В последнее время Правительство РФ уделяет особое внимание борьбе с коррупцией, ведь проблема носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизни. В этой связи было предложено создать Многофункциональный центр (далее — МФЦ). Об этом нам рассказал директор ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан» О. Х. Хасбулатов.
— Осман Хасбулатович, расскажите, пожалуйста, что такое МФЦ и в чем его суть?
— МФЦ – это предоставление услуг по принципу «одного окна», то есть в одном месте можно подать документы и получить в установленный законом срок: разрешение на строительство, свидетельство о праве собственности, оформить субсидию и многое другое.
— Когда началась реализация идеи создания МФЦ в Дагестане?
— В нашей республике — в 2009 году. Изначально она принадлежит Владимиру Путину и Герману Грефу. Согласно этой идее, в июле 2009 года мы открыли первый МФЦ в Каспийске.
— Были трудности при ее реализации?
— Конечно, перед нами стояла непростая задача, потому что негде было учиться. В России в то время существовало порядка 40 МФЦ. Если мы сегодня работаем по принципу «одного окна», в то время больше действовал принцип «одной крыши», где собирались представители органов власти и оказывали свои услуги. А МФЦ создается для того, чтобы между непосредственным чиновником-исполнителем услуги и гражданином–заявителем был барьер, т. е. они не должны общаться друг с другом — только через МФЦ. Получается, когда чиновник не общается с гражданином, нет возможности получить взятку и других коррупционных моментов.
— Какова была первоначальная реакция населения?
— Да и сейчас есть проблема. Многие люди не знают, что такое МФЦ. В основном об этом известно чиновникам и государственным служащим. Нам пришлось проделать большую разъяснительную работу, рекламную, в газетах и на телевидении. Перед нами стояла проблема, и мы ее решили. После этого МФЦ стали востребованными. Об этом говорит и статистика.
— Назовите наиболее востребованные услуги?
— Это услуги Управления федеральной миграционной службы (УФМС), Минтруда, Росреестра и Кадастровой палаты РД.
В том числе услуги паспортно-визовой службы, прописка, выписка, замена паспортов в случае утери. Если говорить в процентах, то паспортно-визовые услуги – 20%, субсидии и льготы — порядка 20%, по оплате ЖКХ, постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, вопросам архитектурного характера, услугам Регистрационной и Кадастровой служб – 20 — 25 %.
— Сколько МФЦ на сегодня действует на территории нашей республики, и сколько тысяч человек они обслуживают?
— Нынче в Дагестане 12 МФЦ. Если обратиться к статистике, за 2013 год они обслужили около 100 тыс. человек, из них 40 тыс. приходится только на Каспийский МФЦ, а остальные, вместе взятые, — 60 тыс.
— Что касается Махачкалы – какое количество услуг ими оказано?
— 7629. Из них 2987, по каким-то не понятным причинам, просрочены.
— А в чем причина такого показателя?
— В том, что где-то работа поставлена хорошо, а где-то наоборот. Вот, например Левашинский район за год оказал 500 услуг — это ненормально, неправильный подход.
А причина – отсутствие рекламы, нехватка профессионализма у персонала, неумение поставить работу с клиентами, где-то не смогли договориться с органами власти.
— Есть проблема набора квалифицированного персонала?
— Конечно же! Там, где открываем МФЦ, нужно набирать толковых, грамотных людей, для этой цели мы специально создали комиссию.
Данная процедура выглядит примерно так. За 2 — 3 месяца перед открытием мы объявляем набор. Все желающие оставляют свои заявки. Далее мы объявляем конкурс и на его основе выбираем. Например, в Магарамкентском районе на 15 мест поступило 50 заявок. Потом осуществляется комиссионный отбор, также проводятся психологические тесты, что, конечно, немаловажно.
— Напоследок расскажите о перспективах развития вашей деятельности?
— До 2015 года во всех муниципалитетах мы планируем открыть свои МФЦ. На сегодня федеральный бюджет совместно с республиканским бюджетом софинансирует строительство МФЦ. Эта программа оценивается в 700 млн рублей, из них 180 млн — из федерального бюджета, а остальные — из республиканского.
В ближайшем будущем посредством оптико-волоконной сети планируется объединить все существующие центры республики в единое электронное пространство, благодаря чему уже имеющиеся и планируемые к открытию МФЦ смогут при оказании услуг на местах использовать возможности уполномоченного МФЦ по защищенной передаче данных. Это оборудование обеспечит единое программное пространство и реализацию принципа экстерриториальности.
Также будет действовать система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Благодаря ей, сократится бумажная волокита при предоставлении гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг, так как теперь запрос на их получение будет осуществляться в электронном виде. Также уменьшится предоставляемый при этом необходимый перечень документов. Так, например, заявитель обратился в МФЦ за услугой по предоставлению сведений из деклараций физических лиц. При передаче заявления на получение данной услуги ему достаточно иметь при себе паспорт. Остальные документы, за которыми он должен обратиться в государственные органы, МФЦ запрашивает самостоятельно, причем бесплатно.
Ожидание в очереди не будет превышать 15 минут. Создадим все условия для посетителей. Для посетителей с детьми будет создан специальный детский уголок — маленький столик, карандаши, раскраски. Ребенок будет занят своим делом, пока родители общаются с оператором.
Гянджеви Гаджибалаев