Роберто Боттичелли представил в Махачкале топ-топ модели
«Высокий каблук придаёт больше сексуальности женщине, а обувь без каблука – это лишь веяние моды, которая, как мы знаем, переменчива. Время проходит, и мода меняется. Каблук и сексуальность остаются всегда», — Роберто Боттичелли.
«У нас практически везде так – дом и снизу мастерская»
В Дагестан приехал в первый раз, но быстро и ненадолго. Отметить пятилетие в Махачкале с момента открытия магазина брендовой итальянской обуви, которую Боттичелли производят вот уже 100 лет. Руслана – директора магазина – Роберто называет другом, а нестабильную ситуацию в Дагестане – шуткой.
«Это моя страна, моя родина, очень старое изображение. Вот моя семья. А это наша компания, располагается она, видите, за городом. Посмотрите, как красиво. Я страстный поклонник современного искусства. У меня очень большая галерея по искусству. Это мастерская дедушки, а это мой отец. Это наш традиционный фестиваль, а это история обуви, это театр. Сельская местность. Выглядит, как картина, но на самом деле просто фотография. Фото во время цветения подсолнухов. Вот еще родина, у нас в регионе от лыжной станции до моря всего лишь один час», — знакомит меня со своей книгой Роберто.
Он говорит, как двигается. Красиво, быстро и будто о вечном. Рубашку заправляет так же изящно. Только книга тяжелая, еще и потому, что обложка и страницы – это два параллельных мира и их надо как-то вместе удержать. Пока книга в моих руках, всё в порядке. Но со слов Роберто «Сейчас покажу» вся итальянская жизнь проносится перед глазами. Он листает и говорит быстрее, чем я могу сообразить. И хватает лишь на – развесить уши, выпучить глаза и иногда вставлять междометия.
«Моя семья всегда занималась изготовлением обуви, и можно сказать, что я родился в обуви. Я уже с детства чувствовал запах кожи. У нас говорят «я бы съел хлеб и обувь». Всё началось с дедушки и его мастерской. Отец уже с детства шил. А как вырос, фабрику открыл, в 1947 году. Потом еще одну. Я взялся за это дело только после окончания университета. Что было просто-напросто неизбежно. Отец и дедушка выпускали детскую обувь, а я женскую и мужскую. Для взрослых. В 1975 – мужскую. А уже с 1980-х годов начал выпускать женскую. Потому что женщины больше тратятся, женщины красивее. И еще, магазины, которые представляют одну марку, не могут предоставлять одежду лишь для мужчин. У нас практически везде так – дом и снизу мастерская».
Обувь Боттичелли сделана из кожи рептилий, она подчеркивает блестящую походку ее обладателей. А те чувствуют превосходство над другими. Над всеми, кто ходит за обувью на рынок. А кто этого не понимает, тот не поймет. Хоть из кожи вон будет лезть.
Одному дагестанцу Роберто сказал: «Вы — вылитый Джеймс Бонд».
— Я всегда одет в голубое, темно-синее, а Джеймс Бонд – в черное. Всё-таки есть какая-то разница.
— А у вас присутствуют элементы обуви Бонда. Первое – они черные, второе – кожа из рептилий, третье – очень легкая подошва. Это как раз таки стиль. «Если его одеть в черный пиджак и черные брюки, — говорит он нам, – это будет новый Джеймс Бонд Дагестана». Дагестанец остался доволен.
«Невозможно сказать, что человек хорошо одет, если он будет в плохой обуви»
«Стиль – это руки, нос, дыхание. Стиль не может быть одинаковым. И я не всегда следую одному и тому же, потому что меняется общество, меняется образ жизни. В новой коллекции есть модели, которые нас отправляют в американский поп-арт. Есть знаменитый художник, которого зовут Том Вессельман, он уже умер. Элементы поп-арта присутствовали в его искусстве, это было в первой половине 1960-х годов. Спортивный стиль сегодня пользуется успехом. Как вы думаете, почему? Обувь предназначена для прогулок по улице. Поп – популярный, любимый народом, то есть доступный для народа. Элементы, использующиеся в данном стиле – это вышивка и сильные яркие цвета. Вышивка пользовалась популярностью в 1950-е годы, как раз вот этот вроде бы старый элемент присутствует в новых моделях. А мы вдохновляемся прошлым».
«Чем отличается мода и стиль? Мода эфемерна очень. Например, Шанель – это стиль, она пользовалась успехом всегда. Главный элемент в туалете – обувь. Невозможно сказать, что человек хорошо одет, если он будет в плохой обуви. То есть, когда мы смотрим на человека, мы смотрим сначала на обувь. И если она хорошая, соответственно, у него есть стиль».
«Женщины чувствительны к тенденциям, которые присутствуют в искусстве. Знаменитые стилисты как раз ориентируются на искусство при создании женского образа. Получается, мода определяет стиль. Мужчина – это совершенно другое дело. Мужчина, например, это стиль Боттичелли, который всегда черпает свое вдохновение, глядя на великого киноперсонажа Джеймса Бонда. Почему именно этот персонаж, потому что, на мой взгляд, Джеймс Бонд является представителем не то чтобы идеального, а настоящего, элегантного мужского стиля. Как «Феррари» – красивая, дорогая, хорошая машина, но и отличается от всех остальных. Так и мужчина».
«Молодой стилист должен быть амбициозным – это первое. Второе – очень важный момент, он должен знать историю моды.
Если он не знает историю моды, он не может стать дизайнером-стилистом. Неважно, станет ли он великим или останется обычным дизайнером, в любом случае он должен знать все технические моменты, которые присутствуют в истории, технологию производства модных вещей».
«В аэропорту Махачкалы меня удивили»
Родольфо Росси – ассистент Роберто. Он чувствует себя как дома, в отличие от самого Роберто, который вроде бы рядом, но далеко. Дело в том, что Родольфо в Дагестане не в первый раз. Приезжает ежегодно, и в Дербенте был. Там он с другом сидел в ресторане, и почему-то, вспоминает Родольфо, они были во всём заведении одни. Зовет в Италию и обещает показать технологию пошива обуви, и даже научить. «Всему можно обучиться». Роберто, тем временем, просит убрать еду со стола, он же с журналистами разговаривает. На столе его книга и табличка «roberto botticelli 5anni a Mahachkala».
«Серьезных трудностей мы не встречали, но надо сказать, что нынешний мировой кризис сильно коснулся нас, итальянцев. Мы находились наверху когда-то и съехали из-за кризиса. Но пережили этот момент. Всегда так в бизнесе – сначала легко, потом спадаешь и снова выныриваешь. Италия на данный момент тоже выходит из кризисного состояния. В Стамбуле, например, пережили сильный политический кризис. Но, тем не менее, сейчас они выходят из него, то есть положение стабилизируется. В принципе, как всегда бывает».
«Когда мы стали организовывать свою деятельность в Дагестане, не мы выбирали Дагестан. На данный момент российский рынок очень внушительный. Мы давно на него работаем. И еще познакомились с Русланом, он приехал в Италию, предложил совместную деятельность, я согласился и доволен. Уже пять лет, как мы вместе. Руслан – не мой клиент, он мой друг. Я даже табличку пятилетия принес, чтоб отметить это дело».
«Это мой первый приезд в Дагестан, поэтому очень сложно сказать, что впечатлило. Мы прилетели в четыре утра, но, тем не менее, в аэропорту, когда мы прибыли на контроль, кто-то сказал: «Вот Роберто Боттичелли!» Меня, конечно, это удивило».
«Никогда, никогда мне не приходило в голову, что Дагестан может быть опасным регионом. Здесь у нас столько друзей. Я приехал к другу, и это просто для меня как шутка звучит».
Патя Амирбекова
фото: Мурад Закарьяев