Как концессия на парковку всех удивила
Не было бы шумно, да тишина помогла. На минувшей неделе все вдруг стали специалистами по парковкам, и всё потому, что общественники, в частности юрист и представитель движения «Город наш» Арсен Магомедов, опубликовали пост о том, что администрация города планирует отдать под концессии все центральные улицы Махачкалы для создания и обслуживания платных парковок с условиями, которые показались общественнику невыгодными и ущемляющими интересы города и его жителей. Если бы проблема не была вынесена в публичную плоскость, то о заключении концессии мы, скорее всего, узнали бы постфактум. Администрация города среагировала на этот информационный шум и провела пресс-конференцию, где позицию города озвучил заместитель главы города Рустам Магомедов. Пар был выпущен, но вопросы остались.
Вопросы от общественности
Суть претензий к концессии сводились к следующему.
По условиям десятилетней концессии (они есть в свободном доступе) 70-80% от собранных средств остаются частнику, который не создает новых парковочных площадей, а использует часть существующих дорог для создания 2800 парковочных мест (их число может быть увеличено). При этом частник вкладывает 100 млн инвестиций, из которых 12 млн рублей предусмотрены на беспилотный аппарат, 10 млн — на программу ЭВМ, 15 млн — на 15 паркоматов, 14 млн рублей — на 20 стационарных камер и прочее движимое имущество. Чем обоснованы эти цены – непонятно.
Также общественностью акцентируется внимание на том, что за десять лет этой концессии с махачкалинцев может быть собрано более 6 млрд рублей без обмена на что-то существенное. А именно:
— город/частник не приобретают новых автобусов и троллейбусов для тех, кто вынужден будет отказаться от личного транспорта;
— городской бюджет получает 20% в первые три года и 30% — в последующие годы от собранных денег, а частник — 70-80%;
— частник не оставляет после десяти лет концессии никаких объектов капитального вложения, которыми город может дальше пользоваться.
«Первоначальный смысл любой концессии – это капитальные затраты инвестора (строительство дорог, инженерных сооружений и т. п.) с тем, что потом инвестору дают извлекать из этого прибыль на срок, после которого капитальные объекты остаются в собственности власти (пример такой концессии – строительство Панамского канала)? Как я понял из проекта концессионного соглашения, Махачкале останутся постаревшие камеры, дрон, разметка на дорогах и право пользования программой ЭВМ на десять лет и т. п. Ничего капитального в этом нет», — сообщает Магомедов.
Это далеко не весь перечень претензий.
Ответ администрации
«В первую очередь в распространяемых в сети Интернет публикациях затронуты интересы финансового плана. Почему-то все отошли от того, что город запустил концессию не с точки зрения заработка и прибыльности, а для упорядочивания парковочного пространства с целью увеличения пропускной способности в местах концентрации заторов»,
— ответил на организованной пресс-конференции заместитель главы Махачкалы Рустам Магомедов.
Он также подчеркнул, что в информации, которая распространилась в социальных сетях, были допущены также существенные неточности в цифрах.
«В публикациях были озвучены данные, которые реальности не соответствуют. В частности, речь шла о том, что концессионер якобы может заработать порядка 6 млрд рублей. Эта цифра была взята на основе элементарного расчета. Умножили количество часов на стоимость за парковку, затем на количество парковочных мест и на количество дней в десяти годах. Это произведение чисел, а не финансовая модель», – отметил Рустам Магомедов.
При подсчетах не были учтены следующие данные:
— минимум 10% парковочного пространства будет выделено для людей с ограниченными возможностями здоровья — естественно, плата с них не взимается;
— семьям, воспитывающим четырех и более несовершеннолетних детей, места также предоставляются бесплатно. На вопрос представителя организации «Город наш» Мадины Ибрагимовой, почему акцент сделан на четырех детях, тогда как многодетной семья считается, если в ней есть три и более детей, Магомедов ответил, что в этом случае закон не нарушается, и они могут «установить льготу таким образом»;
— проигнорировано понятие «резиденты» – те, кто проживает непосредственно на территориях, примыкающих к участкам улично-дорожной сети, на которых вводятся платные парковки. Они также освобождаются от оплаты;
— праздничные выходные дни, в которые платные парковки вовсе не функционируют;
— скидочная система в виде абонементов.
«Лишь по этим показателям, не говоря уже о других нюансах, сумма, озвученная в соцсетях, снижается почти на 2,5 млрд рублей. Плюс из оставшейся суммы вычисляем еще 20–30%, которые отойдут городу. При подсчете также не учитывали расходную часть частной компании – это содержание немалого количества сотрудников, покупка техники, поддержание работоспособности системы и так далее. Также концессионер обязан будет выплачивать все виды налогов. Результат такой, что если брать финансовую составляющую, то город заработает точно не меньше концессионера, если не больше, при этом не затрачивая никаких средств», – дополнил Рустам Магомедов.
Также было отмечено, что все штрафы, которые будут выплачиваться нарушителями, в 100%-м объеме поступят в бюджет города.
Кроме того, как отметил Магомедов, те самые 20-30%, которые будут отчисляться в бюджет города, будут высчитываться с выручки, а не с прибыли. Для примера: заработав условный миллион, концессионер сначала переведет положенные деньги городу, а уже потом будет осуществлять свои текущие расходы.
Также было отмечено, что, где бы ни была зарегистрирована фирма, которая получит концессию, она будет находиться на ОСН (общей системе налогообложения) и будет платить два вида налога – НДС и налог на прибыль. Первый – это федеральный налог с отчислениями в федеральный бюджет, второй – устроен так, что по итогу меньшая его часть осядет в муниципалитете. Городу останутся полностью только отчисления от НДФЛ.
Информация же о том, что концессионер уже утвержден, не соответствует действительности. Конкурс еще не завершен. Подача и прием заявок осуществляются до 11 ноября текущего года. Пока заявка получена лишь от одной фирмы, чья концепция и стала предметом этого обсуждения.
Очень интересная фирма
Кстати, о фирме, которая уже вышла, участвует в конкурсе и претендует на победу.
ООО «ТЕХИНФО» зарегистрировано в Краснодаре в феврале текущего года. Уставной капитал предприятия – 10 тысяч рублей. Согласно данным РБК, генеральным директором компании и одним из ее учредителей является Карен Витальевич Знаменщиков. Второй соучредитель – Хизри Юсупбекович Юсупбеков (доля в уставном капитале – 67%). Про Знаменщикова ничего не известно, а вот Юсупбеков в разное время руководил ООО «Шавла» (с. Уллубийаул, Карабудахкентский район) и ООО «Сбытовая компания» (г. Пятигорск), а также был ликвидатором в ООО «ЮГ-МОССТРОЙ 1» (г. Москва). Все три организации на данный момент ликвидированы. Портал досудебных претензий injust.pro предостерегает, что данный бизнесмен (место регистрации – с. Уллубийаул, Карабудахкентский район) ранее руководил или был собственником компаний, ликвидированных по причине недостоверности сведений, представленных в Федеральную налоговую службу, а также рекомендует проявить должную осмотрительность при заключении договоров.
Для чего подробно останавливаться именно на этом возможном концессионере? Да потому, что жители республики очень часто убеждены (такой уж у нас хасият), что подобные торги, конкурсы и аукционы проводятся для той самой одной компании, которая должна победить, – поэтому уместно сказать, кто претендует на победу, в случае если на конкурс больше никто не выйдет.
А там уже надеяться, что все опасения были напрасными.
Продолжаем разговор
Но мы отклонились от темы, ведь дискуссия, которая велась на встрече Рустама Магомедова с представителями общественности и СМИ, содержала и другие интересные моменты.
Например, почему концессию может взять компания без опыта и созданная только в этом году? С таким вопросом обратился Арсен Магомедов к Рустаму Магомедову.
— Вы задайте им этот вопрос. Не я их заставляю участвовать в конкурсе. В силу закона мы не можем устанавливать ограничения.
— Почему администрация устанавливает такие глобальные изменения в городском движении, предварительно не сообщив об этих планах горожанам и общественникам? Почему это сделано через публикации на сайте, который 99% жителей не читают?
— Администрация о том, что будут увеличены платно-парковочное пространство и количество мест, – указывала. Вы, видимо, недостаточно внимательно следите за публикациями наших официальных каналов.
— Можете назвать города, где также концессию отдали коммерсантам и город сам не занимается парковками?
— Их порядка десяти. Воронеж, Пенза, Нижний Новгород… Тут дело в том, что нужно следить за сроками… Есть концессии на 15-20 лет, и там процент отчислений больше – 45-50%.
— В Нижнем Новгороде – 50%.
— 47%.
— А в Воронеже – 40%. Почему у нас 20-30%?
— Вы, видимо, недостаточно внимательно слушали начало выступления – это пока что первая и единственная заявка.
Большое внимание со стороны общественников было уделено вопросу, что может предложить администрация тем людям, которые решатся пересесть с личного транспорта на общественный, а также развитию транспортной системы города.
Оказалось, что пока ничего существенного.
На данный момент у администрации есть концепция реформы/развития общественного транспорта Махачкалы, которая предусматривает внедрение регулируемых тарифов на общественном транспорте, полный снос существующего каркаса маршрутной сети, организацию новых и исключение дублирующих маршрутов и многое другое.
Но этот документ еще нужно правильно оформить и принять – для этого нужно объявить конкурс на создание документа, после этого соответствующие органы власти должны его принять.
Об этом говорит и начальник Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Махачкалы Андрей Гусейнов, с которым пообщалась «Молодежка». Он отметил, что «для принятия такого документа нужны серьезные денежные средства и научный подход». Планируется, что в 2025 году этот документ будет принят.
Парковки государственной важности
Конечно, странно, что город сам не берется за платные парковки.
В ходе встречи с общественниками и журналистами, в частности, Магомедов несколько раз акцентировал внимание присутствующих на том, что для администрации города в этом случае главное – это не деньги, они – «факультативны». Для муниципалитета важны нормализация трафика, увеличение пропускной способности улиц и организация дорожного движения должным образом.
«Вы смотрите на все это со стороны обывателя, я все понимаю, но есть такое понятие, как государственные интересы, – вот мы преследуем государственные интересы, при этом привлекая сторонние организации, не тратя ни единого рубля бюджетных средств, мы достигаем цели, и попутно город зарабатывает, зарабатывает не меньше», — отмечал он.
Еще одна странность в организации, которая планирует заняться парковкой в Махачкале. Такие принято называть ноунеймами, или фирмами-однодневками.
Для сравнения: в том же Воронеже при аналогичном конкурсе было несколько заявок, в том числе и из самого Воронежа, но практически все были отклонены специальной комиссией мэрии. Победила тогда (а это был 2017 год) компания ООО «Городские парковки» из… Белгорода. Эта компания на тот момент имела большой опыт организации платной парковки. Компания, по данным «Коммерсанта», участвовала более чем в 15 проектах по созданию платных парковок, в ряде из них по мере развития бизнеса выступила как инвестор. Среди регионов — Белгород, Курск, Рязань, Вологда, несколько субъектов за Уралом. Правда, в июне 2024 года, после отчета Контрольно-счетной палаты Воронежа о реализации концессионного соглашения с ООО «Городские парковки», депутаты гордумы предложили расторгнуть концессию досрочно. Их не устроило то, что до сих пор компания платит 25%, а не 40% в бюджет (по договору концессии это должно происходить с 2021 года), а также не обновляет инфраструктуру.
Вот такие вот подводные камни парковочного бизнеса, которые Махачкале нужно брать на вооружение. Бросаться в объятия первой попавшейся фирмы только потому, что она вышла на конкурс, кажется, не стоит.
Есть мнение, что такие лоты специально уводятся в концессию, так как там проще распоряжаться деньгами – ты получил право, а каким оборудованием и за сколько его покупать — это уже внутреннее дело самой компании, взявшей концессию.
Мнение экспертов
Председатель независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев считает, что самое главное в концессии – это капитальные вложения. «Если капитальных вложений в виде, например, расширения улиц, организации многоуровневой парковки и прочего концессией не предусмотрено, то тогда это просто собирание денег с улиц», — прокомментировал Набиев ситуацию «Молодежке».
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты Дагестана по вопросам строительства, архитектуры, ЖКХ и комфортной среды города Сабир Сайдумов считает, что нормализацией городского транспорта должен заниматься муниципалитет. «Мы понимаем, что отрасль убыточная, но есть механизмы финансирования через форму субсидий», — говорит он.
По мнению Сайдумова, у частных собственников на первом месте стоит прибыль, а не город. Общественник против того, чтобы платную парковку отдавали в частные руки: «Во-первых, «парковочный вопрос» уже упущен, город засорили строительством, места для расширения улиц не осталось. Во-вторых, для парковки не делают практически ничего и хотят прийти на готовенькое».
Сайдумов считает, что вопрос парковки, а значит, и соблюдения правил дорожного движения, должны решать службы ГИБДД: «Они должны контролировать уличное движение, чтобы места стоянки не мешали транспортному движению, чтобы люди парковались в установленных местах».
В разговоре с корреспондентом «Молодежки» Сайдумов пообещал поднять этот вопрос на заседании Общественной палаты Дагестана и участвовать в пределах своей компетенции в контроле за деятельностью возможного обладателя концессии. «У нас функции рекомендательного характера, но мы тщательно следим за тем, не ущемляются ли права граждан», — отметил он.
Юрист и представитель движения «Город наш» Арсен Магомедов в свою очередь отмечает, что они будут следить за развитием ситуации и собираются подавать в прокуратуру жалобу на концессию.
Машина вместо
Парковки – это та же социология. Парковки – это та же самая урбанистика. И, как говорят в администрации, – «интересы государственной важности». Все это подтверждает то, что на эту тему так много откликов от общественности и населения.
Каждое машино-место – это отдельная городская история, ели хотите – бизнес-история. А еще это история административных скиллов администрации города.
Мы бы выделили несколько пунктов, которые характеризуют ситуацию с парковками, что называется, прямо сейчас.
Первое. Да, концессия, согласно закону, может быть проведена без публичных слушаний. Но в городе, где к подобным мероприятиям пристальное внимание, о самой концессии можно было сказать заранее – законом это точно не запрещено.
Второе. Один момент — это заключить концессию, а совсем другой – быть готовым к ней системно. Судя по тому, что вопрос реформы общественного транспорта — это вопрос как минимум следующего года, а может, и не только следующего, а значит, сейчас платные парковки в центре города, без корректировки движения общественного транспорта, могут стать большой проблемой.
Сейчас, по данным администрации Махачкалы, в городе порядка 1180 единиц общественного транспорта, из них 31 троллейбус, 47 автобусов большой вместимости, 15 автобусов средней вместимости, остальные, это порядка 1087 машин, – маршрутки (малый класс).
По данным ресурса Simetra, Махачкала находится на 86-м месте по качеству общественного транспорта.
При этом в Махачкале зарегистрировано 132 тысячи автомобилей, еще от 30 до 60 тысяч автомобилей заезжают в столицу ежедневно из других районов и пригородов.
Население Махачкалы сейчас, только по официальным данным, составляет 735 588 человек. То есть на каждую машину приходится пять человек, если не считать тот поток автовладельцев, который въезжает в город ежедневно. Известный факт – около трети трафика в центре крупного города приходится на водителей, ищущих парковку.
Усугубляет проблему тот самый градостроительный хаос, о котором говорил Сабир Сайдумов. Застройка ведется (в Махачкале с 2023 по 2024 год построили более 290 тысяч квадратных метров жилья), но вопрос парковок при этом не решается. К примеру, в Махачкале, по данным администрации города, только 10 многоквартирных домов имеют подземную парковку (см. таблицу 1).
Остальное либо наземное, либо стихийное.
Третье. О самой концессии, опыте других регионов и возможных подводных камнях мы говорили выше. Сейчас о практике. В Махачкале с марта текущего года уже действует пилотный проект по введению платных парковок. За время функционирования платного парковочного пространства зарегистрировано 10 552 активных пользователя. При этом за парковку оплачено более 2 млн рублей.
Стало ли движение в городе свободнее – вопрос риторический. Заместитель мэра Рустам Магомедов говорит о том, что проект полностью себя оправдал. «Мы явно ощутили снижение количества заторов на дорогах. Но ввиду, скажем так, юридических проволочек с получением персональных данных штрафуемых у нас процесс выписывания штрафов затянулся. Из-за чего люди посчитали, что штрафы не выписываются, и начали парковаться так, как им заблагорассудится. На сегодняшний день мы практически достигли того баланса, который нужен для того, чтобы система штрафов работала так, как положено, и ожидаем получить эффект в ближайшее время», — отмечает он.
То есть пилотный проект работает, не без скрипа, но работает. Тем более интересно, почему не расширить его и масштабировать, вместо того чтобы отдавать центр города непонятному частному лицу на десять лет. Возможно, было бы правильно выбрать не конкурс и концессию, а иную, другую форму. Или предъявить более конкретные требования к капитальным вложениям, которые должен сделать концессионер.
Дональд Шуп, автор нашумевшей книги «Высокая стоимость парковки», выделяет несколько пунктов, которым должен соответствовать проект платной парковки:
- Установите подходящий тариф на уличную парковку. Это самый низкий тариф, при котором одно-два места в каждом квартале будут оставаться свободными — то есть ценообразование на основе спроса.
- Создайте кварталы распределения парковочной прибыли, чтобы использовать средства, вырученные от парковки, в том же районе, где они были получены.
Поступление прибыли в бюджет района сделает популярной политику ценообразования на уличную парковку на основе спроса.
- Ограничьте или снимите полностью требования к внеуличным автостоянкам. Не вводите новые парковочные места в случае изменения функционального назначения здания. Снижение требований к организации парковок позволит повысить интенсивность их использования и заново использовать старые здания.
Платные парковки отправят в регионы
Минтранс 11 октября внес в правительство дорожную карту по совершенствованию парковок в России. Она определяет два крупных направления работы, а именно — широкое внедрение платных паркингов в регионах с одновременным сокращением парковок рядом с многоэтажными жилыми комплексами экономкласса. Как следует из документа, это необходимо для развития общественного транспорта и снижения автомобилизации. В документе указано, что минстрой, МВД и минтранс к декабрю 2025-го подготовят корректировки в нормативные документы для «гибкого нормирования парковочных мест» рядом с жилыми комплексами. Плотность и геометрические параметры машино-мест должны меняться в зависимости от объектов капитального строительства и дорог. Вступить в силу они могут в 2026 году. Это позволит строить многоэтажные здания с минимальным количеством парковок. К примеру, сейчас для одного комплекса экономкласса предусмотрено 0,1 машино-места на квартиру, а для более дорогого — 1:1. Новый стандарт позволит отойти от этого принципа и выбирать число парковок по ситуации.
Список многоквартирных домов, расположенных на территории города Махачкалы, имеющих подземные парковки
№ |
Адрес |
Наименование управляющей организации |
1. | ул. Дахадаева, д. 35 | ООО «Жилищный трест» |
2. | ул. Абубакарова, д. 67а | ООО «Комфорт-Сервис» |
3. | ул. Титова, д. 60
|
УК «Эталон Сервис» |
4. | ул. Титова, д.144,
|
УК «Эталон Сервис» |
5. | пр-т Гамидова, 18у
|
|
6. | пр-т Насрутдинова, 55а
|
ТСЖ «Каспий» |
7. | пр-т Петра 1, д. 103в
|
УК «Капитал-Инвест» |
8. | ул. Лаптиева, д. 65, 66, 67
|
УК «Комфорт ЖК» |
9. | ул. Арухова, д. 12д
|
Без управления |
10. | ул. Даниялова, 101
|
«Городок 05» |
Тимур Магомаев