Кто из нас хотя бы один раз в жизни не отправлялся в путешествие поездом? Наверное, таких людей очень мало. Мои сверстники, будучи молодыми, ездили в поездах не только в путешествия. Помните песню, которая начиналась словами: «Едем мы, друзья, в дальние края, будем новоселами и ты, и я…»? Ехали строить новые города, поднимать целину, на практику, на работу вахтовым методом… Да мало ли куда?
В дороге иногда находишься сутками, попутчики попадаются разные. Но, наверное, как в до-роге, нигде так быстро не сближаешься. Иногда своему соседу по купе расскажешь то, что в жизни бы никому не поведал. То ли однообразный ритм покачивающегося вагона, то ли маленькое пространство купе, то ли понимание того, что ты этого человека никогда больше не встретишь, так располагают к откровенности, что выворачиваешь душу наизнанку совершенно незнакомому.
Вот и я отправилась наконец-то в отпуск на нашем поезде Махачкала – Санкт-Петербург в Кисловодск. В этот раз я еду в плацкартном вагоне.
Рядом со мной разместилась молодая девушка. Мы разговорились. Оказывается, она была впервые в Дагестане. Ее пригласили в гости.
– Ну и как вам наш Дагестан? – полюбопытствовала я.
– Я в восторге, – искренне ответила Наташа (так звали молодую пассажирку). – Мама и все мои друзья отговаривали меня от поездки. Боялись. Ведь по телевидению освещают только взрывы, похищения, убийства, которые, к сожалению, иногда бывают здесь. А где их в наше время не бывает?
– Что же вам понравилось больше всего? Море, горы?
– Это тоже. Дагестан – край удивительных контрастов: тут и море, и горы с шапками снега, и песчаный бархан. Красота неописуемая. Меня больше всего привлекло то, что здесь живут очень доброжелательные люди, гостеприимные, с большими щедрыми сердцами, велико-лепные мастера, художники, поэты. По-моему, этот край населяют только талантливые люди. Нет равных кубачинским, гоцатлинским мастерам, балхарским. А какие сочные стихи пишут ваши поэты, зачитаешься! Мне было приятно услышать такой комплимент в адрес моих земляков. Тем более что я и сама в этом убеждена.
Однако вернемся к вагону. Обычно в поезде все раздражает. Это от однообразия. Комфорт в поездке во многом зависит от проводника. Он здесь и гостеприимный хозяин, и добросовестная уборщица, и продавец сувениров. Радушными хозяевами нашего вагона в этой поездке стали Саният Цахаева и Салман Кадиев. Вагон переполнен до такой степени, что яблоку негде упасть. Едут и мамаши с детьми разных возрастов. «Ну, – думаю, – попала! Теперь грязи не оберешься и умыться-то в туалет страшно будет войти!» Но, к моей радости, я ошиблась. Сонечка, так называли между собой пассажиры проводницу, тщательно убирала и наводила порядок во всем вагоне. Несколько раз в день – вначале уборка всего вагона, а уж в туалете даже и не сосчитать, сколько раз эта женщина убирала. Чисто, уютно, свежо. В вагоне больше детей, чем взрослых. Это накладывало особую ответственность и на проводников. Дети и были основными, привилегированными пассажи-рами. Играли, бегали, но никому не мешали, никого не раздражали.
Бригадиром этого поезда является Олег Сибилев. Я заинтересовалась им потому, что каждые два часа этот человек появлялся в нашем вагоне и расспрашивал пассажиров, как им едется, нет ли у них жалоб. И так в течение всего пути. Когда узнала, кто он, решила пообщаться с ним. И первый вопрос, который я ему задала, прозвучал так:
– Олег Леонидович, почему наш поезд тормозит у каждого столба? Почему такие длинные остановки: Прохладная – 45 минут, Невинномысск – 1,5 часа, Клан – 77 минут. На этой станции пассажирам даже выходить не разрешено. В Минводах остановка на 99 минут. Непонятно, кому нужны такие затяжные остановки. 28 часов идет этот поезд из Ростова-на-Дону до Махачкалы, когда поезд Баку – Ростов в дороге находится всего 22 часа. Почему такой разрыв?
Но, к моему сожалению, Олег Леонидович сообщил, что ему неведомо объяснение такого графика, а график составляется в Ростове.
На мой вопрос, чего бы хотелось проводникам и всему обслуживающему персоналу для улучшения работы, все в один голос ответили:
– Хотелось бы, чтобы и у нас, как в Грозном, в Осетии, были вагоны поновей.
И действительно, как ни стараются проводники навести порядок в вагонах, старость и ветхость их ничем не прикрыть. Пора бы уже и нам ездить в комфортабельных вагонах. Кстати, обратно мне пришлось купить билет за 2326 рублей. Это из Минвод до Махачкалы! Почему такой дорогой? Мне ответили, что за комфорт нужно платить. Вагон называется «эконом-класс с повышенной комфортностью». Повышенная комфортность заключалась в выдаче разовых тапочек, разовой зубной щетки и т. д. и… питания. Причем им тоже снабжает Ростов. Вот поэтому и булочки были черствыми, так как едут несколько суток, да и замороженная пища при тепловой обработке тоже не фонтан. Непонятно, зачем принуждать людей есть то, что они не хотят? Можно поесть в ресторане свежеприготовленное блюдо, а не давиться тем, что тебе подсовывают. Да и ехать из Минвод ночь. Питание не нужно, так как вечером садишься в поезд поужинав, а утром завтракаешь уже дома. Считаю, что это не-выгодно. И что удивительно, прошла по вагонам – много пустых мест, а в кассе предлагались билеты только в этот, повышенной комфортности, вагон.
Однако вернусь к проводникам. Несмотря на их титанический труд, усталость в дороге, они делали все от них зависящее, чтобы пассажиры чувствовали себя хорошо.
В дороге хочешь не хочешь, но часто поглядываешь в окно. Все время нас сопровождала зелень деревьев, высаженных на обочине. Интересно было наблюдать, что даже перед самой неказистой избушкой, домиком были разбиты палисадники и в них огненными цветами полыхали пионы, нежно-белые ромашки провожали поезда задумчивым взглядом, источали аромат горделивые лилии… И так было по всему пути до Дагестана. А у нас дома как отрезало. Только кучи мусора по обочинам дороги. Но это уже другая тема.
Эмма Тыщенко