Говорят, человек ко всему привыкает. Однако тюрьма – это стресс. Очень сильный и продолжительный. Причем не только психологического плана, но и физического. Возможны два варианта воздействия стресса на человека – он либо убивает, либо делает сильнее. Одних ломает, других закаляет. Или действует деструктивно, приводя к болезням души и тела, или конструктивно, заставляя перестраивать организм на работу в оптимальном режиме. И выбор варианта зависит от самого человека, его взгляда на мир.
Но существует еще и окружающая среда. Она также разделена на две категории. Для заключенного это товарищи по несчастью и администрация тюрьмы. И если с первыми у него все в порядке, то, как правило, со второй — с точностью до наоборот.
Зная об этом, хороший начальник пенитенциарного учреждения — всегда прекрасный «дирижер». Он чувствует, когда и как необходимо махнуть своей «палочкой», от чего порой зависят не только человеческие судьбы, но и жизни. Но его «оркестром» являются не только осужденные, как считают многие, но и администрация.
С таким вот «дирижером» мне довелось побеседовать несколько дней назад. Муслим Магомедович Даххаев в системе Управления Федеральной службы исполнения наказания по РД уже, можно сказать, старожил. Помню, когда его только-только назначили на эту должность, «доброжелатели» делали самые пессимистичные прогнозы: мол, чтобы вывести ОМОН из-под вражеского обстрела, конечно же, нужна храбрость и мужество, но руководить ФСИН — это нечто иное. Здесь нужна трезвая голова, терпение, выдержка, воспитательная составляющая, наконец, и многое другое. Офицеру из МВД, привыкшему к иным подходам в отношении преступников, никогда не справиться с этой миссией, он развалит налаженную годами работу, как пить дать.
Что же мы видим сегодня? Генерал–майор М. Даххаев смог не только безболезненно внести новую струю в такой сложный организм, как ФСИН республики, но и поставить работу так, что каждый заключенный России готов пожертвовать многим, чтобы оказаться в одной из колоний Дагестана. Это ли не критерий правильно выбранного пути?
С Муслимом Даххаевым мы давние друзья. С первых его дней в должности руководителя ФСИН Дагестана у нас наметилось тесное и конструктивное сотрудничество. Будучи журналистом и заместителем председателя общественного совета ФСИН, я мог не просто наблюдать за всем тем, что происходило и происходит в пенитенциарной системе Дагестана, но и воочию наблюдать за процессом. У меня свободный доступ в любое из пенитенциарных учреждений республики. Больше того, не помню, чтобы за все время моего посещения колоний и СИЗО кто-либо из сотрудников не пустил меня в то или иное помещение. Как правило, это карцеры, ПКТ (помещение камерного типа), ЕПКТ (единое помещение камерного типа) и карантина, те места, где, мягко выражаясь, не всегда все гладко в плане законности и прав заключенных.
Собственно, интервью это родилось не в Дагестане. Во время майских праздников я, еще находясь в Махачкале, был приглашен в Центр реформ уголовного правосудия России, где являюсь консультантом. Во время съезда, который проходит каждый квартал, была затронута тема безопасности сотрудников пенитенциарной системы, права осужденных и некоторые другие аспекты деятельности системы уголовного наказания России. Так вот, дагестанский УФСИН был признан одним из лучших в стране.
— Муслим Магомедович, в последнее время по стране увеличилось количество заключенных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Если раньше это было 50 — 60%, то в 2014 году — уже 84%. А как обстоят дела в Дагестане?
— Подобная тенденция прослеживается и у нас. И это закономерно. Прежде всего потому, что в новейшей истории России руководством страны проводится система мер по гуманизации уголовного правосудия и реформированию карательной политики государства. В рамках этой поистине колоссальной работы уже более 24 лет действуют по-новому построенные Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации.
Плоды этой работы тоже очевидны. Постепенно меру пресечения в виде содержания в следственных изоляторах (до вынесения приговоров) и уголовные наказания в виде лишения свободы суды назначают именно тем, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления.
Иными словами, от общества сейчас изолируют лишь тех, кто мешает нормальной жизни большинства законопослушных граждан страны, создает реальную угрозу безопасности государства и общества.
— Существует ли на сегодня проблема с перезагрузкой СИЗО, особенно в Махачкале? Если да, каким образом вы ее решаете?
— Хочу с удовлетворением отметить, что в Дагестане за всю новейшую историю страны, то есть с 1992 года по сей день, такой проблемы не было и нет. В нашей республике исторически так сложилось, что следственные изоляторы имелись и в центральной её части (в Махачкале, а раньше и в Буйнакске), и на севере (в Хасавюрте, а когда-то — и в Кизляре), и на юге (в Дербенте). Их вместимость вполне позволяла, в соответствии с установленными на то время нормами площади на одного арестованного, содержать всех задержанных. Вместе с тем, повторюсь, в стране проводится широкая реформа уголовно-исполнительной системы. Цель — приведение условий содержания в СИЗО и отбывания уголовных наказаний к уровню международных стандартов. Ранее принята и реализовывалась Федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы России». В ее рамках был построен и сдан в эксплуатацию новый, соответствующий европейским стандартам, режимный корпус на 165 мест в СИЗО Дербента, проведены работы по глубокой реконструкции с расширением камерных площадей режимных корпусов СИЗО Хасавюрта. На территории махачкалинского следственного изолятора построен и введён в 2007 году в эксплуатацию новый режимный корпус на 224 места, и это без остановки деятельности самого СИЗО в целом.
Вновь построенный корпус — совершенно новый следственный изолятор на 1000 мест, возводимый нами на средства федерального бюджета на месте старейшего в республике махачкалинского СИЗО. Его завершение позволило создать для содержащихся там условия мирового уровня.
— Многих интересует, как содержатся наркоманы и ВИЧ–инфицированные в СИЗО и в колонии?
— Вместе с остальными. Никаких отдельных условий содержания или изоляции не имеется и действующим законодательством не предусмотрено.
Раньше в стране действовала норма закона, согласно которой, к наркоманам могло быть применено принудительное лечение. Имелись специализированные исправительные учреждения, так называемые «наркомзоны».
В настоящее время люди, склонные к немедицинскому употреблению наркотиков, в обязательном порядке берутся на профилактический учёт и под наблюдение медицинских работников колоний. С их согласия врачами и психологами учреждений проводится лечение от наркотической зависимости.
Что касается ВИЧ-инфицированных, их ставят на профилактический учёт и под наблюдение медработников. Им оказывается необходимая медицинская помощь.
Стоит отметить, администрациями учреждений постоянно проводится разъяснительно-профилактическая работа о путях и способах передачи ВИЧ-инфекции. Для этого налажено активное взаимодействие со специалистами Центра «СПИД» и других заинтересованных медицинских учреждений Минздрава Дагестана.
И еще. Лет 15 — 20 назад основная масса осужденных и некоторые представители администрации соответствующих учреждений к ВИЧ-инфицированным относились несколько настороженно, я бы даже сказал, негативно. Сейчас этого нет благодаря постоянно проводимой разъяснительно-профилактической работе.
— У нас модно во всем ориентироваться на Европу. Будет ли уголовно-исполнительная система похожа на европейских соседей?
— Одной из главных задач уголовно-исполнительной системы остаётся исправление осужденных. По существу вопроса хочу сказать, что мы внимательно присматриваемся и, по мере приемлемости, внедряем у себя всё то положительное, что есть в нормах и практике деятельности пенитенциарных систем других, и не только европейских, государств.
Вместе с тем, и это отмечают западные и другие иностранные специалисты-пенитенциарии, российская уголовно-исполнительная система имеет массу положительных преимуществ, и её смело можно поставить в один ряд с наиболее прогрессивными аналогами в мире. Поэтому слепо копировать не будем, но брать и делиться всем лучшим в теории и практике для того, чтобы, как отметил Президент России В. В. Путин в одном из ежегодных посланий к Федеральному Собранию РФ, «…добиться не тяжести, продолжительности и жестокости уголовного наказания, а его неотвратимости для виновных лиц, невзирая ни на какие их чины, регалии и положение в государственной системе и обществе…»
— Во многих странах освободившихся берут под опеку социальные службы. Кто этим занимается в нашей республике?
— Лица, освобождаемые из мест лишения свободы, представляют особую социально-демографическую группу населения, состоящую преимущественно из граждан трудоспособного возраста и подростков. Они менее конкурентоспособны вследствие более низкого образовательного уровня, по сравнению с другими безработными, и, в основном, могут претендовать на рынок низко квалифицированного, низкооплачиваемого труда.
В целях оказания содействия в ресоциализации и адаптации к жизни на свободе между Министерством труда и социального развития РД и УФСИН России по РД ежегодно перезаключается договор «О совместной деятельности в области профориентации и содействия трудоустройству граждан, освобождающихся из исправительных учреждений» (от 12.02.2013 №19).
В рамках реализации мероприятий, оговоренных договором, работники территориальных центров занятости населения по месту дислокации исправительных учреждений ежеквартально проводят с осужденными занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению».
Кроме того, заключено соглашение с государственным автономным учреждением Республики Дагестан «Комплексный социальный центр по оказаниию помощи лицам без определенного места жительства» (от 28.11.2012 №179/8).
На сегодня уголовно-испол-нительная система РД самостоятельно, без поддержки органов исполнительной власти, не в состоянии создать необходимые условия для трудового и бытового устройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, вернуть их к полноценной жизни в обществе.
Для решения данного вопроса были направлены письма с предложениями по совершенствованию системы социальной адаптации и реабилитации бывших осужденных в Министерство труда и социального развития РД (за исх. №5/15-1720 от 07.04.2009 г.), в Правительство РД (за исх. №5/15-4032 от 28.07.2009 г.).
Кроме того, в Министерство юстиции РД направлены предложения для включения в проект программы по оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы (исх. №5/15-1694 от 07.04.2009 г.).
После согласования проекта с заинтересованными министерствами постановлением Правительства Республики Дагестан от 30.06.2009 г. №214 была утверждена республиканская целевая программа «Социальная реабилитация и адаптация в Республике Дагестан лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2009-2011 годы».
Пункт №23 вышеуказанной программы гласил – «Создание и обеспечение функционирования центра социальной реабилитации и адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы».
УФСИН России по РД обращался в Правительство Республики Дагестан (исх. № 5/ТО/15-5650 от 03.08.2011 г.) с просьбой открытия данных центров в крупных городах Дагестана.
В ответном письме Правительства (от 31.08.2011г. №22-25) были получены следующие разъяснения по данному вопросу: «…принимая во внимание малочисленность лиц, которым после освобождения необходима помощь в трудоустройстве, полагали бы целесообразным проведение социальной реабилитации и адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, на базе существующих учреждений социального обслуживания населения, приоритетно – на базе специализированных учреждений по оказанию помощи лицам без определенного места жительства. Среди таких учреждений в Дагестане можно выделить Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства в Махачкале и Социальный приют для лиц без определенного места жительства в Дербенте. Но в связи с увеличением штатной численности работников центра, контингента подопечных и спектра оказываемых услуг возникает необходимость дополнительного строительства к вышеуказанным центрам необходимого комплекса зданий (спальные помещения, котельная, прачечная и т. д.). На сегодня для этих целей, согласно протоколу заседания Правительства Республики Дагестан от 16.12.2009 г. №12, постановлением главы города Махачкалы от 09.03.2010 г. №663 Комплексному социальному центру по оказанию помощи лицам без определенного места жительства в Махачкале в постоянное (бессрочное) пользование для строительства помещений предоставлен земельный участок площадью 3000 кв. метров в поселке Богатыревка…»
В связи с завершением срока действия вышеуказанной программы в 2011 году осенью 2011 г. в Правительство РД были направлены предложения для включения в проект республиканской целевой программы «Социальная реабилитация и адаптация в Республике Дагестан лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, на 2013 — 2015 годы». На сегодня Проект программы находится на стадии согласования в Министерстве финансов РД.
— Идет реформа уголовно-исполнительной системы. Вы в одном из ваших интервью говорили, что вместо колоний будут тюрьмы. В чем плюсы?
— Реформа уголовно-испол-нительной системы предполагает перепрофилирование большей части исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режима, создание новых колоний-поселений.
Планируется создание тюрем трех видов:
общего режима — для содержания лиц, впервые осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления, для осужденных за преступления небольшой и средней тяжести, ранее осуждавшихся к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести;
усиленного режима — для содержания лиц, ранее не менее двух раз отбывавших наказания в виде лишения свободы, вновь осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и направленных судом для отбывания наказания в данный вид учреждений, либо признанных опасными рецидивистами (концепцией предлагается восстановление статуса опасного и особо опасного рецидива, присваиваемого не автоматически, а судебным решением, в том числе за злостное и систематическое нарушение порядка содержания в местах лишения свободы);
особого режима — для содержания лиц, осужденных к лишению свободы за неоднократное совершение особо тяжких преступлений, в том числе осужденных к пожизненному лишению свободы, а также для лиц, признанных активными членами и лидерами преступных сообществ, особо опасными рецидивистами, «воров в законе», осужденных за тяжкие преступления террористической и экстремистской направленности.
Плюсы в том, что режим содержания осужденных в исправительных учреждениях, особенно в тюрьмах, продуман таким образом, чтобы в процессе приема пищи, прогулок, работы, учебы, досуговых и иных мероприятий рецидивисты и другие опасные преступники не могли общаться с другими категориями.
— Муслим Магомедович, человек осужден, сидит в колонии, что это значит? Он сидит целыми днями и ничего не делает или у него есть возможность работать? Если да, то сколько он зарабатывает? И какое количество осужденных занято на производстве?
— К нашему большому сожалению, действительно большая часть осужденных не обеспечена трудом. Раньше, в советское время, в каждой колонии существовало мощное производство продукции в тесной кооперации с предприятиями республики. Осужденные работали в три смены, постоянно перевыполняя план.
Затем, с развалом прежнего уклада экономики, который, как известно, очень больно ударил по промышленности Дагестана, все кооперированные связи производственного сектора УИС рухнули, его деятельность прекратилась, и на сегодня мы не имеем прежних связей и заказов.
С большим трудом, в основном для собственных нужд, ныне удаётся трудоустроить порядка 50% трудоспособных осужденных.
Из заработка осужденных, который не может быть меньше установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ), производятся удержания расходов по их содержанию, а также по исковым требованиям. Мы стараемся в первую очередь трудоустраивать осужденных, имеющих исковые задолженности. Но даже их полностью охватить трудом мы сегодня не можем.
Невозможность обеспечения полного охвата трудом осужденных вследствие отсутствия производственных заказов, а также гарантий реализации готовой продукции крайне негативно сказывается на деятельности учреждений. Администрации ИУ лишены возможности использования такого мощного рычага исправления осужденных, как их трудовое воспитание.
В связи с этим я в очередной раз повторяю своё неоднократное обращение к органам власти Дагестана, руководителям организаций и учреждений всех форм собственности, предпринимателям и бизнесменам: окажите содействие в размещении заказов на производстве ИУ с гарантиями последующей реализации промышленной продукции! Это нужно прежде всего для трудового воспитания осужденных!
— Муслим Магомедович, скажите, пожалуйста, несколько слов о вашей работе. Ну и пожелания сотрудникам уголовно-исполнительной системы республики в канун празднования 94-й годовщины УИС Дагестана.
— Работа у сотрудников и руководителей правоохранительных органов тяжёлая и морально, и психологически, требует полной отдачи, не считаясь с личным временем, заставляет отодвигать в сторону отдых и сон. Нечасто удаётся отдохнуть в кругу семьи, друзей и близких.
Но, несмотря на эти трудности, работа мне нравится, считаю ее достойным занятием для мужчины, гражданина и горца.
У нас, в уголовно-исполнительной системе Дагестана, здоровый, работоспособный коллектив добросовестных сотрудников и профессионалов своего дела. Уверен, вместе мы преодолеем все трудности, проблемы, выведем наше Управление в число лучших по Российской Федерации.
Хочу пожелать моим коллегам по работе терпения, мудрости и твёрдости в достижении целей в служебной деятельности, а содержащимся в учреждениях УИС дагестанцам, а их там более 97%, — скорейшего освобождения и возвращения к семьям, нормальной законопослушной жизни!
Выражаю твердую уверенность, что коллектив нашего ведомства и в будущем с честью будет выполнять поставленные перед ним задачи и внесет достойный вклад в укрепление уголовно-исполнительной системы России.
Беседовал Заур Зугумов