Пафосное мерцание VIP-карточек и стильных приглашений на показы. Лица известных гостей и проносящееся в воздухе перешептывание их имен. Длинная очередь в гардероб и блеск софитов. Всё это — стандартное начало дня на Московской неделе моды в Гостином дворе.
Fashion-промоушн: светский хайп и глянцевая медийность
Потоптавшись под прохладным московским дождем и освободившись от верхней одежды, я оказываюсь в холле. В глазах рябит от количества бутиков и шоу-румов молодых дизайнеров. Пальто самых разных текстур соседствуют с классическими шубами, а уличная мода сожительствует с вечерними платьями. Здесь как нигде видно, что современная мода многогранна и демократична. Фетровую шляпу можно приобрести за 7000 рублей, а дизайнерское пальто за 15 000. Девиз Недели моды в Москве — «Сделано в России».
Билеты на показы не продаются, их раздают организаторы и дизайнеры, каждый на свои. У меня была VIP-карточка, дававшая возможность посетить любой показ любого дня, за исключением закрытых событий. В местных реалиях VIP-карта — это далеко не посадка в первых рядах. Каждый дизайнер стремиться пригласить на свой показ именитых гостей и клиентов бренда, тем самым формируя личную аудиторию. Пресса, ключевые клиенты и друзья бренда, известные имена в окружении дизайнера — всё это создает ощущение праздника, звездности и востребованности. Однако селебрити, актеры, ведущие и другие звезды «Инстаграма» здесь не самые главные персоны. Журналисты, бьюти-блогеры, фотографы, модные критики и редакторы fashion-глянца — вот главные люди, которые создают хайп, определяют статус и поддерживают градус событийности данного мероприятия.
Отдельная группа посетителей — так называемые «околомодные» тусовщики. Хипстеры, гламурные девушки, антуражные подростки и просто те, кто хочет быть «немного в теме» и в свете софитов. Они фотографируются у пресс-воллов и стараются попасть в кадр к модным фотографам. «Ребят, сфоткаемся! Сторис надо пополнить», — делают селфи две девушки и парень подростковой наружности. «Оль, не забудь отметить меня и поставь хештеги», — громко говорит одна из них. У пресс-волла уже очередь, стильно одетые девушки позируют своим подругам с айфонами. Парней чуть меньше, фотографируются они в основном скромно и сдержанно.
Людей, выбивающихся из толпы посетителей, здесь зовут фриками. Это, как правило, люди с кричащим макияжем, на высоченных каблуках, в сумасшедших шапках, меховых кокошниках и платьях. «Смотри, какая фифа пошла! Меховой кокошник и платье с кружевом!» — громко шепчет девушка рядом. «Модна-а-а-а-я!» — закатывает глаза ее собеседница. А вот люди в шляпах и фуражках а-ля «Полиция нравов» почему-то никого не удивляют, кожаные юбки и платья в обтяг тоже. «Адеватный лук (образ) данного мероприятия — классика или невычурное платье. Яркий макияж, он же «гламур 2000-х», уже вышел из моды. А вот судя по посетительницам, ярко-красные губы прижились в обществе надолго», — смеется стилист у столика, где всем желающим делают бесплатный макияж. Очередь на него постепенно редеет и плавно трансформируется в очередь к подиумному залу.
Дерзкий «big size», зеркальный лабиринт и вездесущая Собчак
Пространство Гостиного двора включает в себя два подиумных зала, где, согласно расписанию, проводятся показы, — «Хрустальный» и «Фаберлик». На практике каждый показ задерживается минут на 30. За это время перестраивается оформление подиума, волонтеры отдыхают от вечно недовольных местами посетителей, а дизайнеры дают последние указания моделям.
Проход в зал начинается с давки. Посетители всеми возможными способами пытаются занять места поближе к подиуму, чем выводят волонтеров из себя. Однако минут через 10 всё устаканивается, и вот уже зрители готовы насладиться зрелищем.

Moscow Fashion Week 2017
Первый показ, который я посетила, Lucien Krysan — вечерние платья для выхода в свет от Люсьен Крысановой. В модельном ряде только платья из натуральных тканей: шелк, шифон, органза, жаккард. Главным аккордом показа стала топ-модель Елена Кулецкая. Посетители пытаются поймать свет и сфотографировать каждую модель. «Красиво, элегантно!» — шепчет девушка своей маме, сидящей рядом со мной. «Хорошая вещь, как там, по-вашему, без понтов, всегда смотрится», — не отрывая взгляд от подиума, отвечает та. «Эта модель похожа на Лену Кулецкую!» — неожиданно для себя восклицаю я. «Это она и есть», — отвечает соседка в зале.
NN by PONOMAREV представил экспериментальную коллекцию «Sweet day» для эпатажных и раскрепощенных женщин формата «big size». Такой показ не мог начаться без перфоманса. У подиума стоит большая кровать. На ней модель с формами и мужчина без комплексов. Они резко встают и идут модельной проходкой. Показ начался. Здесь одежда «для бодрого утра, делового дня и романтического вечера» совершенно под другим углом была показана на полных моделях. Мужчины выходили в носках и трусах с дизайнерскими логотипами. Гвоздем показа стала Александра Черно, пышная участница телепроекта «Дома-2», которая продефилировала в свадебном платье.
Финальным аккордом дня стал показ Камиллы Пурши, перспективного дагестанского дизайнера и создателя собственного бренда KAMILLA PURSHIE. Камилла уже трижды удачно выступает на подиумах Москвы. В этот раз она поразила публику коллекцией чувственных женских платьев «Mirror».
Ранние эскизы дизайнера были навеяны голливудской классикой 20-х годов с их легендарными женскими образами, которые излучают чувственность и непринуждённое изящество. Героиня её новой коллекции – самоуверенная бизнес-леди, которая всегда добивается своего, но неизменно сохраняет лоск и элегантность. Сама Камилла описывает её как роскошную женщину, которая «играет по правилам», но «знает, что нельзя пренебрегать случаем», и, ко всеобщему восторгу, «оказывается самой блистательной».

Moscow Fashion Week 2017
Коллекция «Mirror» изобилует короткими и длинными платьями с воротничками разной формы и экстравагантными шлейфами. В цветовой палитре нет ничего лишнего: преобладают чёрные, фиолетовые, белые и серебристые тона. Посетители показа были зачарованы таинственной музыкой и необычным оформлением подиума, который превратился в зеркальный лабиринт.
Самым хайповым гостем бренда KAMILLA PURSHIE стала Ксения Собчак. Новоиспеченный кандидат в президенты даже опубликовала видео с показа в сторис своего «Инстаграма». Появилась она в зале «без пыли и шума» и так же незаметно ушла. А ажиотажа вокруг нее я не заметила. Ксения сидела в первом ряду, и сфотографировать ее пыталась только я. Из шестого ряда.
После показа гости не торопятся расходиться: фотографы ждут моделей для backstage-съёмки, а гости — дизайнеров. Девушки скучно слоняются по шоу-румам, дамы примеряют шубы. Парни тянутся на звук электронных сетов, к бару и диджейской стойке. Модели с подиумной бледнотой вливаются в открытое пространство, где гуляют посетители. «Главное, видеть моду под правильным углом!» — солидный мужчина ведет энергичный диалог с приятелем в ярком пиджаке. «Я — за красоту под любым углом!» — восклицает второй.
Мария Малова