Работники образования с настороженностью восприняли введение в школы с 1 сентября 2025 года единого расписания уроков. Минпросвещения России объяснило нововведение необходимостью снизить нагрузку на детей и учителей. Предполагается, что дети во всех школах будут получать одинаковый набор образовательных услуг в одинаковом ритме, а учитель – не должен давать больше 5-6 уроков в день. Эксперты, с которыми поговорила «Молодежка», пока еще не понимают, как это реализовать у себя в школах. Новые инициативы, которые вроде бы вводятся в благих целях, считают они, могут дать противоположный эффект, например усилить дефицит учителей.
О введении с нового учебного года единого расписания министр просвещения Сергей Кравцов заявил 19 апреля. Ключевая задача единого расписания, по его словам, – соответствие СанПиН, минимизация перегрузки и равномерное распределение учебной нагрузки.
«Школы смогут адаптировать расписание под свои условия, но в рамках единых федеральных требований. Внедрение единого расписания – это важный шаг к здоровью, успешному обучению и гармоничному развитию наших детей», – приводит «РИА Новости» цитату Кравцова.
Инициатива, приводит это же издание слова заместителя директора Института содержания и методов обучения Людмилы Лагуновой, поможет школьникам легко переходить из одной школы в другую, новичку не нужно будет догонять новых одноклассников по предметам или ждать, пока класс пройдет уже знакомый ему материал.
Всех — к одному
Нововведения – это шаги к унификации школьного образования в России, сведению образовательного процесса к единому стандарту.
Этот процесс также включает в себя сокращение количества контрольных работ. Теперь, с 1 сентября 2025 года, контрольные, школьные проверочные работы, включая всероссийские проверочные (ВПР), не должны занимать более 10% от всего учебного времени.
Также с нового учебного года, согласно приказу Минпросвещения, первоклассники должны тратить на выполнение домашнего задания не более часа, а ученики 9–11-х классов – не более 3,5 часа.

Фото: Умар Даниялов
Как «подогнать» физика
Своим мнением относительно некоторых предстоящих нововведений в частном порядке, то есть конфиденциально, с «Молодежкой» поделились администрации махачкалинских школ. Пока им не совсем понятно, как можно адаптировать работу в своих школах под единое расписание.
Действующие требования СанПиН, по словам завуча по учебной части одной из махачкалинских школ Заремы Абдуразаковой (имя завуча вымышленное. – Прим. ред.), и так регламентируют, к примеру, количество уроков, очередность предметов в зависимости от сложности. По СанПиН есть требования, что математика, физика, химия, русский язык должны первым, вторым или третьим уроком идти. Как именно будет выглядеть единое расписание, ключевая задача которого, как уточняет минпросвещения, соответствие СанПиН, педагогам не совсем ясно.
Не всем школам, к примеру, из-за нехватки учителей удается вписываться даже в действующие санитарные требования.
«Хочется соответствовать требованиям, но, когда у тебя один учитель физики на всю школу, на большое количество классов, эту физику не получается дать до третьего урока во всех классах. Приходится ставить этот предмет пятым, шестым уроком, хотя так нельзя.
Многие учителя работают по совместительству. Вот, к примеру, тот же физик говорит: «Я в другой школе тоже работаю, могу сюда два или три дня приходить. Или до обеда могу, а после обеда я должен в другом месте работать». Я тогда подстраиваю расписание под него, под его график. Иначе могу остаться без физика. Не всегда получается чередовать предметы так, как требуют нормы, а единое расписание, как я поняла, еще сильнее загонит в рамки учебный процесс.
Выходит, у нас не получится исходить из обстоятельств при составлении расписания и физик должен подстраиваться под расписание, а не расписание под физика… Но как это сделать, когда физики нарасхват и они работают на несколько школ?»
– недоумевает завуч.
Отметим, именно завучи по учебной части ответственны за составление расписания.
В небольших школах с односменным режимом обучения, предполагают наши эксперты, единое расписание приживется. Большие, перегруженные учениками школы, говорит директор одной из школ Махачкалы, не смогут работать, не выходя за рамки единых рекомендаций. Поэтому реализация новшества будет формальной и может добавить нагрузку на административный персонал. Есть вероятность того, поделилась собеседница, что школы будут вынуждены составлять по два расписания: одно – с учетом непреодолимых для школы обстоятельств, другое – для проверяющих.
Для примера «Молодежка» решила взять расположенную в Сепараторном поселке Махачкалы школу №26, где до 9 класса отучился автор этого материала. На сегодняшний день, как недавно сообщало само управление образования города, это одна из самых больших школ на Северном Кавказе. В этой школе учатся 5289 детей при проектной мощности 1775 детей. Здесь много параллельных классов, нехватка педагогов, и неизвестно, удалось ли ей расстаться при таком количестве детей с третьей сменой. Будет ли актуально единое расписание для этой и других переполненных школ в густонаселенном Сепараторном поселке – большой вопрос.

Фото: Умар Даниялов
А учителя хотят?
Нехватка учителей упорно диктует свои условия. Нововведения, подобные тем, что планируется ввести в школы с будущего учебного года, по словам завуча, опрометчиво вводить без учета этой проблемы, не решив ее. Поэтому, подчеркивает она, государству в первую очередь нужно решать вопрос кадров и главным образом через увеличение заработной платы. Одновременно или заранее. Парадокс в том, что об увеличении заработной платы с нового учебного года чиновники на федеральном уровне не говорили, наоборот, введена инициатива, которая может сказаться на снижении уровня дохода учителей.
В рамках унификации образовательного процесса в школах с сентября этого года минпросвещения нормирует нагрузку на школьных учителей. Средняя нагрузка на учителя, как сказал министр Кравцов, должна быть не более 1,4 ставки – то есть пяти-шести уроков в день. Это, предполагают инициаторы, должно восприниматься как проявление заботы об учителях. Наши собеседники признают доброжелательность этой инициативы, но видят в ней и угрозу.
«Вроде бы государство, – продолжила завуч, – хочет блага для учителя, сократив ему нагрузку. Но опять-таки, почему у учителя большая нагрузка? Во-первых, из-за дефицита кадров, школам не хватает сотрудников, поэтому они нагружают имеющихся двойной работой. Во-вторых, учитель работает или соглашается работать на две или полторы ставки, чтобы заработать больше денег. Об этом все знают. Да, никто не хочет перетруждаться, но учителя вынуждены это делать. И когда им, вроде бы ради их же блага перекрывают возможность брать большие нагрузки, то как это на кадрах отразится? Я думаю, что ограничение будет способствовать еще большему дефициту кадров».
Учитывая финансовое положение учителей, их низкую зарплату, подчеркнула она, части учителей будет невыгодно работать, если сократят количество часов. Учителя, предполагает она, могут уйти из государственных школ полностью в репетиторство или в частные организации. Такого же мнения придерживаются и другие наши собеседники.
«Однозначно. Учителя сегодня зарабатывают, если можно так сказать, только за счет высоких нагрузок. Если они установят предел на 1,4 ставки, я предполагаю, что, во-первых, перестанут учителя работать и начнут увольняться. Во-вторых, начнется острая нехватка учителей. Их и так не хватает, мы перекрываем часы за счет высокой нагрузки учителям. Тогда пусть повысят зарплаты, чтобы люди массово пошли в эту профессию», – поделился мнением директор одной из махачкалинских школ.
Директор другой крупной махачкалинской школы назвала ограничение нагрузки чем-то странным.
«А они хотят, эти учителя, – задалась собеседница «Молодежки» вопросом, – до 1,4 ставки чтобы им снизили нагрузку? Это часов 25 в неделю. Две ставки – это 36 часов, одна ставка – 18 часов. В трудовом законодательстве разрешается вести две ставки, больше двух ставок не допускается. У меня есть учителя, которые 36 часов ведут и плюс домашнее обучение. Представьте, ребенок сломал руку. Он же в школу не может ходить, к нему учитель идет домой – это называется домашнее обучение. И такая дополнительная нагрузка бывает, мы ее тоже, конечно, оплачиваем. Мы вынуждены их догружать сверх нормы, если учитель не возражает».

Фото: Умар Даниялов
«Если нас спросят…»
Подчеркнем, однозначного понимания того, что такое единое расписание уроков, у педагогов, экспертов в сфере образования не сложилось. Нет четких объяснений – нет четкого понимания. Они лишь предполагают, что оно будет из себя представлять и что за ним может последовать. Несильно проливают свет на предстоящее и слова министра просвещения Сергея Кравцова о том, что «школы смогут адаптировать расписание под свои условия, но в рамках единых федеральных требований».
Издание поинтересовалось у собеседников, собирало ли минобрнауки Дагестана совещание с участием администраций школ для обсуждения единого расписания. Пока такого мероприятия не было. Пока учителя продолжают гадать, переживать и заранее думать о смене работы…
«Мы этот вопрос еще не обсуждали на совещаниях. Если нас спросят, то дадим свои предложения. Надеюсь, нас министерство образования выслушает. Во всяком правиле есть исключения. Может, как раз мы и будем этим исключением и нас не станут вгонять в рамки, в которые мы не поместимся», – надеется директор школы.
Когда принимаются решения, касающиеся судеб школ, подчеркивает завуч Абдуразакова, нужно всегда интересоваться мнением самих школ.
«В обсуждении таких серьезных планов должны участвовать все. Пригласите в Москву, в министерство, делегатов из разных регионов на обсуждение. В их числе обязательно должны быть люди, работающие в школах, не только сотрудники региональных министерств образования. Должны быть или учителя, или завучи, или директора, которые хорошо знают, как функционирует школа и что ей может не подойти. Они точно скажут, как будет лучше. Решения, принимаемые без учета мнения людей на местах, исходя из воображений и представлений, плохо отражаются на системе образования в целом», – заключила наша собеседница.
Амина Магомедова