Давно замечено, что если, к примеру, на российском ТВ транслируется телепередача об исламе (о религии, о мусульманских народах, землях, культуре и т. д.), то, как правило, телевизионщики используют соответствующую символику. Название передачи будет набрано шрифтом, как бы имитирующим арабскую вязь, и всё в этом роде.
Это довольно известное явление. Очень часто люди воспринимают и ассоциируют что-либо с ВНЕШНИМИ СИМВОЛАМИ. Более глубокое осмысление – а что это? какова его суть? что сие означает? – наступает (а у кого-то и не наступает) потом, позднее.
— Папа, а кто такие мусульмане?
— Коля, тут всё просто – это те, которые…
Что выберет отец? Какое даст определение? С чем ислам и мусульмане ассоциируются в его понимании?
Известный проповедник Абу Али аль-Ашари как-то заметил: «Мы сейчас видим, как от нас уходит праведность, честность в торговле. Хотя, например, такие страны, как Малайзия или Индонезия, принимали ислам именно благодаря арабским купцам. Люди видели их честность, что они готовы были торговать даже себе в убыток, лишь бы не обмануть человека, не продать ему товар с дефектом, всегда говорили об изъянах своего товара — что вот тут хорошее место, тут плохое. Поэтому люди принимали ислам, видя, что именно религия так облагородила этих людей. Ведь люди всегда уважают честность.
По шариату продавец обязан сообщать покупателю обо всех недостатках товара. Известно, что однажды великий имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, попросил своего ученика продать на рынке некую одежду (он торговал одеждой и тканями), предупредив его, что товар с дефектом и нужно обязательно сказать об этом покупателю. Ученик исполнил его просьбу, продал товар за указанную ему цену, но забыл сказать покупателю о его недостатке. Когда Абу Ханифа узнал об этом, он очень огорчился, он узнал у ученика — запомнил ли он покупателя. Когда тот сказал, что не знает его, Абу Ханифа велел всю выручку за товар раздать как милостыню, считая для себя эти деньги запретными.
Это же немыслимо, чтобы сейчас продавец такое сделал. Люди будут, наоборот, расхваливать товар изо всех сил, придумывая даже то, чего в нем нет. К сожалению, часто приходится слышать, что именно мусульмане-торговцы обманывают, обвешивают, продают товар с дефектом и при этом еще могут Аллахом поклясться, что они честные, что все в порядке. Хотя такие клятвы — вещь очень опасная. Некоторые ученые даже считают, что клятва в заведомой лжи — куфр, это может сделать человека неверным. Мы потеряли эту правдивость, которая раньше была присуща мусульманским торговцам, и люди нам не верят.
Красота ислама в глазах людей исчезает из-за такого поведения. Часто приходится слышать фразы типа — не судите об исламе по мусульманам. А по ком еще людям судить — по буддистам? Люди же не читали исламских книг, не знают, какие были пророки (мир им), сподвижники, шейхи. Они видят перед собой конкретных людей, нас с вами. Если они видят мусульман как обманщиков, которые грешат, они будут об исламе так думать, что по исламу неверных можно обмануть, отнять у них что-то. Мы своим грязным поведением будем закрывать врата для даавата (исламского призыва).
Проповедники могут сколько угодно с минбара говорить, что надо быть порядочными, что это плохо, но если обычные люди будут совершать грехи, ничего не изменится.
Именно поэтому сподвижники превзошли всех в призыве, хотя у них не было современных средств связи — Интернета, телевидения, но зато у них была высокая мораль и правдивость».
Да, символика на тему ислама хорошо известна. Но является ли каждый мусульманин носителем основных ценностей религии? Не выбрал ли человек лишь кое-что – то, что соблюдать привычно, удобно, несложно и не требует исправления от плохого к благому?
Стремится ли он к полноте ислама в своих намерениях и поведении? Коран в этом плане вполне ясен: «О те, которые уверовали! ПРИНИМАЙТЕ ИСЛАМ ЦЕЛИКОМ и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг» (2:208).
Путь мусульманина – это полное подчинение Богу во всех аспектах покорности.
Это вероубеждения и ритуалы поклонения.
Это чистая нравственность и великодушие.
Это стремление каждый динар, доллар, евро, рубль и копейку зарабатывать и расходовать только дозволенными в исламе способами.
Это подчинение Богу и телом, и душой, и внешним образом, и внутренним миром.
И это взаимоотношения людей друг с другом.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Вы не обретете Рая, пока не уверуете, и вы не обретете веры, если не возлюбите друг друга. Как мне направить вас на путь следования истинной любви? Распространяйте мир меж собой».
1. МИР И МИЛОСЕРДИЕ. Проявлением духа дружбы и братства между мусульманами может быть простая улыбка на лице, когда вы встречаете своего брата по вере. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не пренебрегайте никаким добрым деянием, даже встречей брата своего с улыбкой на лице». Он также добавил: «Улыбка перед глазами твоего брата по вере – акт милосердия».
2. ОТКАЗ ОТ ВРЕДА. Необходимо всячески избегать того, чтобы причинить несправедливый вред словом или действием. В исламе запрещены пустословие и злословие. Недопустимо поддерживать подобные беседы даже в роли слушателей. Коран требует: "А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: «Нам достанутся наши деяния, а вам ваши. Мир вам. Мы не желаем следовать путем невежд»" (28:55).
Практически любому человеку будет неприятно узнать, что его обсуждают в стиле: «Ой, эта тоже…» (и дальше следуют уколы в адрес внешности человека, характера, поступков и т. д.). Всё это нередко делается в стиле самовлюблённого самоутверждения «Мы-то ого-го! А она – чмо». В исламе это запрещено, даже если подобные «уколы» носят не клеветнический (лживый) характер, а достоверный. А вот доброе корректное наставление, сделанное самому человеку, разрешено и приветствуется.
Тут очень важны намерения человека. Главное намерение мусульманина известно – стараться вести себя так, чтобы Всевышний был им доволен. Стараться исправить себя и мир вокруг к лучшему — приветствуется. Самовлюблённое высокомерие и надменность – запрещены. Вроде бы это хорошо известные вещи, но путь от их абстрактного понимания до деятельного практикования в реальной жизни «здесь и сейчас» для кого-то бывает долог. А кто-то и вовсе не встает на эту дорогу.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Мусульманин — это тот, кто не наносит вреда людям ни языком, ни рукой своей».
При этом добродетельное и справедливое отношение мусульман распространяется и на мирных НЕмусульман, которые не враждуют с приверженцами ислама. В Коране сообщается, смысл аята: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (60:8).
3. СКРОМНОСТЬ. И снова Священное писание сообщает, смысл аята: «Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (Коран, 31:18).
4. ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА. В меру своих сил и возможностей делай добро людям. Всевышний говорит в Коране, смысл аята: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2).
Однажды Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили, кто для Всевышнего самый дорогой. Он ответил: «Тот, кто наиболее полезен для людей». В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Аллах будет оказывать помощь Своему рабу, пока сам раб оказывает помощь своему брату».
Такое спокойное и благожелательное отношение не означает, что мусульманин всегда готов угодничать и говорить людям то, что им приятно слышать. К примеру, ложно «успокоить» владельца сети казино, что в его бизнесе азартных игр нет ничего греховного. Либо что-то похожее сообщить распространителю наркотиков или порнографии.
Но и ясное строгое отношение к запретному должно выражаться с правильным намерением и с правильным «как это делать». Намерение – ради довольства Всевышнего. А не для того, чтобы реализовать собственную конфликтность, «вредность», задиристость, желание поучать всех вокруг. И не стремясь посмаковать собственную чистоту перед грешником.
А «как?» — так, как учит исламская религия. Вот почему еще одной обязанностью мусульманина является приобретение знаний о своей религии.
5. ПРОЩЕНИЕ ВЫШЕ МСТИТЕЛЬНОСТИ. Вполне резонный принцип. Верующий человек трепетно надеется, что в Судный час Бог простит ему его грехи перед Всевышним. Почему бы человеку не научиться самому быть милосердным и терпеливым? Скольких конфликтов, ссор и кровопролитий удавалось бы избежать — если бы в ответ на стартовую мелочь люди не нагнетали страсти и градус эмоций, а учились взаимно прощать ошибки друг друга…
«Добро и зло
не могут быть равны,
Так оттолкни же
зло добром,
И тот, кто ненависть
к тебе питает,
В родного друга
обратится»
(Коран, 41:34, смысл аята).
Подготовил Хамзат Хамзатов