— Каковы основные направления вашей деятельности?
— Деятельность Центра социальной помощи семье и детям направлена на поддержку разных слоев населения, независимо от статуса, места жительства и прочего. Мы проводим социальную реабилитацию оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи — в условиях дневного стационара, а также осуществляем нестационарное обслуживание.
— Сколько в центре отделений?
— У нас имеются отделения: социально-дошкольное с дневным стационаром, дневное для несовершеннолетних слабовидящих или тотально слепых детей, социально-экономической помощи, психолого-педагогической помощи, первичного приема, методическое, отделение работы с несовершеннолетними, женское отделение с приютом «Надежда».
— Какие документы надо оформить, чтобы получить вашу помощь?
— Ничего оформлять не нужно. Вы обращаетесь в первичный отдел, там на вас заводят карту, после чего можете обратиться в любое отделение центра. И все это бесплатно.
— Какие психолого-педагогические проблемы вы можете выделить как самые распространенные?
— Чаще всего, если приходят на очное консультирование, это проблемы взаимоотношений. Отцы и дети, свекрови и невестки, разводящиеся супруги. У нас также действует телефон экстренной психологической помощи — 62-83-68, и мы подключены к детскому единому телефону доверия по России — 8 800 200 01 22. Так вот, это и вопросы, связанные с профессиональной, учебной деятельностью, насилием, фобиями и так далее. Кстати, мужчины очно обращаются редко, в основном звонят.
— У нас считается, что человек не должен показывать своих чувств, особенно когда дело касается личных, семейных отношений…
— Если уж человек пришел к психологу, то он уже знает и готов к тому, что нужно будет обо всем рассказывать и говорить. А вообще, если сравнивать с тем, что было лет 10 назад, к примеру, то, конечно, люди стали более открытыми.
— Часто ли в итоге прислушиваются к совету психолога?
— Психологи не дают советов, они просто не имеют права этого делать. Есть понятие «педагогический совет», а психологических советов не бывает. Наша задача заключается в том, чтобы помочь пациенту поменять ракурс видения проблемы, понять ее истинные причины, отследить эмоции, чувства, мысли и линии поведения в конфликтной ситуации, что создает возможность принять единственно правильное для него решение, которое позволит ему жить в гармонии с собой и окружающим миром. Допустим, у вас семейная проблема, вы мне о ней рассказали. Но я ведь вижу одну сторону медали. Я не знаю, что думает ваш муж об этом и что на самом деле произошло, потому что женщина преувеличивает всегда. Хотя я и сама женщина, но считаю, что в семейных неурядицах чаще всего виновата женская половина. Потому что, когда мы выходим замуж, к сожалению, начинаем считать, что нам все можно и многое дозволено.
— И какова возрастная категория недовольных семейными отношениями?
— 83% разводящихся — молодые пары. Поженились, глаза застил «синдром белого платья»: поначалу все красиво, романтично и замечательно. А через месяц-два — развод. Когда человек женится или выходит замуж, он строит определенные планы касательно своей будущей жизни. И когда эти планы не реализуются, не хватает терпения, чтобы прийти ко всему желаемому постепенно, шаг за шагом, нужно всё и сразу.
Кроме того, нашу молодежь, увы, не готовят к семейной жизни. Все, чему учат — приготовить, убрать, постирать. Но ни слова о том, что под одной крышей будут проживать два начала, что придется налаживать именно партнерские взаимоотношения, где иногда приходится уступать, иногда, наоборот, настаивать на своем. То есть, по сути, нужно быть очень хорошим дипломатом. Этому наших девочек не учат.
Очень часто молодые невестки не хотят принимать свекровь, считаться с тем, что она родила человека, который стал их мужем. Раньше в таких ситуациях ни о каких разводах не могло быть и речи, говорили: нельзя, вышла замуж — дороги назад нет, терпи, у всех бывают свои проблемы, все разрешится, все пройдет. И женщины терпели, и в принципе, когда время проходило, они понимали: хорошо, что не стали действовать в пылу эмоций, в итоге все встало на свои места. А сейчас молодые даже мелкие замечания не хотят пропускать мимо ушей. Напротив, даже многие матери учат «не молчать, ответить, дать отпор». Но к чему в большинстве случаев это приводит? Первые полгода, когда девушка возвращается в родительский дом, все идеально. Мамочка носится с ней, жалеет. Через полгода она начинает мешать в доме, а потом вообще становится обузой. А если есть брат, у которого семья, жена, дети, — то уже всё, она просто станет домработницей. У нее нет личной жизни, зачастую нет и профессиональной. Разве это лучший выход? Вот об этом надо думать.
Конечно, если женщина, как на Западе, после развода будет самостоятельным человеком, со своим жильем и достатком — это другое дело. Но у нас же не так, у нас возвращаются к матери и отцу. Однако дважды в одну реку войти невозможно. Если уж сделали такой важный шаг в жизни — вышли замуж, нужно стараться найти способ ужиться. Если муж не наркоман, не алкоголик — все остальное можно решить мирным путем и найти общий язык.
Асият Ибрагимова