Дагестанские учителя с ожесточением встретили внедрение в школы цифровой платформы МЭШ. Под публикациями минобрнауки Дагестана на эту тему разворачиваются баталии, недовольство учителей отражают и сами сотрудники министерства. «Молодёжка» собрала вопросы, опасения учителей и родителей, связанные с появлением МЭШ, и направила их в минобрнауки в виде официального запроса. Ответом на некоторые наши вопросы стало молчание.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.07.2022 № 1241 «Офедеральной государственной информационной системе «Моя школа», региональные государственные информационные системы (далее ГИС) в сфереобщего и среднего профессионального образования должнывзаимодействовать сфедеральной. «Моя школа» – ресурс, который объединяет данные об учащихся и педагогах всей страны. Он был запущен 1 января 2023 года. Технологической основой для «Моей школы», как сообщается, стала цифровая образовательная платформа «Московская электронная школа» (МЭШ). Данные в единую образовательную информсистему «Моя школа» попадают через региональные ГИС, которые с 2023 года должен иметь каждый субъект России.
«В рамках указанного взаимодействия общеобразовательные организации передают информацию об успеваемости обучающихся, посещаемости, расписании и т. д. из региональных государственных информационных систем на витрины данных об образовании для дальнейшего предоставления данной информации родителям, законным представителям в целях оказания соответствующих государственных услуг в электронном виде»,
– сообщили «Молодёжке» в минобрнауки Дагестана.
Как поясняется в материале на сайте Высшей школы экономики, витрины данных создаются на базе ФГИС «Моя школа» и представляют собой «цифровые досье каждого ученика: электронный дневник, информация об участии в олимпиадах, достижениях и многое другое».
Цифровая трансформация
В Дагестане, как пояснили в минобрнауки республики, сначалабыла создана региональная ГИС «Цифровая образовательная платформа Республики Дагестан» на базесоглашения о государственно-частном партнерстве с ООО «Дневник.ру». В 2023 году, когда работа по внедрению функционала «Дневник.ру» в республике была завершена, было принято решение перейти на МЭШ. В апреле этого года правительство республики сообщило о создании новой региональнойинформационной системы «Электронное образование Дагестана» на базе МЭШ взамен «Дневник.ру». Переход на региональный сегмент МЭШ, как пояснили власти Дагестана, также осуществлен из-за серьезного дефицита учебников, на покупку которых в бюджете региона нет средств, а в МЭШ есть электронные учебники. Помимо библиотеки система объединяет электронный журнал, электронный дневник, в ней дети могут узнать о домашних заданиях, родители – оценить успеваемость, проверить посещаемость и т.д.
«Использование в качестве ядра ФГИС «Моя школа» платформы МЭШ, – сообщал «Интерфакс» со ссылкой на Минцифры России, – позволит существенно снизить издержки на внедрение системы и обеспечить регионам доступ к лучшей практике».
Защитники и противники
Функционал МЭШ широк и требует большой вовлеченности от учителей. Те, кто успел столкнуться с системой, жаловались, что работа в ней сложнее и отнимает время, отведенное на урок. «Только привыкли к одному, а уже переходим к другому», – негодовали дагестанские учителя. Они даже успели объединиться в одном из мессенджеров в группу «Мы против МЭШ». О группе противников МЭШ в Дагестане 22 апреля рассказал в прямом эфире в Центре управления регионом РД глава минобрнауки Дагестана Яхья Бучаев. Выяснилось, по словам Бучаева, что группу создала учительница физкультуры, которая «никогда в жизни не пользовалась этим сервисом».
Отстаивая систему, Бучаевв прямом эфире заявил, что «МЭШ – является самой современной в мире информационной системой в области общего образования». Но в комментариях под публикациями об удобствах, которые МЭШ принесет и родителям, и учителям, и ученикам, учителя и родители были непреклонны. Их беспокоило, что личными данными детей могут воспользоваться злоумышленники, пользование электронными учебниками плохо скажется на зрении, у учителей появится дополнительная нагрузка… В ответ на своем канале в «Телеграме» министерство запустило рубрику «Особое мнение».
Внедрение МЭШ в Дагестане, объясняла заведующая лабораторией цифровой трансформации образования ЦРОО ДИРО Зарема Юзбекова, «открывает новые горизонты для улучшения образовательного процесса».
Ректор Дагестанского института развития образования Гульнара Ахмедова назвала переход на МЭШ «прогрессивным шагом на пути к улучшению учебного процесса».
В 2022 году федеральные СМИ со ссылкой на «несколько телеграм-каналов» сообщили об утечке личных данных пользователей платформы МЭШ. Сообщалось, что в открытый доступ «злоумышленники выложили более 3 млн телефонных номеров и более 5 млн имейлов школьников, родителей и учителей столичных школ и другие данные». Позжеспециалисты информационной безопасности Департамента информационных технологий Москвы заявили, что информация об утечке базы МЭШ не соответствует действительности и «опубликованные материалы не имеют отношения к реальным данным пользователей МЭШ». Вероятно, опасения родителей, учителей о возможной утечке данных также связаны с подобными сообщениями.
Московским платят, а дагестанским?
Отметим, помимо школ Москвы и Московской области МЭШ уже работает в школах Калужской области, в Татарстане. Сейчас настал черед Дагестана, а со следующего учебного года начнет внедряться в Тюменской области.
В Москве за активное участие в развитии проекта МЭШ учителя получают городские надбавки.
Как сообщает московское сетевое издание «Учительская газета», размер выплат составляет до 15 тыс. рублей и «напрямую зависит от вклада каждого педагога в развитие МЭШ». «Молодёжка» поинтересовалась у минобрнауки Дагестана, могут ли и дагестанские учителя рассчитывать на подобную надбавку. Этот вопрос интересовал и самих учителей. В ответ мы получили молчание. Если Дагестан будет перенимать практику надбавок, учителя, вероятно, охотнее будут пользоваться МЭШ, участвуя таким образом в развитии цифровой трансформации сферы образования.
Будут ли надбавки – можно только догадываться. Но нам дополнительно сообщили, что «рассматривается вопрос о включенииопределенных показателей работы педагогов в МЭШ в перечень критериевоценки деятельности педагогических кадров при присвоении имквалификационной категории».
Для тех, кто опасается цифровизации образования, министерство отдельно подчеркнуло, что система МЭШ «не заменяет традиционное обучение, а предоставляет возможность использования оцифрованных учебников в условиях их дефицита».
Пользование МЭШ означает наличие у учителя и ученика электронных устройств: ноутбуков, компьютеров, планшетов… Учителя не понимают, как работать в системе, если классы не оснащены оборудованием. На это у министерства ответ есть.
«В рамках программы «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», – написало министерство в ответе на наш запрос, – идет поэтапное оснащение школ компьютерным оборудованием».
На каких устройствах, также поинтересовалась «Молодёжка» у министерства, дети могут пользоваться МЭШ в классе. «Использование МЭШ не предполагает обязательного наличия у всех обучающихся планшетов или компьютеров. Доступ к учебным заданиям и к книгам возможно получить с телефона», – сообщило министерство.
Как это согласуется с действующим в России запретом на использование детьми мобильных телефонов на уроках — непонятно. Использовать телефоны разрешено в экстренных случаях. Планшетами на уроках дагестанские ученики, отметим, уже пользуются. Это не диковинка.
Они тоже сопротивлялись
«Молодёжка» также поговорила с учителями. Издание поинтересовалось, могут ли они сказать, что МЭШ – это дополнительная нагрузка, и считают ли, что со временем система облегчит им работу.
«Ответы на эти вопросы смогу дать только в следующем учебном году, потому что активно работать в МЭШ мы начнем только со следующего сентября, а пока мы изучаем систему: еженедельно проходим курсы, онлайн-лекции. Пока это очень темный лес, все кажется сложным. Слушая лекции, становится ясно, что непросто в ней работать», – поделилась с изданием молодой учитель одной из махачкалинских школ.
Как оказалось, сопротивление МЭШ оказывали не только дагестанские учителя, негодовали, например, и их коллеги из Московской области.
«Мы с этого года в МЭШ, раньше были в «Школьном портале» (единая информационная система учета и мониторинга достижений обучающихся общеобразовательных организаций Подмосковья. – Прим. ред.), поэтому для нас этот переход не был сильно ощутим. Коротко говоря, что-то упростилось, что-то усложнилось. Мы тоже сопротивлялись переходу на МЭШ, обучались через не хочу, потому что в «Школьном портале»всебыло намного проще, понятнее…» – рассказала «Молодёжке» учитель одной из подмосковных школ.
Амина Магомедова