Как известно, сфера деятельности ветеринарной службы очень широка. Ею пронизаны все ступени производства и реализации мясомолочной и растительной продукции. Сегодня мы в одной из структур этой службы — Республиканской ветеринарной лаборатории. Наш собеседник — врач серологического отдела Айшат Устарова.
— Айшат, молодая красивая женщина — и ветеринарный работник. Одно другому не мешает? В этом не чувствуется какого-то несоответствия?
— Абсолютно нет. В моем случае имеет место и преемственность: отец ветеринар и, соответственно, потянул за собой нас тоже – двух братьев и меня. Он сделал из нас ветеринаров. Сперва я с красным дипломом окончила махачкалинский сельскохозяйственный техникум и в тот же год без вступительных экзаменов поступила в сельскохозяйственный институт, на ветеринарный факультет.
— Так что можно сказать, это ваша семейная традиция…
— С одной стороны да, с другой — нет: эта традиция остановилась на нашем поколении – наши дети пошли по другому пути, они выбрали иные специальности.
— Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить – разнообразием профессий или на передний план выходят категории «престижно» — «непрестижно»?
— К слову, и мой муж ветеринар. Дети, естественно, видят нашу работу и знают, как она оплачивается: зарплата — около 8 — 9 тыс. рублей. А нашу молодежь такая перспектива не прельщает. Мы дети советского времени, у нас другие понятия и представления, а у нового поколения несколько иные взгляды и ценности. Мы всегда довольствовались тем, что есть. Соответственно, наши запросы были реальные, а дети хотят, чтобы было все и сразу. И то, что родители материально не очень крепко подкованы, видимо, является в наше время для детей не очень привлекательным примером. Так что у каждого свой выбор.
— Но то, что сама в свое время выбрала эту специальность, в этом когда-нибудь возникали сомнения, были разочарования?
— Вначале где-то и возникали такого рода мысли в плане материального обеспечения. А так я уже работаю в данной области немало лет, можно сказать, уверенно плаваю в этой стихии. Стала профессионалом своего дела, знаю, что моя специальность востребована. И все то, что в плане опыта, работы я приобрела за эти годы, стало для меня очень ценным и дорогим. Люди же не всегда находят успокоение в материальном, деньгах. Востребованность в работе и моральное успокоение все-таки гораздо выше материального благополучия, я убедилась в этом.
— В чем заключается работа вашего отдела?
— Он исследует сыворотку крови на наличие антител и специфическими антигенами выявляет различные болезни. А перечень этих болезней довольно широк: бруцеллез, сибирская язва и т. д.
— Жителю города чего опасаться, к примеру, бруцеллеза? Он же не держит скот?
— Очень даже нужно, особенно если он приобретает мясомолочные продукты в местах, где не проводятся санитарно-ветеринарные обследования, у людей без ветеринарных справок на продукцию. А болезнь эта очень коварная и опасная.
— А если покупатель берет молочные продукты не у бабушки на улице, а исключительно в гастрономах, он рискует чем-то?
— Там он застрахован от этого риска. Полную ответственность за качество продукции несет производитель.
— На рынке есть такая гарантия?
— Для ее обеспечения и осуществляет свой надзор на рынках ветеринарная служба. Надо полностью довериться ветеринарному надзору.
Дальше мы как раз отправились на рынок. И побеседовали с заведующей лабораторией ветеринарной санэкспертизы №2 рынка сельхозпродуктов по ул. Ирчи Казака Марьям Бекеровой.
— Марьям, что означает эта нумерация?
— У нас есть лаборатория №1 на втором рынке, №2 — наша и №3 — на рынке в Узбек-городке.
— В чем заключается ваша основная работа?
— В том, чтобы на этот рынок поступала только доброкачественная продукция. Когда сюда привозят, к примеру, мясо, мы в первую очередь запрашиваем форму №2 (если мясо произведено в частном секторе города, то форму №4), сопроводительные документы. Также проверяем субпродукты, мясо птицы, рыбу, яйцо и растительные пищевые продукты, поступающие на рынок.
— Если есть соответствующие сопроводительные документы на продукцию, вы даете разрешение на ее реализацию, а если их нет?
— В таком случае не допускаем на рынок.
— Предположим, человек хочет реализовать свое мясо на рынке, что он должен делать, чтобы получить на это разрешение?
— Если он житель села, прежде чем резать корову, быка и т. д., он должен подойти к своему ветеринарному врачу и получить форму №2, куда заносятся все данные (если они положительные, позволяющие реализовать) об этом животном. После этого произвести убой и с этой сопроводительной справкой приехать на рынок. А если он житель нашего города, должен обратиться в соответствующую (Ленинскую, Кировскую, Советскую) ветеринарную лечебницу и там получить справку, разрешающую реализацию данного мяса (если оно отвечает соответствующим требованиям).
— Частью ваших функций является проверка у потенциальных продавцов таких справок, и если они у них есть, удостовериться в соответствии качеству продукции?
— Именно так. Проводим внешний осмотр продукции (органолептика). Если есть малейшие сомнения и подозрения, отправляем продукцию на дополнительное обследование в бактериологическую лабораторию. И по его результатам даем разрешение на реализацию либо нет.
— Покупатель на этом рынке может быть уверенным в доброкачественности всей мясомолочной продукции?
— Однозначно да.
— В нашем городе, в многолюдных местах, особенно возле многоквартирных домов, сидят женщины и продают разного рода сельхозпродукцию, молочную продукцию в разнородной таре. И как специалист, и как женщина-домохозяйка — как вы к этому относитесь?
— Крайне отрицательно. Там большей частью непроверенная специалистами ветеринарной службы продукция. И покупая ее, люди подвергают себя и своих близких риску. Я сама никогда там не покупаю и другим не советую. Любая мясомолочная, растительная продукция, прежде чем попадет на прилавок, должна пройти полное обследование (для этого на рынках и есть лаборатории), иметь подтверждающие качество справки. И покупатели должны брать только такую продукцию. К этому я призываю и продавцов, и покупателей.
— И в завершение, работа ветеринара, будь она здесь, в лаборатории, или на любом другом участке, — она благодарная?
— Если ты любишь свою профессию, то да. Делая эту работу, закрывая дорогу недоброкачественной продукции, ты же защищаешь человека, образно говоря, спасаешь человечество.
Абаш Абашилов