Неписаный закон
Когда ногайка звонит мужу за тысячи километров с просьбой перезвонить его отцу – это не значит, что в семье что-то произошло. Просто свекра надо позвать на чай, а он читает газету (рубится в «Доту») и не видит знаков невестки. Нет, невестка не немая. Просто есть такой обычай — запрет разговаривать со старшими родственниками мужа. «Обычай избегания», как называют его ученые.
Ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, доктор исторических наук Мадина Гимбатова в одной из своих работ приводит такой случай. Однажды молодая невестка нечаянно уронила в колодец ведро и не могла его оттуда достать. Рядом в этот момент, кроме старшего брата мужа, никого не было. Тогда она взяла в руки домбру, приблизилась к юрте и тихонько запела:
Ай, бияга, бияга,
Шелек туьсти куйыга.
Алып берши, бияга…
(Ой, старший брат, старший брат,
Ведро упало в колодец.
Достань его, старший брат…)
Старший брат мужа вышел из юрты и достал ведро.
Современные келинки (жарг. ног. — невестки) сейчас выкручиваются соответственно своему времени. Допустим, деда нужно позвать на чай, а он отвлекся на что-то, занимается чем-то и не замечает знаков невестки. В таких случаях она звонит мужу, даже если он за тысячу километров от дома, где-нибудь в сибирской тайге или в Москве, на заработках, и передает ему свою просьбу. Тот, в свою очередь, звонит отцу и докладывает ему.
Запрет этот касается свекра, его братьев и старших братьев мужа. Женщины, как правило, друг с другом разговаривать могут вне зависимости от возраста (попробуй запрети. – Ред.). Но прежде старшие женщины из рода мужа должны задобрить невестку подарками.
Тут, конечно, сразу встает вопрос о крайне не завидном положении «угнетенной женщины Востока». Но и мужчинам же приходится несладко. Даже выругаться при невестке нельзя. А порицать невестку свекор может только косвенно – через замечание жене или дочери. Есть даже поговорка: «Кызым, сага айтаман, келиним, сен тынъла!» («Дочь, тебе говорю, невестка, слушай!»)
Молчание — золото
На первый взгляд – масса неудобств. Стал опрашивать. Сначала лично. Смотрю, многие не то что не считают эту традицию архаичной, но даже говорят о ее необходимости в нынешних реалиях.
«В семье всякое бывает, а тут с невесткой не разговариваешь, и нет никаких проблем. У меня пять невесток, и с каждой из них у меня прекрасные отношения. Мы не разговариваем друг с другом. Если, допустим, она захочет что-то сказать, то передает мне свои слова через мужа или детей, и этим все исчерпано. Я ее уважаю за такое отношение ко мне, и она мне благодарна, что я придерживаюсь нашего этикета. Если народ хочет сохранить свою идентичность, он должен придерживаться своих обычаев», — мнение 57-летнего Мурзабека можно назвать типичным для мужчины.
Его поддерживает фольклорист-ногаевед Тагир Акманбетов:
— Я, например, не разговариваю со своей невесткой, я это приветствую. Если что-то надо, ее попрошу, она молча сделает, и на этом всё. О чем мне еще разговаривать с невесткой?! С ее стороны это уважение к старшему, это святое, табу. Даже более того, в прежние времена практиковался еще один обычай, когда жены наших дедов не обращались к своим мужьям по имени. Они использовали мягкие и обходительные обращения, такие как: хожаим (хозяин), буйрашашым (мой кучерявый), бизики (наш), байым, эркегим (мой муж). Его имя для нее было почетно, потому что ее муж – это ее опора, защитник семьи и кормилец.
То, что табу это нравится мужчинам, наверное, неудивительно. Но женщинам тоже удобно, оказывается.
«Этим мы отличаемся от других народов, более того, среди представителей других этносов я встречала людей, которым нравился этот обычай. Мне так комфортно, у меня нет необходимости общаться со свекром, моя главная задача — ухаживать за ним и с уважением относиться к нему», – Айгуль, 25 лет, с. Терекли-Мектеб.
«Во всем есть своя мудрость. Молчание — это знак уважения к старшим. Когда ты молча слушаешь и делаешь то, о чем они просят тебя. А каждый уважающий себя мужчина плохого не скажет невестке. Я уже 30 лет замужем, и до сих пор придерживаюсь этого обычая», — Мукминат, 52 года, с. Нариман.
Для большей объективности провел опрос в социальных сетях. Да, понимаю. Он не совсем соответствует научным критериям. Тем не менее. Приняло участие в голосовании 317 человек. 80,1% респондентов поддержали практику, 19,9 % высказались «против». Из 115 женщин проголосовали «за» 85 (73,9%), «против» — 30 (26,1%). Среди мужчин «за» — 150 (75,2%), «против» — 52 (24,8%). Национальный состав проголосовавших неоднородный, большинство ногайцы, возраст – в основном молодежь до 30 лет.
Зарождение этого табу, по мнению Мадины Гибатовой, вызвано «прежде всего психологической адаптацией молодой невестки к новой семье и условиями экзогамного брака».
«Как раз таки эти скандалы, недоразумения семейные именно на этой почве. Потому что люди отошли от этого правила. Такой обычай есть у северных кумыков, дагестанских азербайджанцев, кабардинцев, карачаевцев, практически у всех тюркоязычных народов Дагестана и Северного Кавказа. И в редуцированной форме у некоторых горских народов. Потому что у них были запрещены кровнородственные браки, я думаю, это сыграло свою роль», — сказала она «Молодежке».
Сравнительное запретоведение
Известный ученый Ирина Болтенкова в своей статье «Специфика некоторых обычаев избегания в контексте мировой цивилизации» видит в этом табу средство «предотвращения конфликтов между различными категориями субъектов горского общества на основе оппозиции старших и младших». По ее мнению, он помогал «держать дистанцию» как в семье, так и в общественном быту.
Обычай избегания есть у многих народов в различных вариациях. Где-то непозволительно зятю общаться с тещей, где-то невесте не разрешают разговаривать со свекром.
У ингушей, например, супругам запрещено произносить имена друг друга в обществе, нельзя также употреблять слова «мой муж», «моя жена».
Есть категорические табу, когда непозволительно даже видеться с оппонентом. У народа ашанти в Гане (Африка), если люди увидят, что ты разговариваешь с тещей, тебя могут оштрафовать. А в Эфиопии у народа галла теща рискует получить тумаков от зятя за визит в дом в его присутствии. У индейцев аранахи в Северной Америке теща вообще не будет с зятем говорить, пока он не подарит ей лошадь. У адыгов не принято разговаривать с тещей в течение всей жизни.
Что касается тандема невестка/свекор, у ингушей, например, всё зависит от настроя старших. Как правило, по истечении какого-то времени свекор просит невестку выполнить его просьбу: принести стакан воды, например. И, используя это как повод, разрешает ей заговорить с ним. Та не должна заставлять старика долго себя упрашивать. Но это не значит, что она может спокойно сидеть с ним и травить анекдоты, нет! Она может разговаривать с ним только по необходимости и стараться лишний раз не докучать ему.
А в Монголии невестка вообще три дня скрывается за ширмой в юрте, чтобы не попадаться на глаза родственникам мужа. Потом свекор приподнимает ширму и просит ее выйти оттуда со словами: «Выходи, дочь моя, выросшая в неизвестном нам месте, из своего укрытия». Свекровь, тем временем, подкупает ее обещаниями подарить ей скот. И невестка после этого получает возможность общаться с родственниками мужа.
Как видите, география данной практики очень обширна — от Кавказа до Северной Америки, Австралии и Океании. Всего насчитывается более двух сотен народов, несущих в себе этот культурный код.
Объединяет все эти народы, по словам И. Н. Болтенковой, то, что «когда-то люди, входившие в семью (муж или жена), принадлежали к чужому роду. А чужого надо было беречься, остерегаться, ему не всё положено было знать, он должен был многое сделать, чтобы завоевать доверие. И, как мы видели у сравниваемых народов, ограничения снимались или после рождения первого ребенка, или после того, как зять докажет свою преданность новой семье, покажет свою полезность. Следующая общая черта то, что обычаи избегания у вышеназванных народов являлись проявлением высшей вежливости и высшего внимания».
P.S. В культуре и традициях каждого народа есть вещи, которые мы не всегда понимаем и не всегда принимаем. Но эти невидимые нити, из которых сотканы все народы, — это и есть основа всего национального многообразия человечества. Некоторые из ниток незаметны, пока к ним не присмотришься повнимательнее, а некоторые из них настолько плотные, что напоминают собой не то что нитки, а корабельные канаты.
Дагестан в этом отношении просто земля обетованная для исследователей. Здесь один аул может иметь свой самостоятельный язык, здесь у отдельно взятого народа только в одном муниципальном районе может быть до 5 — 7 диалектов. Практически у каждого аула есть своя история, особенности культуры и менталитета. Дагестан — это кавказский Вавилон во всех отношениях.
Эмир Отевалиев