Доброе сердце, способность к сочувствию, сопереживанию и помощи – важные характеристики человека. Именно они присущи Магомеду Абдулхабирову – Врачу и Благотворителю с большой буквы. С ним и коллегами по цеху в один из солнечных дней мы отправились в Буйнакский район, в Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Казанищенский».
Красивые виды и Буйнакский перевал — это далеко не всё, что впечатлило меня в поездке. Поразили люди, работающие в этом интернате — открытые всем и всегда, и молодой директор, серьезный не по годам. Надо сказать, что учреждение функционирует с 1962 года, его персонал старается улучшить и максимально приблизить к домашним условия содержания подопечных. В интернате содержатся 277 человек, среди них 48 лежачих, как молодые люди от 18 лет, так и люди далеко преклонного возраста. По приглашению директора, главврача и другого медперсонала обходим корпуса.
Первый корпус, где недавно прошел ремонт — для тяжелобольных и лежачих. Здесь — как молодые девочки, так и старики. Тяжело на это смотреть, еще тяжелее ухаживать, но персонал справляется. Другой корпус более оживленный, там много молодежи и людей среднего возраста. Почти в каждой комнате либо пишут стихи, либо вышивают, либо рисуют. Имеется швейная мастерская, где женщины шьют белье и пижамы для содержащихся пациентов. «Лечение трудом — трудотерапия, один из важных методов лечения», — говорят врачи интерната.
Еще в корпусе есть комната психологической разгрузки, со световыми прожекторами и расслабляющей музыкой. О ней директор и медперсонал говорят тоже с гордостью. Тренажерный зал, кабинеты физиотерапии и зубного врача, комнаты отдыха и досуга.
«Все это стало возможным благодаря республиканскому финансированию», — отметил директор дома-интерната Магомед Асельдеров. Магомед с 23 лет — вот уже 3 года — руководит интернатом, знает историю почти каждого больного и стремится создать максимально приближенные к домашним условия в учреждении: «Я хочу продолжать дело своего отца, который руководил этим интернатом долгое время и много сил в него вложил».
— Есть ли примеры реабилитации лежачего больного? – поинтересовалась я.
— Есть, но их не так много. Например, Наталья, которая при обходе корпуса зачитала вам стихи. Она долго пребывала в коме, потом начала ходить, а сейчас вовсю занимается творчеством и пишет стихи.
— Сколько времени может занимать такая реабилитация?
— 3 — 4 года. Был еще один пациент, долго не ходил, потом встал на ноги, стал вести здоровый образ жизни, обливаться водой, но, к сожалению, уже умер.
— Здесь остаются на всю жизнь или кого-то с течением времени забирают?
— Кто-то остается, кого-то забирают родные. Кого-то выдаем замуж.
— Даже такие случаи бывают?
— Да, есть пример семьи, у которых, я надеюсь, родятся здоровые дети.
Тем временем на площадке возле интерната организовали концерт, посвященный Дню Конституции республики. Зажигательные песни и лезгинка, от приглашения на которую даже мы не могли отказаться.
— Мы должны замечать работу этих учреждений, — подытожил наш визит Магомед Абдулхабиров. — Приезжая сюда, я становлюсь лучше, чище, вижу милосердие на деле. Никто не застрахован от недуга. Большое вам спасибо, — обратился он к персоналу, передав небольшую материальную помощь.
Мария Малова