Одним из тех, кто участвовал в битве за Кавказ и защищал горные перевалы, был наш земляк – уроженец селения Бацада Гунибского района Магомед Масхудович Гаджиев. Ветеран ушел из жизни несколько лет назад, но сейчас, в преддверии 70-летия победы, хотелось бы вспомнить его рассказ о защите перевалов.
Магомед Гаджиев родился в 1923 году, окончил сельскую школу. Еще будучи школьником, увлекся альпинизмом, побывал на всех окрестных вершинах. А весной 1941 года в составе группы школьников из 40 человек из Гуниба и Чароды покорил четырехкилометровую вершину на границе с Грузией. Когда началась Великая Отечественная война, хотел пойти добровольцем, но возраст не позволял. Взяли на следующий год, когда немцы были у подножья Кавказских гор и пытались выйти к Черному морю. Из-за того, что Магомед имел спортивный разряд, его направили в учебный батальон в Сухуми. А оттуда он и попал как инструктор по альпинизму в часть, которая защищала Клухорский перевал.
Конечно, даже родившемуся в горах и обладающему опытом восхождений молодому солдату вначале было трудно. Это же не простые прогулки, надо было тащить на себе оружие, да и ходить не там, где удобно, а там, где враг не видит, чтобы незаметно подобраться к нему и уничтожить. Так что первое время пришлось не только учить солдат азам альпинизма, но и самому учиться. Через некоторое время Гаджиев стал лучшим в батальоне, и солдаты, видя, как он лазает по скалам, в шутку назвали его Горным туром.
В ходе боев Магомед Масхудович умудрялся даже вести дневник, вернее, делал короткие записи о боевых эпизодах. Вот, к примеру, одна из них.
«Быстро собрали нас, порядка 25 человек, сказали, что дело серьезное. Где-то недалеко наша часть попала в окружение, и надо помочь. Комиссар батальона, поставив задачу, сказал, что идет с нами. Шли чуть ли не бегом. Я, Колесников, Штанчаев впереди, за нами – пулеметчик Павлик. У каждого в группе сухой паек, по две гранаты и запасному диску к автомату. По пути пришлось преодолевать валы, ледники с глубокими трещинами (хочется отметить, что все это происходит зимой и на высоте свыше трех тысяч метров). Наконец, добрались до нужного места, это склон между двух скал. Пока двигались, задача несколько изменилась. Оказалось, что немцы потеснили наших и сейчас угрожают штабу дивизии. И задача группы – занять высоты и наблюдать за противником, а при его появлении сообщить в штаб.
Когда поднялись чуть выше, прямо нос к носу столкнулись со взводом автоматчиков – альпийских стрелков, да тут еще и туман начал сверху сползать. Но хорошо, что мы их первые заметили и успели занять выгодные позиции. Комиссар приказал ждать, чтобы подошли поближе. Но немцы тоже опытные оказались, что-то почувствовали и решили нас гранатами забросать. Но мы их опередили и отбросили назад. Несколько раз они пытались прорваться, но уж очень у нас хорошая позиция была, да и то, что мы выше их находились, тоже помогло.
У нас команда была держаться до подхода подкрепления, а оно все не подходило. Появились и у нас раненые и убитые. Да к тому же немного потеплело, снег начал таять, грязь кругом. Тяжело были ранены комиссар и сержант. Я принял на себя командование группой, в которой через несколько часов осталось 5–6 человек, которые могли сражаться. Пока было затишье, удалось отправить в тыл тяжелораненых.
И вот опять атака немцев, теперь их всего порядка 15 человек, видно, тоже потери есть. Теперь идут осторожно. Но мы их опять отбросили. Через некоторое время остался вдвоем с одним легкораненым. Немцы тоже, видно, поняли, что нас осталось немного, и опять пошли в атаку, полчаса бой шел. Вроде бы отбились. А тут и помощь к нам подошла. Сам командир батальона с группой бойцов. Оказалось, что и к немцам подошло подкрепление, и они опять пошли в атаку. Вот тут меня тоже задело. Наши солдаты меня на руках отнесли в медсанбат».
После ранения Магомед опять вернулся в свой батальон и продолжал воевать в горах. У нашего героя записан еще не один боевой эпизод, но этот, как он сам считал, самый обычный, рядовой. Когда немцев выкинули с Кавказа, Магомед Гаджиев со своим батальоном двинулся на запад освобождать родную землю от врагов. И закончилась его воинская карьера во время Новороссийской операции: когда он в составе десанта освобождал город, Магомед был тяжело ранен. После оказания первой помощи его отправили в Баку, где в военном госпитале сделали несколько сложных операций. И только в 1947 году старшина Магомед Гаджиев – инвалид первой группы вернулся домой. В этом году ветерану Великой Отечественной войны исполнился бы 91 год.
Материал подготовлен Натальей Табунщиковой по данным, предоставленным Музеем боевой славы
Даты недели 18–24 августа
18 августа
1942 г. – Завершилось строительство железной дороги протяженностью 348,6 км Кизляр – Астрахань, и первые эшелоны с войсками и воинскими грузами пошли по ней на помощь Сталинграду.
19 августа
1943 г. – В Дагестане в это время находилось около двух тысяч человек, эвакуированных из Молдавской ССР.
1944 г. – Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Герой Советского Союза командиру авиационной эскадрильи капитану Юсупу Акаеву. К июлю 1944 года он совершил сто четыре боевых вылета, уничтожил восемнадцать различных кораблей, три паровоза, одиннадцать танков и много другой боевой техники противника.
1945 г. – В столице республики стартовала Спартакиада народов Северного Кавказа.
20 августа
1941 г. – Государственные комитеты обороны СССР и ДАССР приняли постановление о введении на территории страны и республики обязательной платной трудовой гужевой повинности населения для обеспечения бесперебойной перевозки и доставки почты и печати.
1942 г. – Создана фронтовая бригада работников искусства Дагестана по обслуживанию частей действующей армии. Завершилось пребывание в Махачкале Московского театра им. Ермоловой и за это время его коллективом было показано 229 спектаклей, проведено 186 шефских мероприятий в воинских частях.
21 августа
1942 г. – В ходе боев за Кавказ, когда немцы рвались к грозненской и бакинской нефти, гитлеровские альпинисты установили на Эльбрусе флаги с нацистской символикой. Через полгода, 13 февраля 1943 года, их сбросили советские воины-альпинисты и водрузили на вершине Кавказа красное знамя будущей Победы.
Утром 20 августа немецкие горные стрелки пытались подняться к Эльбрусу, но из-за шквального ветра им пришлось вернуться. 21 августа в 3 часа утра на покорение Эльбруса выступила первая группа альпинистов: гауптман Грот, до войны уже поднимавшийся на Эльбрус под видом горного инженера, и 16 егерей. Через некоторое время за ними последовал гауптман Геммерлер с пятью горными стрелками.
Советские войска в основной массе не имели специальной подготовки и были представлены пехотой и кавалерией, а немецкие горные стрелки от генерала до рядового были альпинистами-профессионалами. Неудивительно, что первое время советские войска несли более тяжелые потери. Однако вскоре ситуация переменилась: к Эльбрусу подтянулись 12 горнострелковых отрядов, сформированных из спортсменов-альпинистов.
Командующий Закавказским фронтом Иван Тюленев подписал приказ сбросить с Эльбруса гитлеровскую символику и установить нашу. Несколькими группами из разных частей подтягивались инструкторы альпинизма в Баксанское ущелье. В зверскую стужу, при бутылочно-зеленом оледенении Эльбруса, совершили наши бойцы свой подвиг. 13 февраля вслед за чудо-высотником Николаем Гусаком на Западную вершину поднялись Александр Сидоренко, Евгений Белецкий, Габриэль и Бекну Хергиани, Евгений Смирнов. В пурге они едва обнаружили изодранные ветром остатки тевтонской символики. Укрепили свои флаги и отсалютовали из автоматов ППШ.
1944 г. – За три года войны врачами эвакогоспиталей Дагестана было проведено 257 внутригоспитальных научных конференций, 65 межгоспитальных, 6 республиканских и 4 научнооборонных съезда врачей. Отделом эвакогоспиталей Наркомздрава ДАССР был выдвинут лозунг: «Ни одного врача госпиталя без научной работы». И этот лозунг, хотя это может показаться странным, врачами эвакогоспиталей Дагестана был успешно претворен в жизнь.
22 августа
1941 г. – Открываются госпитали в Махачкале в школах №13 и №14 и в здании гостиницы «Дагестан» (№3187). Этот госпиталь стал главным во всей сети эвакогоспиталей Дагестана, в нем было развернуто до 1200 коек. За время войны здесь получили лечебную помощь свыше 33 тыс. раненых и больных солдат и офицеров.
1942 г. – Председатель Совнаркома ДАССР Абдурахман Даниялов назначен членом Военного Совета 44-й армии.
23 августа
1941 г. – В соответствии с решением ЦК ВКП(б) о периодичности и формате республиканских, областных, краевых и районных газет ежедневные республиканские, областные, краевые и районные газеты могут выходить три раза в неделю на двух полосах или на четырех полосах. Газета «Комсомолец Дагестана» временно сливается с областной газетой «Дагестанская правда», причем в последней должен быть создан отдел «Комсомольская жизнь». Областные газеты «Ленин-Елу» и «Большевик гор» должны выходить 12 раз в месяц на двух полосах. Все районные газеты должны выходить два раза в неделю на двух полосах.
1942 г. – Принято постановление Совнаркома ДАССР о сооружении Дербентского оборонительного рубежа.
1943 г. – В этот день в нашей стране отмечается День воинской славы России – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве. Эта битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству борьбы эта битва не имеет себе равных. В ходе нее было разгромлено 30 отборных дивизий, в том числе семь танковых. Вермахт потерял свыше 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, более 3,7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Потери советских войск превзошли немецкие: они составили 863 тыс. человек, в том числе 254 тыс. – безвозвратные. За мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов – участников битвы на Огненной дуге были награждены орденами и медалями.
В рядах многих воинских частей и соединений сражались и дагестанцы. Среди них можно назвать будущих Героев Советского Союза: Исая Иллазарова, Михаила Крымова, Халмурзу Кумукова, Ивана Пискуна, Николая Подорожного, Николая Прянишникова, Якуба Сулейманова, Андрея Сумина, Мухудина Умурдинова, Анатолия Хуторянского, а также Героя России Магомеда Гамзатова и полного кавалера ордена Славы Хизри Магомедова. Много наших земляков погибло в том сражении, и на сегодняшний день, как сообщили в республиканском Совете ветеранов, в республике проживает всего 28 участников Курского сражения. В Махачкале – 15 человек, в Буйнакском и Хасавюртовском районах по два человека и еще в девяти районах – по одному человеку.
24 августа
1943 г. – Указом Президиума Верховного Совета СССР Амет-Хан Султан удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 1942 и до начала 1944 года он лично и в группе сбил 23 самолета противника.