Учитель года о конкурсе и своей педагогической концепции
Победитель республиканского конкурса «Учитель года» Марина Гаджиева объяснила «МД», что такое технология театральной педагогики, убедила, что хоккейный матч может понравиться преподавателю русского языка и литературы больше, чем оперетта в Зимнем театре, и рассказала, как за короткий срок завести 84 новых друга, каждый из которых – космос.
Космос рядом
Федеральный этап конкурса «Учитель года» проходил в Сочи и Москве с 23 сентября по 6 октября. Первое время я относилась к остальным конкурсантам настороженно, может, даже с опаской. Не знала, чего от них ожидать. Но познакомившись поближе, поняла – каждый из них просто космос. Так что теперь у меня на 84 друга больше, и я бы согласилась поехать в Сочи просто ради знакомства с ними (всего в конкурсе принимали участие 85 человек. – «МД»). По итогам первых испытаний отбирались пятнадцать лучших конкурсантов, мы их называли «пятнашка». Я в «пятнашку» не вошла и поначалу расстроилась. Не потому, что жаждала победы. Просто мне казалось, что я подвела людей, которые в меня верили. Но потом мне позвонили из школы, поддержали, и мне стало гораздо легче. К сожалению, мы не успели толком поздравить победителя конкурса Илью Димакова, подготовить ему какой-то сюрприз — на это у нас просто не оставалось времени. Имя победителя назвали в последний день, уже во время праздничного концерта в Москве.
Шайбу, шайбу!
Организаторы конкурса старались, чтобы мы не зацикливались на одних испытаниях. Однажды нас вообще повели на хоккейный матч. Играли команды «Сочи» и «Авангард». Болела я, конечно же, за хозяев площадки. Правда, хоккеистам из Сочи это не помогло — они уступили омской команде со счетом 6:0. В конце матча участник конкурса из Краснодарского края вручал приз лучшему игроку из Сочи, а представитель Омской области – лучшему игроку «Авангарда». Еще нас водили в Зимний театр на оперетту. Зимний театр понравился, оперетта – не очень. Хоккейный матч был куда интереснее.
Это элементарно, Гамлет!
На всех этапах, начиная городским и заканчивая федеральным, я рассказывала членам жюри о своей педагогической концепции. О технологии театральной педагогики. В чем ее суть?
Вот, к примеру, мы изучаем с детьми какое-нибудь произведение. Я предлагаю написать на его основе сценарий. Превратить в пьесу. А потом мы ставим по этой пьесе спектакль – каждый ученик сам выбирает себе роль. Сценарий не обязательно должен дословно следовать оригиналу.
Однажды у нас была постановка, которая называлась «Шерлок Холмс и доктор Ватсон расследуют убийство отца Гамлета». И за основу была взята небезызвестная пьеса Шекспира. А знаменитый сыщик и его друг включены в эту постановку фантазией моих учеников. По сценарию, Холмс и Ватсон приходят на постановку Гамлета, чтобы просто отдохнуть, насладиться пьесой… но профессия обязывает включить мозги, чтобы самим разобраться, кто же убил датского короля.
Когда мы ставили Шекспира, ученик, который до седьмого класса был очень робким и стеснительным, плохо шел на контакт со своими одноклассниками, подошел ко мне и говорит: «Я хочу сыграть Гамлета». Я удивилась и, признаюсь, поначалу подумала, что это не очень хорошая идея. Но отказывать ему мне не хотелось, поэтому сказала: «Давай так, Олег, у нас несколько претендентов на эту роль, вы все выучите ключевой монолог, прочтете его перед классом, и класс уже решит, кому достанется роль Гамлета».
Он прочел, весь класс аплодировал. Сложно себе это представить, но семиклассник смог изобразить настоящего, живого Гамлета. С тех пор он постоянный участник всех наших постановок. Так робкий мальчишка превратился в едва ли не самого популярного ученика в школе. Он ведет все наши мероприятия, отлично танцует вальс, и, кажется, все девочки в школе мечтают с ним станцевать.
У данной методики есть свои противники, которые считают, что она ничего не дает детям – дескать, участвуя в подобных постановках, они лишь развивают в себе желание покрасоваться, показать себя. Я думаю, что пример с Олегом опровергает подобную позицию. Дети раскрывают свой потенциал и учатся взаимодействовать друг с другом. Плюс ко всему, глубже погружаются в тексты изучаемых произведений. Одно дело — просто прочитать текст. И уже совсем другое – попытаться вжиться в роль одного из персонажей, понять его внутренний мир.
Квартирный вопрос
После победы на республиканском этапе неожиданно для многих, и особенно для меня, объявили, что мне в качестве награды дадут квартиру в Махачкале. Впервые об этом было сказано в мае на мероприятии «Образовательный диалог: Москва-Махачкала-Дербент», на который для проведения мастер-классов пригласили четырнадцать преподавателей из Москвы, победителей и призеров «Учителя года» разных лет. На открытии мэр Махачкалы и объявил, что по поручению главы республики в этому году победителю республиканского этапа конкурса «Учитель года» подарят квартиру.
Я была в шоке. Я не кричала «Йес!», потому что на самом деле просто не поверила. К тому же, после этого объявления всё затихло. На официальном уровне. На неофициальном меня все донимали вопросом: «Ну что, Марина, когда новоселье?» Причем об этом порой спрашивали люди, которых я до этого видела раза полтора в своей жизни. Честно, у меня от этого вопроса голова раскалывалась.
Сертификат на квартиру мне вручили на августовском совещании работников образования.
Руслан Бакидов