В Махачкале состоялась премьера фильма о концертах Гиллана
Их было меньше, чем на концерте, но больше, чем свободных мест на втором этаже Театра поэзии. Люди поднимались и поднимались, пока не заполнится сначала зал, за ним коридор, а за коридором лестницы. Все они – додевяностые и последевяностые – пришли на показ фильма «Я здесь был» тележурналиста Тимура Яшувова. А был здесь, в провинциальной Махачкале, легендарный солист легендарной группы Deep Purple Иэн Гиллан.
«Этот фильм для меня стал реабилитацией после тяжелой болезни. Я его делал год и хочу поблагодарить всех, кто помогал в создании фильма. Особенно любимую жену Сабину. Она помогала мне постоянно. И, конечно, свою маму. Я хочу сказать, что за этот год произошло много интересного, и моя жена Сабина мне подарила сына. А я ей, в свою очередь, посвящаю фильм. Думаю, в будущем мы будем собираться здесь часто, это мой не первый и не последний проект», — говорит Тимур Яшувов.
«Привет, Тимур и все друзья из Махачкалы и Дагестана. Все годы я вспоминаю время, когда в 1990-м выступал у вас со своей группой. Это был незабываемый тур. Во многом уникальный для нас, западных артистов. Я также помню, с каким радушием вы встретили меня и моих друзей, мы увезли с собой самые теплые воспоминания и любовь в наших сердцах. Однажды я бы очень хотел вернуться, увидеть вас всех снова и выступить с новым шоу, новым материалом, возможно, со своей прежней группой. Может, это произойдет когда-нибудь в будущем. В любом случае, хочу пожелать вам всем удачи и поблагодарить за вашу любовь. Мои наилучшие пожелания», — обращается с экрана уже не длинноволосый, но всё же обаятельный Гиллан.
В 1990-м никто не верил в портрет Гиллана на небольших и неприметных (хотя как посмотреть) афишах: «Непревзойденный исполнитель рок-оперы «ИИСУС ХРИСТОС – СУПЕРСТАР»». Не мог поверить, слушая его на стадионе «Динамо», где обычно играют в футбол. Прошло 27 лет, все говорят: Гиллан в Махачкале был, но эхом проносится: это миф, миф, иф…
Муса Гаджиев, доцент кафедры русской литературы ДГУ: «Все решили, да это невозможно! Появилась Патя, и всё, оказывается, возможно». Директор филармонии Патимат Заурбекова уговорила Гиллана приехать в Дагестан. Она — организатор концерта. И сейчас не прекращает концертами заниматься.
«…Что-то не очень хотели приезжать, пришлось их убеждать, что у нас очень хорошо, народ хороший, люди хорошие, город хороший, вообще Дагестан у нас очень хороший!
Идет сильный дождь, град, ажиотаж был… Потом я Гиллану говорю: «Что будем делать?» Он приглушил музыку: «Я буду до утра петь для махачкалинцев, для дагестанцев. Я люблю вас!» — вспоминает Патя в фильме.
И потом появляется в жизни. Сидит в первых рядах, такая смелая и живая женщина, так тихо и нежно. Смотрит свой маленький сюжет.
В фильме Иэн мягко выпадает из автобуса. Появляется «типичный аташка» с сигаретой во рту, обнимает звезду по-братски. А потом так же ненарочно делает с ним селфи. Хоть и слова тогда такого не было.
На концерте рок-музыкант благодарит зрителя: «Сенкью, Махачкала!» Даги резко реагируют: «Тебе сенкью, братан, тебе сенкью».
«После концерта люди расходятся, идут ребята, даргинцы, и поют: «Гиллан — дилалилайла, деркъаб — дилалилайла». До того понравилось сельским ребятам».
Зал смеется. Залу понятно. Здесь сидят как счастливчики, так и те, кто еще не родился в 1990-м. Счастливчики несдержанно: «У нас такого уровня никогда не было, и до не было, и после». А потом один за другим выходят на сцену, и ты ничего, кроме как завидовать, не можешь.
Связанные одной цепью
Конец. Лично мне не хватило второго дыхания, так быстро фильм закончился. Я бы бежала, бежала его смотреть. Но получилось так, что бежали те, кто на концерте был. И не смотреть, а вспоминать.
«Один момент не могу забыть, потому что был на двух концертах. Очень много людей, среди них посторонние и сельские ребята, которые далеки от хард-рока и вообще от рока как такового. Я наблюдал одну сценку. Сняли майки, машут. Один снял эту майку, другой на него смотрит, забирает ее, рвет на части, тот – на него, махнули руками и дальше», — Абдулкадыр Омаров, заведующий кафедрой истории Дагестана ДГУ.
«На первом концерте был. До конца не верили, что это правда – сам Гиллан! Минут через 10 после начала концерта все стояли на ногах и до конца не садились. Танцевали и подпевали. Была большая группа чеченских фанатов, которые приехали за ним из Грозного после концертов. Атмосфера сумасшедшая, рядом со мной танцевала пара лет 50-ти, он и она лихо отплясывали рок-н-ролл. А как весь стадион подпевал «Дым над водой» — это вообще незабываемо! Была еще байка, что директор стадиона «Динамо» решил угостить Гиллана шашлыком и при нем зарезали барашка, а Гиллан от этой картины потерял сознание», — Мурат Мачилаев, врач-уролог.
«Мой племянник Сергей Сиражудинкапиев сейчас поет в Швеции, тогда был начинающий бард. Большой фанат Гиллана, всё думал, как бы попасть к нему на встречу. И попал. На нем майка с надписью «Ian Gillan, be мy friend». Гиллан подходит: «Ты купил эту майку или сам сделал?» Серега ему: «Сам!» Гиллан обнял его, а Сергей, совершенно ошалевший, вы видели, в фильме были кадры: «Иэн Гиллан! Иэн Гиллан!» Это было действительно потрясающе», — Абдурахман Юнусов, журналист.
Тогда в Махачкале, на улице Дахадаева, появились обычные белые бумажки, на которых русским языком написано «Поет Ян Гиллан». Ну не верили, как Гиллан может приехать в Махачкалу. Каждый день мы ходили на стадион и смотрели. Когда начали завозить оборудование, поняли: наверное, что-то будет. Я пришел, и Патя стоит в дверях: «Проходи так», — говорит. А я же хочу купить билет, всего 11 рублей стоил», — Георгий Гарунов, заместитель директора Дома Дружбы.
«Был на первом концерте. С дождем, громом и молнией. Что запомнилось из этого периода? Афиши такие скромные были развешаны достаточно длительный период, и я наблюдал, когда же эти афиши начнут уродовать, дорисовывать что-то. Ни до, ни после турне они не были изуродованы. Или висели целиком нетронутые, или же аккуратно были вырезаны», — смеется Ислам Шовкринский, искусствовед.
«В ряду сидел мужик, который принес баул, в нем бутылки с вином, он наливал в бумажные стаканчики и раздавал по рядам. Тогда всё было не как сейчас, всё свободно, на стадион можно было пронести что угодно. А полиция стояла, не разрешала на сцену только. Остальное можно, мы там прыгали, скакали, и когда уже стемнело, стали зажигать и махать факелами – газеты поджигали», — Камиль Муртазаев, режиссер монтажа на РГВК.
«27 лет тому назад я была на концерте, но при определенных условиях. На меня не хватило 8 рублей. Ходили мой брат (Марат Бенетов, соло-гитарист) с женой, друзьями. Это действительно была сенсация. Третий концерт, третий день, время уже уходит, концерт начался. Я знала, во сколько начинается, и говорю: «Мама, надо пойти погулять хотя бы вокруг стадиона и послушать живой голос Гиллана». Было слышно, но произошло для меня вообще невероятное что-то. Где-то через полчаса, как начался концерт, вижу вход. Никто никого не останавливает, люди проходят, думаю, ну-ка тоже попробую. Спокойненько прошли, нас никто не остановил, и я попала на концерт. Случилось чудо! Это был мой первый рок-концерт, на который я попала.
Там невольно хочется петь, кричать. Девчонка одна побежала на сцену, тут же милиционеры ее остановили и вернули обратно. Я еще удивилась, почему в первом ряду такая голубая полоса. Пригляделась, милиционеры стоят. Сначала думала, щиты поставили.
А в прошлом году Гиллан приезжал с концертом в Минск, у меня дочка учится там. Она родилась в 1996 году. «Мама, Гиллан приезжает в Минск», — говорит. И через 27 лет мой ребенок тоже попадает на этот концерт. У меня такое ощущение было, что я сама на концерте. Это эмоции, это впечатления, это память на всю оставшуюся жизнь», — Зарема Бенетова, учитель музыки в Республиканском многопрофильном лицее-интернате для одаренных детей.
«Я помню, когда в Махачкалинском музыкальном училище пронесся слух. Патя Заурбекова с новым проектом. Патя очень многих потрясла. Сегодня звонила брату своему, он живет в Москве, говорю, нас пригласили на презентацию фильма, он такой: «Ой, я там был, я там был! Поздравь, пожалуйста, автора!» У кого-то сохранился билетик, у кого-то программка, у кого-то губная гармошка.
Это всё отдельные пазлы, и спасибо вам, Тимур, что сложили эти пазлы в одну картину. Продолжили традицию Светы Анохиной, автора проекта «Был такой город», в жанре уже документального фильма, и мы вспомнили, что был такой город. Я вижу горящие глаза, лица и вижу, что есть такой город, и пусть он будет на долгие годы», — Людмила Дроздова, преподаватель Махачкалинского музыкального училища.
«Я не знала о том, что приезжал Иэн Гиллан, в 1990 году мне было три года всего. Тимур вернул меня в то время, в котором ощущалась настоящая свобода. Не та свобода, которую мы сегодня понимаем, а свобода естественного самовыражения. Выражение чего-то настоящего у нас у каждого было внутри, без каких-то искусственных и пафосных речей, слов и так далее. Дух настоящей свободы, который был в 1990-х, утрачен сегодня, к сожалению. С первых минут фильма ты не понимаешь, было или не было, и это звучит из уст каждого, кто имел отношение к фильму и концерту. Постепенно ты смотришь и видишь сначала людей, которые сегодня рядом, сидят там, потом ты сморишь – Иэн Гиллан, вот он, оказывается, на той территории, на которой мы сейчас находимся», — Марина Гаджиева, учитель.
Из фильма:
— Если бы я сегодня с ним встретился и мог задать вопрос, то спросил бы: «Вот ты прожил такую жизнь, ты взрослый человек, видел много стран, много людей разных, какие для себя ты сделал жизненные выводы?»
— Я бы не то чтобы спросил, я бы хотел, чтоб они записали какой-то полуакустический блюзовый или джазовый альбом…
— Я бы, наверное, спросил, что он сам считает, что ему удалось в жизни, что еще нет?
— В первую очередь я бы, наверное, спросил, как дагестанец, о его здоровье, как он себя чувствует в первую очередь, а потом… так непосредственно о музыке, по музыке.
— 27 лет – это почти 30 лет. Не такой уж маленький промежуток времени. Сегодня, честно говоря, я отошел и от рока, и от их всех, сегодня вообще не до музыки. Даже не знаю, что у него спросил бы.
Патя Амирбекова