Находясь в Дагестане, мы, болельщики ФК «Терек», посетили Гуниб. Благодаря этой поездке, я полностью проникся Дагестаном и почувствовал в полной мере, какая энергия сосредоточена на этой братской земле.
Итак, нас ждал Гуниб. Место нашей общей истории, место, где жили и погибали множество достойных сыновей Кавказа! Наш транспорт нацелен на марш-бросок в горы, и всего лишь несколько часов отделяют нас от намеченной цели. Я, правда, толком и не знал, что именно там можно ожидать. Конечно, для себя я прикинул, что смогу увидеть и как это примерно будет выглядеть. Но позже убедился, насколько расходились мои ожидания и реалии. Потихоньку нам стали открываться прекрасные обзоры дагестанских гор. Чистый горный кислород начал жечь легкие по мере того, как привычный городской угар отступал. Мы в одночасье начали окружающий мир воспринимать совершенно по-иному! Краски стали ярче, звуки четче, даже голова работала совершенно по другим алгоритмам. Я еще раз убедился, что человек должен быть привязан к земле, серые урбанистические "могильники судеб" — совершенно чуждая для человека обстановка. Но жизнь так устроена, что только в городах мы можем реализовывать себя.
Размышляя об этом, мы потихоньку поднимались все выше и выше. Погода стояла пасмурная, сгустился туман, накрапывал дождь. Но почему-то наши братья не переставали повторять "Гуниб — это самое солнечное место". Я, правда, не понимал, почему. Стоило нам выехать из Гимринского тоннеля, как наше коллективное сознание испытало настоящий когнитивный диссонанс! Дело в том, что до того, как мы заехали в подземку, на той стороне было пасмурно, туманно, дождливо, ветрено. Но как только наши колеса пересекли эту границу, нас ждала по-настоящему солнечная погода, что немедленно отразилось на нашем самочувствии! Конечно, мы долго обсуждали, каждый хотел уяснить для себя — "Это вы все видели или только я ?"
В общем, по пути мы не пропускали ни одно живописное место, а благодаря тому, что вся дорога в Гуниб целиком была таковой, мы задержались на дополнительные часы. Надо было все сохранить для истории. Вот мы подъехали к Гунибу, здесь нас встречает Муртазали. Если честно, я даже не знаю, с чего начать свой сказ про этого человека. Действительно, это олицетворение горского духа. Со дня, проведенного в Гунибе, прошло немного времени, но этот человек из тех людей, которых я могу называть своими братьями! Мало того, что он понравился всем чеченским гостям, так и сами дагестанцы были просто восхищены его гостеприимством и знанием истории родного края.
По мне, не встреть мы этого достойного сына Кавказа, то было бы ощущение того, что чего-то не хватало. Он помог нам проникнуться в историю этих мест. Кстати, даже в Махачкале он болел за «Терек» плечом к плечу вместе с нами, то есть он поставил гостей выше своих интересов и искренне до финального свистка сопереживал! Кстати, выдающийся деятель искусства Советского Союза и России Расул Гамзатов очень любил эти места и проводил тут много времени. Муртазали был с ним лично знаком. И даже тут, высоко в горах, нас ждал шикарный стол! Еда в основном состояла из национальной кухни. Атмосфера, которая нас окружала, чистый воздух дали почувствовать всю прелесть кавказской кухни дагестанского розлива!
А дальше — экскурсия от нашего брата Муртазали! Он мог подробно рассказать о каждом склоне и вершине горы, о каждом дереве. Он знал, в каких местах произошли те или иные события. В каких домах проживали те или иные исторические персонажи, где состоялся тот или иной исторический диалог. В компании с этим человеком все буквально оживало, и было ощущение, что ты шагаешь по тропам сквозь историю, реальных людей и их судьбы. Также хотел бы выразить огромную благодарность нашему брату за его позицию по вопросам, которые могли бы как-то вбить клин между нашими народами. Дело в том, что даже в истории ислама есть моменты, о которых большие алимы велели просто молчать! Главное, что наши предки вместе делили еду и кров, вместе радовались и горевали.
В подземных сооружениях в годы советского воинственного атеизма жители Гуниба устраивали джума-мечети. Как нам рассказал Муртазали, в царской армии не было принято таскать за собой столы и прочую мебель, поэтому они рыли симметричные траншеи. Из добытой земли получались стулья, а из углубления — место для ног. Основная часть экскурсии была посвящена Кавказской войне и роли гунибцев в этой самой затяжной кампании Российской империи.
К ужину к нам присоединился глава Гунибского района по имени Пахрудин, который сказал, что рад гостям в любое время суток! Он пригласил нас еще на футбольный матч в условиях высокогорья. Думаю, скоро мы примем вызов. Братья, я не перестану говорить баркала от всей нашей компании и всех чеченских болельщиков за все, что вы для нас сделали! За проявленное к нам уважение! Мы прекрасно понимаем, что, оставив все свои привычные дела, вы взялись за то, чтобы нам было максимально комфортно на земле Дагестана! Но с другой стороны, от вас такой самоотдачи требовали наши обычаи, не будь их, мы бы с вами не назывались гордым именем — кавказец!
Я побывал во многих точках этой планеты, а Дагестан оказался именно тем местом, куда хочу возвращаться вновь и вновь!!!
Иса Дашаев