Мне было двадцать лет с небольшим, я шла по улице и внезапно увидела маму своего одноклассника, у которой раньше несколько раз была в гостях. За эти годы она очень сильно изменилась — состарилась. Я оторопела и прямо в лицо ей выпалила: «Как вы подурнели, вас не узнать!» |
Она вздрогнула, посерела и с горечью произнесла: «Я всегда думала, что ты интеллигентная и воспитанная девушка. Оказывается, ошиблась».
Я осталась пригвождённая к асфальту. Язык мой – враг мой. Сколько раз в жизни я попадала в такие неприятные для меня истории.
Вскоре узнала, что ту женщину «съел» рак. Мысленно я всегда прошу у неё прощения, но это… ум задним числом.
Так как же быть в жизни: обманывать или всегда говорить правду? Что есть ложь?
Это преднамеренное искажение истины. Ложью может быть и вся жизнь, прожитая в угоду ложным принципам, лицемерие, поклонение идолу, самообман, притворство, ложные надежды и ожидания, лесть, двуличие, двойная жизнь.
«Ложь – признак интеллекта. Мы имеем право и даже обязаны говорить неправду», – заявляет знаменитый этолог Борис Цирюльник.
Это мнение можно назвать поистине новаторским: прибегая ко лжи, мы тем самым выражаем свое уважение к окружающим и пытаемся защитить свою гордость, которая нередко страдает от завышенных требований к личности. Он, конечно, не восхваляет неправду, но объясняет ее природу и значение для личностного роста.
Лгать — значит уважать окружающих. Иногда приходится подыгрывать собеседнику и его представлениям о себе и окружающем мире, дабы проникнуть в его личное пространство и доказать свое расположение к нему.
Особенно это касается творческих людей. Не приведи Господь сказать писателю, что его произведения никому не нужны, кроме его самого — ты уже враг номер один. И не только ему.
Вот поэтому все любили Молчалина, а ненавидели и презирали Чацкого в произведении «Горе от ума» Грибоедова. А мы ещё призываем школьников: будьте всегда честными.
Лгать — значит уважать самого себя. Мы вынуждены тешить себя иллюзиями и придумывать себе прекрасный мир грез – это придает смысл нашей жизни.
Я почти каждую ночь перед сном вижу себя на красной ковровой дорожке в шикарном красно-зелёном платье, мне вручают статуэтку «Оскара» за художественный фильм, и я уже в тысячный раз произношу ответное слово, и весь мир мне аплодирует. А те, кто в меня не верил, теперь вынуждены с кислыми лицами меня поздравлять с победой.
Мне даже самой весело от своих мечтаний и грёз, а когда я это рассказываю близким, то они смеются от души. Но я-то в это искренне верю, мне это в радость и подстёгивает меня к дальнейшему движению, а уж как воспринимают мои фантазии другие – это их дело. Создавать кино о самом себе – это тоже своего рода обман, но сладостный.
Психологи призывают каждый вечер перед сном писать на листке три добрых дела, совершенных для себя любимого в течение дня. И задать вопрос: зачем? Я, к примеру, пишу: пробежала пять километров. Зачем? Сохраняю здоровье. Чтобы в России что-то существенное сделать, надо долго жить. Мне нужно прожить свыше ста лет.
Дальше пишу: отнесла соседке одежду, которую толком не носила, пусть отвезёт в деревню. Она туда ездит по выходным. Зачем? Согласно закону Вселенной: чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. Третье: купила на распродаже очень красивую блузку. Зачем? Напишу об этом по Интернету подруге, она очень завистливая, и у неё испортится настроение (шутка).
Я когда читала о пленных в концлагерях, узнала, что они выжили, в основном именно благодаря самообману и миру грез. Один из выживших, теперь известный на весь мир профессор, каждую ночь видел себя в студенческой аудитории, где рассказывал, как всем им жилось в аду.
Лгать — значит готовить собеседника к правде. Надо разграничивать истину и неприкрытую жестокую правду. Необходимо время, чтобы подготовить к разговору тяжело больных или, например, жертв инцеста.
Вспомнилась история о повивальных бабках в Египте.
Царь Египетский сказал двум повивальным бабкам евреянкам Шифре и Фуа: когда вы будете повивать у евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и ослушались царя, оставляли детей в живых.
Царь Египетский узнал об этом и призвал женщин к ответу. Те ответили фараону так: «Еврейские женщины не так, как египетские; они здоровы, ибо прежде, нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают».
Чаще всего обманывать нас заставляет страх, чувство вины или стыда.
Психолог Борис Цирюльник пишет следующее: «Ложь – это своего рода интеллектуальное достижение, позволяющее как бы примерить на себя мысли и представления другого человека. Чтобы удачно соврать, надо быть не только умным, но и хотя бы отчасти уважать собеседника. Люди с отклонениями никогда не врут, так как им наплевать на окружающих. Извращенец всегда говорит только то, что думает; а если его слова жестоки и могут ранить, ему нет до этого никакого дела. Что же касается психически нездоровых людей, то для них окружающие вообще не существуют; соответственно, нет смысла скрывать свои истинные мысли. Проще говоря, у страдающих психозом отсутствует представление об окружающих, а у извращенца отсутствует уважение к представлениям окружающих. А ведь ложь – это именно уважение к окружающим».
В своей жизни мы чаще говорим неправду в целях самозащиты: если жизнь находится в опасности, то порой достаточно смолчать, чтобы ее спасти. Таким образом, мы имеем право соврать и исказить представления другого человека согласно нашему желанию, если ложь способна спасти нас от опасности (и это вполне оправданное средство защиты).
Мы детям с малых лет внушаем, что любая ложь губительна. Но они вырастают и подыгрывают взрослым, уже не веря в этот постулат. Если бы наше общество жило только правдой, то те из его членов, которые находятся на нижних ступенях социальной лестницы, рано или поздно смирились бы со своим положением «недочеловеков». Так что самообман просто необходим нам для защиты чувства собственного достоинства вопреки обстоятельствам.
Свифт ещё когда написал: «Лесть, говорят, пища глупых, между тем сколько умных людей готовы от времени до времени отведать хоть глоток этой пищи».
В Москве мы сидели с писательницей Даниловой на скамейке в сквере, и я, зная, что она в хороших отношениях с писательницей Т. Крюковой, высказала своё мнение по поводу показа детского фильма по повести Крюковой: «Фильм слабый, он далёк от реальности».
Не успела я досказать фразу, как Данилова схватила телефон и тут же позвонила Крюковой. «Милая, великая писательница! – защебетала Данилова. – Вчера с таким удовольствием посмотрела по телевизору твой фильм. Гениально. Великолепно! Какая же ты умница!»
Крюкова, естественно, растаяла и пригласила такую «чуткую» Данилову к себе в гости.
А я сидела, в буквальном смысле открыв рот.
По такому же принципу действует и внук Даниловой. Как-то я заскочила к ней на чаёк. Мы сидели на диване и мирно беседовали. За компьютером сидел её внук- первокурсник университета. Я спросила у Даниловой, как дела у него? Она огорчённо ответила, что такой-то профессор занижает ему оценки. Услышав фамилию профессора, я рассказала ей, что в молодости этот профессор (тогда ещё студент) ухаживал за мной, но он мне не нравился, и я грубо отвергла его, к тому же он и человеком был непорядочным.
На следующий день после этого разговора внук Даниловой передал мне привет от своего профессора. Я потеряла дар речи. Откуда он может знать, что я здесь? Оказалось, что этот внук подошёл к профессору и передал от меня привет. Тот был в изумлении, и посыпались вопросы. Внук доложил ему, что его бабушка дружит с Верой Ивановной, которая о профессоре сохранила самые нежные чувства и теперь очень жалеет, что отвергла его ухаживания. Профессор был удовлетворён полностью, его самолюбие получило гормон радости в такой большой дозе, что он даже захотел узнать номер моего сотового телефона. А уж внук стал его любимым студентом.
Как говорится, комментировать нечего.
Мы входим в мир через язык. Но самая грубая ложь часто выражается молчанием. Обманывает человек или говорит правду, можно определить не только по его словам, но и по поведению. Наше тело выдает нас, если мы говорим неправду. Каковы основные и наиболее очевидные признаки лжи? Нарочитая честность зачастую сопровождается вызывающими подозрения интонациями, непривычной мимикой или жестами, которые мы не способны контролировать.
Говорящий неправду точно знает, что он хочет сказать, и ему не надо выбирать выражения. В то время как, желая высказать неудобную, невыгодную правду, мы запинаемся, подыскиваем правильные слова, заикаемся и так далее. А вот продуманная ложь – это хорошая инсценировка. Лжец может выдать себя только слишком уж ровными и наигранными интонациями; а если к тому же речь идет о неумелом лжеце, то его легко узнать по путаной, несвязной речи.
Так всё-таки выбирать выражения или «резать правду-матку»?
Мой друг драматург Сергей М. за пятнадцать лет жизни в Москве умудрился сменить десятки театров, а в столице их добрая сотня. И всякий раз он покидает коллектив со скандалами. Дело в том, что он — добрый малый, его вначале все любят, но буквально через годик-другой его уходу радуется почти весь творческий коллектив. А причина ухода в том, что он на каком-нибудь совещании внезапно встаёт и начинает азартно и убедительно «выкладывать всё»: пьесы дрянные, артисты бездарные, остальные ленивые и безынициативные. В сущности, он прав на все сто процентов, но его правда никому не нужна, так как после его ухода в театре ничего не меняется.
Я его как-то спросила: зачем он постоянно наступает на одни и те же грабли? Он ответил просто: «По всей видимости, по истечении времени я созреваю для другой работы, для другого театра, а повода покинуть коллектив всё не находится. И подсознательно ищу причину уйти. Если всё тишь да гладь, то какую вескую причину ухода мне придумать? Вот я выпускаю пар, ухожу, громко хлопнув дверью, но с чистой совестью. Я ведь всё высказываю, о чём многие знают, но не находится у них смелости или желания облегчить свою душу».
Итак, кем вам быть: Чацким или Маниловым – думайте сами, выбирайте сами. Лично я считаю, что должно быть что-то среднее…
Всё-таки мне хочется быть воспитанной и интеллигентной.
Вера ЛЬВОВА, писатель