъектов сдают и в ус не дуют. Рамазан Абдулатипов признал на педагогической конференции в конце августа 2016 года, что ЕГЭ покупают все-таки. И озвучена была цифра – что для богатых ЕГЭ стоит 500 000 руб. Вот оно что! Как говорится, жилда выяснилась. Будут ли после этого дети крупных чиновников и состоятельных людей сдавать ЕГЭ честно? Есть сомнения. Будут ли они учиться в колледже (ПТУ по-нашему) или проходить курсы бухгалтеров и столяров, а после окончания поднимать сельское хозяйство, влившись в число сезонных работников или слесарей на заводе? Есть сомнения. Нужно ли перепроверять ЕГЭ детей крупных чиновников и состоятельных людей (дети которых, как правило, не учатся прилежно) с особым тщанием, с микроскопом и проводя досмотры всех щелей в классе, подозревая вероятность списывания экзамена или передачи правильного ответа учителем или иным неопознанным объектом?
Устами министра Ш.Шахова глава республики назвал расходы на развитие отрасли образования «… инвестициями в развитие человеческого капитала, в будущее города, республики и всей страны», а также отметил значимость совместной работы педагогов и родителей в деле развития общества». Сказано, надо заметить, очень правильно и местами даже пафосно. Все верно! Значит, на хрупкие плечи министерства ложится ни больше ни меньше – государственная задача, миссия по созданию нового прорывного общества, которое не сегодня-завтра заявит о себе в полный голос. А нам ой как необходимо такое общество! Хватит держать Дагестан и дагестанцев в некоем этнокультурном гетто, когда слово «дагестанец» бросает в холодный пот, жар и вызывает нехорошие рефлексы у большинства россиян. Тут, как говорится, к бабке не ходи и социологический опрос не проводи – все и так ясно. Низко посаженные «Приоры», обутые в красные мокасины парни – с характерной прической, легкой небритостью, грубые, резкие, любящие хинкал, шумные празднества и… не учиться. «Благо» и шоумены подыскиваются, которые такой имидж закрепляют в сознании россиян через свои музыкальные клипы.
Что можно ждать от нового министра образования и науки РФ Ольги Васильевой?
Надежды, как всегда, большие. Даже премьер России Медведев (который у учителей и пенсионеров не в чести) ждет от нее изменений, хотя уже сейчас говорит о том, что у нас образование изменилось. Намекает, что в лучшую сторону. И вузы-де рейтинги неплохие выдают, и среднее специальное образование лучше, и в школах места будут создаваться. Остается Васильевой совсем ничего: усилить в школах воспитательную функцию. А там, глядишь, осовестившиеся школьники перестанут покупать ЕГЭ и подтянутся в добыче знаний.
Ханжан Курбанов | г. Махачкала