Проблема наркомании в последние годы во всем мире, в том числе и в нашей стране, занимает далеко не последнее место. По данным ведущих специалистов в этой области, количество употребляющих наркотики увеличивается с каждым годом. Немаловажное значение имеет и возраст, ведь наркозависимые становятся все моложе.
О ситуации в столице нашей республики мы поговорили с начальником Махачкалинского городского отдела УФСКН России по РД Омархаямом Омаровым.
— В последнее время речь идет о том, что сильно снизилась возрастная планка, т. е. наркоманы все моложе и моложе. Каков примерный возраст начинающего наркомана? И как думаете, с чем это связано?
— Есть разные потребители. Например, молодежь сегодня еще со школьной скамьи употребляет насвай. А он может вызвать раковые заболевания. Мы обеспокоены этим.
Раньше продавцы насвая торговали им безнаказанно. Недавно в законодательстве произошли изменения: за распространение могут привлечь к административной ответственности. Но наркоконтроль этим заниматься не уполномочен законодательством – это прерогатива органов внутренних дел и Роспотребнадзора.
В ходе рейдовых мероприятий мы изымаем из ларьков всю продукцию и наказываем продавца. Недавно нам удалось пресечь несколько крупных точек в городе, где под видом проката дисков продавали психотропные вещества, такие как торен, трамал, лирика и т. д.
Продавцы пользовались тем, что к уголовной ответственности не привлекались, и обходились штрафом в размере тысячи рублей. Молодые люди стоят в очереди за этими лекарствами. В основном ребята в возрасте от 16 до 25 лет. Начиная с этих веществ, они постепенно переходят на более тяжелые: героин, дезоморфин.
— Омархаям Абубакарович, насколько велика вероятность того, что, начиная с того же трамала, они перейдут на более тяжелый наркотик?
— Если не остановить, то в 70 — 80% случаев. В 18 — 19 лет, пока организм молодой, человеку проще переболеть, поскольку остаются ферменты, способствующие восстановлению организма. После 30 лет человек трудно восстанавливается. Кто подсел на дозу в 30 — 35, им восстановиться практически не-возможно.
Ребята, которые стоят в очереди за психотропными лекарствами — потенциальные наркоманы. Также есть категория потребителей, которые кустарно производят наркотик дезоморфин. Это те, у кого нет средств на героин.
В последние годы мы пресекли деятельность большого числа наркодельцов, тем самым перекрыли каналы поступлений наркотиков в Махачкалу. Именно поэтому у нас самые дорогие наркотики.
— Сколько официально зарегистрированных наркоманов в Махачкале на сегодня?
— Согласно статистике, более 4 тысяч человек. Цифра, конечно, не маленькая, но если взять по России, то мы на одном из последних мест.
— За последние годы это число выросло?
— К сожалению, да. По сравнению с прошлым годом — где-то на 5%.
— Какие, на ваш взгляд, наиболее эффективные профилактические мероприятия?
— Нами проводятся профилактические мероприятия и акции «Молодежь против наркотиков» в школах и в вузах. В этом направлении мы очень плотно работаем. Но прежде всего профилактика должна проводиться в каждой семье.
Если родители не будут думать, где их ребенок, чем он занимается, то все наши усилия ни к чему не приведут. Всё начинается с семьи.
— Сколько каналов вам удалось пресечь за этот год и откуда в основном поступают наркотики?
— За истекший период 2014 г. по информации сотрудников отдела возбуждено 64 уголовных дела, в рамках которых выявлено 89 преступлений различной категории, в том числе 31 факт сбыта наркотиков, 3 — содержания и организации наркопритона, 9 — изъятия наркотических средств в особо крупных размерах. Из незаконного оборота изъято 10 кг 700 граммов различных наркотиков, из них героина 1,5 кг, марихуаны — 5 кг 900 г, гашиша — 3 кг 102 г, опия — 54 г, кокаина — 3 г. Пресечено 5 крупных каналов поступления героина в Махачалу из Москвы и Санкт-Петербурга. В результате проведенных оперативно-профилактических мероприятий выявлено 40 административных правонарушений за употребление наркотиков. Сумма наложенных штрафов составила 160 тысяч рублей.
— А сколько граммов зелья считается уже распространением?
— Любое количество – сбыт наркотиков, а за это — уголовная ответственность.
— Скоро начнется сезон марихуаны, планируются какие–то рейдовые мероприятия?
— Каждый год проводится операция «Мак». Первый этап начинается в июле, потом небольшой перерыв, осенью — возобновляется. Проводятся рейды, возбуждаются уголовные дела. Вот недавно в рамках операции «Мак 2014» мы уничтожили 131 куст дикорастущей конопли в районе банкетного зала «Эльтав».
— А давайте чуть попугаем наших читателей. Какие бывают последствия после употребления наркотиков? В течение какого срока чело-век может умереть?
— Вот, например, молодежь сегодня употребляет активно спайс. Если они думают, что это не вызывает зависимости, не приводит к различным заболеваниям, то глубоко ошибаются. Есть случаи передозировки с летальным исходом.
Потому я обращаюсь к молодежи: пока не поздно — одумайтесь. Прекращайте заниматься этой ерундой. Что касается героина, здесь уже без слов… Выздороветь после него невозможно – «убитая» печень, «высушенный» мозг.
А дезоморфин — это уже последняя стадия. Препарат может вызвать закупорку сосудов, люди буквально гниют.
В различных учебных заведениях мы показываем видеоролики о том, что происходит с людьми, употребляющими наркотики.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к читателям:
если вы знаете, кто употребляет наркотики среди родственников, друзей, знакомых, проведите с ними беседу. Пусть скажут, объяснят, обратятся к нам. Мы готовы помочь. Можно провести анонимное лечение, поможем уложить в наркологию. Успеете хоть кого-нибудь спасти.
Конечно, мы надеемся на общественность. Необходимо объяснить молодежи, выражаясь на ее же языке: наркотики — это западло.
— Насколько эффективно лечение, которое проводится в диспансере?
— Лечение приведет к положительным результатам, только если человек сам проявит желание избавиться от этой пагубной привычки и силу воли. Оно облегчает физическую зависимость, но с психической нужно бороться самому. В этом плане с нами активно сотрудничает Духовное управление мусульман Дагестана. Ведь традиционный ислам всегда приводит только к хорошему, а многие молодые ребята, приближаясь к религии, отдаляются от наркотиков. Кроме того, естественно, необходимо заниматься спортом, работать, вести активный образ жизни. Не нужно думать о наркотиках.
Я считаю, эта проблема носит социальный характер. Если сократить безработицу, ситуация улучшится. Молодые парни не знают, чем себя занять. Некоторые из них попадают под влияние так называемых «братанов», среди которых есть и бывшие «работники». Мы, в свою очередь, будем это жестко пресекать.
— Омархаям Абубакарович, вот вы говорите, Духовное управление с вами сотрудничает. А другие ведомства, например, Министерство спорта?
— Мы активно сотрудничаем с Минспорта и Комитетом молодежи. Пускать на самотек молодежь ни в коем случае нельзя. Ведь сейчас мы живем не в советское время, когда после вуза ты устраивался сразу на работу. Сегодня, получив высшее образование, молодому человеку самому приходится искать себе место под солнцем.
С наркосбытчиками мы ведем жесткую, беспощадную борьбу. С ними у нас разговор короткий. Потребителям иногда смягчаем наказание, тем более, с июня суды наделили полномочиями выносить решения о принудительном лечении.
— Спасибо за беседу.
Гянджеви Гаджибалаев,
Руслан Бакидов