Отрывая последний листок майского календаря (нарочно оставшиеся листы выдернула заранее), с нетерпением поглядывала на часы. Все это отчетливо помню, хотя прошло уже 12 лет.
Запомнила также и то, как не хотела быть похожей на всех. Согласитесь, когда выпускницы в белых бантах и фартучках, сложно выделяться из толпы. Фартуки (как и свадебное платье) одеваем лишь раз, а стоят они в преддверии «Последнего звонка» дорого. Поскольку наша семья жила тогда худо-бедно, решено было шить самой. Отличный повод «избавиться» от рюшек, кстати, и новый образ «нарисуется». Потом, конечно, об этом жалела (хотя всем безумно понравился мой «прикид», который сзади по спине шел тонкими лентами, словно змейка, и похож был на корсет), только передний его вид мне больше напоминал кухонный фартук, нежели ученический.
У нас была шумная школа, со всех сторон города доносилось: «40-я — самая крутая!» Как приятно слышать из года в год эту «кричалку», чувствовать, будто снова окружают родные стены душных кабинетов. Правда, сейчас туда и возвращаться не хочется: все не так, как было раньше, ушли из жизни замечательные педагоги, люди, ставшие нам не просто учителями, а примером. Анна Михайловна, женщина с бездонными голубыми глазами, добрейшей души директриса; Абдулкадыр Ахмедович, учитель по культуре и традициям народов Дагестана, справедливый человек. Именно ему я благодарна за полученные знания и уроки жизни. Часто вспоминаю о нем, последние годы жизни, вечно грустные глаза и смеющиеся уста. А еще наши утренние пробежки (он был моим соседом). Несмотря на преклонный возраст, он ежедневно занимался спортом, а после мы шли медленным шагом и говорили о СМИ. Абдулкадыр Ахмедович иногда писал статьи в «МД», а я мечтала тогда стать журналисткой.
Алихан Магомедович – мой классный руководитель. Он выручал нас на экзаменах, вставал на защиту каждого ученика. Скамейки, которую он смастерил и установил своими руками в палисаднике школы (все называли ее «Алихановской», там все время собирались влюбленные), — уже нет. Как нет и тех, кого мы любили, у которых учились. Многие ушли на пенсию.
В школе складываются первые отношения между людьми: любовь, дружба, ссоры, обиды и прочее. И сегодня, как на протяжении всех 11 лет, звенит звонок. Только уже не на урок или перемену, а прощальный. Последний звонок останется в памяти каждого, кто покидает школу, где остались переживания и счастливые моменты, первые пятерки и двойки, прогулки и прогулы, любовь и ненависть, дружба и предательство, учителя и родные кабинеты. Да, первые годы они, будут видеться, звонить, организовывать встречи, ну а потом… Потом все как обычно, у каждого своя семья, дети, проблемы. Кого-то муж не отпускает, кто-то уехал далеко и надолго… И только школьные фотографии напоминают о совместно пережитых днях, которые навсегда останутся в памяти.
Смотрю на счастливые лица выпускников: они радуются, что наконец-то закончили школу, получают «путевку в большую жизнь», строят грандиозные планы и считают, что достигнут всех высот, о которых мечтали. Дай Аллах, чтобы так и было, но жизнь — штука своеобразная, и сюрпризы ее бывают не всегда приятными. Эта дорога, где прощаются с детством и вступают в юность, — сложная. И мне бы хотелось, чтобы они просчитывали каждый свой шаг, подходили к выбору осознанно, рисковали, но риск этот был оправдан. Нужно умерить амбиции (они часто мешают в молодом возрасте) и быть более внимательными ко всему.
Регина Курбанова