Тема многоженства нередко вызывает повышенный интерес в обществе.
По нормам ислама разрешение жениться несколько раз дано мужчине от Всевышнего Аллаха. Мы знаем, что и у нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и у халифов Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (да будет доволен ими Аллах) было более одной супруги. Соответственно, многоженство в Исламе не только разрешено, но это еще и сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и путь четырех праведных халифов.
Многоженство помогает решить множество проблем в обществе. В разные времена количество женщин преобладало над количеством мужчин. Причиной этому могут быть многочисленные войны, большая смертность среди мужчин, низкая рождаемость мальчиков (в определенных местностях), а в наше время и переселение мужчин в другие регионы в поисках заработка. Получается, что часть «лишних» женщин останется в одиночестве, не зная счастья семейной жизни и не имея детей…
Женщины по-разному реагируют на такие события. Иногда это критика, ругань, угрозы уйти с детьми к родителям, упреки и т. д. Вплоть до скандалов и истерики. Случается ли иная – пусть без бури восторга, но спокойная, смиренная — реакция в духе «на всё воля Аллаха»? А много ли у нас таких подлинно богобоязненных женщин, живущих в спокойном уповании на Всевышнего? Да и богобоязненных мужчин?
Еще одна проблема, которая встречается у нас, — отношение общества к самой теме многоженства. Некоторые люди гораздо лояльнее относятся к поведению прелюбодеев (такие, мол, они, мужчины…), но институт именно многоженства воспринимают жестко в штыки. Порой женщина привычно воспринимает и разовые похождения мужа, и временное появление в его жизни любовниц, но если вдруг он прекратит всё это и создаст вторую семью – тут реакция будет из большого числа восклицательных знаков. Разумеется, это неправильно, потому что отношение мусульман и мусульманок к любой теме должно быть исламским: то, что в Исламе предписано или дозволено – это одно дело, а то, что запрещено как грех – категорически недопустимо.
Когда у меня спрашивают о том, как я отношусь к многоженству, я отвечаю: «Двумя руками «за», но только если мужчина осознает всю свою ответственность перед семьей, будь то перед одной или несколькими».
Это и есть обратная сторона медали. Не выполняя обязанностей, возложенных на них Всевышним, некоторые мужчины превратили данное им право в разгульную жизнь. (Конечно, не поголовно: есть и добропорядочные мусульмане, которые осознают свою ответственность). Порой мужья напрочь забывают о первой семье, и дети, любимые и балуемые до того, а потом забытые и брошенные, часто остаются даже без отцовской заботы. Я лично знаю несколько таких семей. И скажу вам честно, душа болит за них. В одной из них четверо детей, отец в другом городе с новой семьей, а мать, работая продавщицей за 3 тысячи рублей, еле тянет семью. В другой муж позвонил жене и сказал, что он похитил себе вторую жену, и попросил, чтобы первая его больше не беспокоила. И это несмотря на дочку и сына, инвалида первой группы. Сколько таких семей, несчастных по-своему…
Или, наоборот, случаи, когда мужчина несерьезно относится ко второму браку. Еще одна проблема — то, как происходит знакомство и общение до брака (когда не соблюдаются исламские запреты).
А разве наш любимый Пророк (мир ему и благословение Аллаха) так знакомился или с такими намерениями женился хоть раз, или «общался», как говорят у нас? Нет, и еще раз нет! Благодаря его бракам узнавали Ислам и принимали его разные племена, укреплялись родственные связи. Добавлю, что он женился во второй раз только после смерти единственной супруги Хадиджи (да будет доволен ею Аллах) в 50 лет. Причем женился в том числе на вдовах, и у некоторых из них были дети.
В хадисе, переданном от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорится: «Тот, у кого были две жены, к одной из которых он был склонен в отличие от другой, появится в Судный день, волоча за собой одну свою половину в упавшем или наклоненном состоянии». Следуя этому хадису, мужчины должны стараться быть справедливым ко всем своим женам и осознавать ответственность за эти семьи, решаясь на такой поступок.
Мадина Магомедова
ОТ РЕДАКЦИИ
Мы обратились за разъяснениями к представителю Духовного управления мусульман Дагестана Мухаммад-хаджи Магомедову.
— Ситуация такова. Если муж и жена состоят в браке «1 + 1» — это не считается ни греховным, ни порицаемым. То есть непременная обязанность на мужчину вступить в брак с более чем одной женщиной не возлагается. Такая же оценка ситуации сохраняется, даже если данный мужчина в принципе способен по материальным возможностям обеспечивать более одной семьи.
Иными словами, если мужчина или женщина создали семью «1 + 1» – по Исламу они не являются грешниками и могут жить в таком браке.
Другое дело, если они позволяют себе критиковать, оскорблять, пренебрежительно оценивать сам религиозный институт многоженства как таковой. Даже если это внутреннее неозвученное отношение к институту многоженства как к чему-то негативному, недостойному, устаревшему. Для мусульманина (мусульманки) это крайне опасно, потому что получается, что человек бунтует против собственной религии. Ученые предостерегают, что некоторые такого рода высказывания могут привести к неверию (куфру). Мусульманин не вправе критиковать то, что Всевышний установил как норму (как один из вариантов дозволенного).
Но это еще не всё. Ряд исламских ученых оговаривают, что при дозволенности этого варианта более предпочтительно вступать в браки. Они исходят из того, что в соответствующем аяте Корана перечисление количества возможных жен идет с двух, а женитьба лишь на одной женщине рассматривается с оговоркой «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (Коран, 4:3, смысл аята).
Но, повторюсь, предпочтительность не отменяет и первого варианта. Кстати, предпочтительность теряет силу, если мужчина искренне понимает, что он не справится с обеспечением СПРАВЕДЛИВОГО отношения к двум или нескольким женам. И уж тем более это следует учитывать тем мужчинам, которые и в отношении единственной супруги недобросовестным образом выполняют свои обязанности.
Подчеркну, что речь идет об исламском многоженстве. То есть на мужчине-мусульманине находится бремя выполнения всех его религиозных обязанностей, в том числе и на семейном направлении. Он должен понимать, что еще одна супруга – это не случайная подружка для развлечений и не партнерша на ночь (внебрачные отношения в Исламе запрещены в принципе). Это именно жена, супруга, это создание еще одной семьи, в которой по Воле Всевышнего также могут родиться дети, одним словом, это дополнительное бремя обязанностей и ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Готов ли мужчина к этому? Готов ли он, что и во второй семье у жены могут случаться материальные проблемы, что в доме необходимо сделать мало-мальски нормальный ремонт, что соседи постоянно шумят по ночам и нужно разобраться в ситуации, что у родившегося ребенка болит животик или режутся зубки и было бы неплохо выручить супругу, чтобы она выспалась, наконец.
То есть это совершенно не то, как иногда критики представляют, что многоженство в исламе – это некая площадка наслаждений для мужчины, который притесняет «угнетенных женщин Востока». Во многом всё наоборот, вторая жена – это создание еще одной семьи с целым комплексом ответственности именно для мужчины. И дополнительных забот – семейных, организационных, бытовых…
Сам институт многоженства при правильной (то есть исламской) его реализации способен решать различные социальные проблемы. И индивидуальные тоже. Типичный пример. После кровопролитной войны в стране в конкретном населенном пункте на 1 000 мужчин приходится 1 749 женщин. И схожая ситуация в регионе в целом. То есть для 749 женщин отдельного мужа не хватает. Но ведь они тоже хотят быть со спутником жизни, любить и быть любимыми, испытать счастье материнства, чтобы в доме был мужчина, и т. д. При этом они верующие мусульманки и не хотят, чтобы к ним по ночам кто-то тайно крался, не хотят впасть в грех прелюбодеяния. И вот институт многоженства в такой ситуации может прийти на помощь.
А со стороны мужчин? Опять же в Исламе учитывается, что мужчины разные. Кто-то по своим личностным и материальным возможностям способен потянуть более одной семьи; кто-то хотел бы, да объективно понимает, что не способен; а кто-то и не стремится к этому. В общем, обязательного повеления нет, а дозволенность имеется, и она может выручить конкретных людей.
Да, отмечу, что исключением, по словам ученых, является ситуация, когда исламский правитель принимает решение об обязательном обращении к этой норме. Например, в случае беспрецедентных демографических потерь, когда огромное число семей утратили своих кормильцев (погибших мужей-воинов). Нечто подобное имело место в Дагестане при имаме Шамиле.
Говоря о социальной роли многоженства, отмечу и такой момент. Если молодая незамужняя девушка еще старается, как правило, дождаться сватовства со стороны неженатого молодого человека, то у вдов, особенно у вдов с детьми на руках, выбор обычно поменьше. Как и у разведенной женщины с ребенком. И снова институт многоженства может оказаться кстати. Собственно, и незамужняя девушка может воспользоваться таким предложением, если пожелает. Но и обязательности тут нет: она также вправе ждать претендента в мужья из числа неженатых людей.
Напоследок добавлю. Если мужчина склоняется к такому решению, он должен объективно взвесить свои возможности быть справедливым и ответственным. И в дальнейшем стараться быть таковым! За своё поведение, за обе семьи он отвечает перед Всевышним. А в восприятии окружающих он к тому же является визитной карточкой Ислама. Или, напротив, своим эгоистичным поведением способен дискредитировать эту ситуацию, вот, мол, полюбуйтесь…
В номере содержатся Имена Всевышнего, имя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и переводы из священных текстов, попадание которых в нечистое место по нормам Ислама не допускается.