Приближается исламский праздник Ид аль-Адха (Курбан-Байрам). В этот день имеющие возможность мусульмане режут жертвенных животных и раздают их мясо родственникам, друзьям и нуждающимся.
С праздником связана замечательная практика, когда человеку (а далеко не каждый может регулярно позволить себе мясные блюда) «вдруг» приносят увесистый кусок, например, баранины. И сколько пользы извлекается из такой ситуации. Он возносит хвалу Всевышнему и благоговейно поминает Творца, по воле Которого всё и произошло. Он тепло благодарит за дар своего, к примеру, соседа и обращается за него с благодарной мольбой. Его лицо озаряется радостной улыбкой.
В целом тем самым совершается акт милосердия, поддерживаются братские, а в таком варианте и добрососедские отношения между людьми. И всё это является религиозным поклонением, ведь Всезнающий Аллах любит совершающих добрые дела.
А еще этот человек может задуматься, что это за праздник, в день которого ему и был вручен вкусный подарок.
В Коране прямо сказано, что ни мясо, ни кровь жертвенных животных до Бога не доходят. Всевышний Аллах не нуждается в них, да и ни в чем другом. И речи нет о том, чтобы мусульманин намеревался «накормить» Творца. Одно из имён Бога – Ас-Самад – Ни в чем не нуждающийся.
Смысл ритуала, да и всего праздника, заключается в других ценностях. В каких?
Испытание
Эта история хорошо известна. Пророк Ибрахим (в русскоязычной среде более известный как Авраам), мир ему, проходит через серьезное испытание – проявляя силу своей веры, он выражает готовность пожертвовать своим единственным сыном, самолично убив его. Таким было повеление от Всевышнего.
Более того, сын Исмаиль, мир ему, поддерживает эту готовность отца: «О отец, делай то, что повелел тебе Господь. По воле Аллаха ты обнаружишь, что я из тех, кто покорился Всевышнему… Поверни мое лицо вниз, чтобы ты, глядя на него, не пожалел вдруг меня… Будь осторожен, чтобы моя мама не увидела потом следы моей крови на твоей одежде, чтобы не усилилась ее печаль. Хорошо заточи свой нож и проведи им по горлу быстро, чтобы мне было легче… И не рассказывай маме, как ты завязал мне руки и резал меня… А потом не разрешай детям моего возраста подходить к ней, чтобы не возобновлялась и не усиливалась ее печаль. И сам не смотри на моих ровесников, чтобы меньше страдать…»
(Из книги Идриса-хаджи Исрапилова «Обряды хаджа»)
Исмаиль, мир ему, как и отец, покоряется воле Всевышнего абсолютно добровольно и осмысленно (он даже просит развязать его, проявляя добровольность своего подчинения Господу). Пророк Ибрахим, мир ему, был готов принести эту жертву. Это свойство верного раба Аллаха: для Ибрахима, мир ему, Бог, любовь к Богу, покорность Богу стоят выше, чем собственный сын, чем очевидные родительские чувства любви и нежности…
Однако, когда пророк Ибрахим, мир ему, приступил к исполнению, нож не нанес повреждений его сыну. Дело в том, что в сотворенном мире вещи не имеют «собственной силы». Все события происходят (или не происходят) только по воле Господа. Чаще они соответствуют тому, что людьми воспринимается как «обычный порядок вещей». Но Всевышний вовсе не подчинен этому «порядку», он не является «законом», напротив, события происходят только по воле Создателя. Чаще – в привычном «формате», и людям так легко ориентироваться в окружающем мире: нож (якобы) «сам» режет, огонь «сам» сжигает, вещи «сами» падают сверху вниз и т. д. Нет, вовсе не сами, а только по воле Господа. Когда же события противоречат привычному порядку вещей – люди говорят о чудесах. В целом же и «обычный ход событий», и резкие отличия от него – всё это во власти и под контролем Господа миров. Аллах творит, что пожелает.
Итак, пророк Ибрахим, мир ему, был готов и на деле проявил свое намерение пожертвовать сыном. Этот знаменитый эпизод стал символом: на пути верности и подчинения своему Творцу раб Аллаха в принципе готов на любые жертвы и лишения. Это смысл жизни верующего – жить в покорности Всевышнему, в богобоязненности и любви к Нему.
Тут ещё обращает на себя внимание высоко заданная планка. Пророк Ибрахим, мир ему, на пути покорности Богу собирался собственными руками лишить жизни любимого сына. Да, это оказалось всего лишь испытание, но тут важна сама искренняя готовность Ибрахима, мир ему, подчиниться Господу. От нас нынче Всевышний не требует убивать собственных детей и чего-то ещё в этом роде. Но мы зачастую не соблюдаем гораздо более простых повелений свыше. Или делаем это крайне неохотно, неусердно, не в полном объёме и «некачественно».
В случае с Ибрахимом, мир ему, человек после успешного испытания был заменен бараном. А Курбан-Байрам является важнейшим исламским праздником.
Вера и дела верующего
Истинная вера подкрепляется делами. Можно плотно насытить свою речь религиозными понятиями, но не сильно приблизиться к праведности. Исполняя же (с правильным намерением) те или иные религиозные обязанности, мусульманин на деле проявляет покорность Всевышнему.
В Коране прямо сказано о жертвенных животных:
«Когда ж они падут на их бока,
Ешьте их сами и кормите тех,
Кто к вам в смирении своем
не смеет обратиться,
И тех, кто сам стыдливо просит вас».
А также:
«Ведь ни их кровь, ни мясо их
К Аллаху не восходят –
Лишь ваше благочестье
возносится к Нему.
Он подчинил их вам лишь для того,
Чтоб величали вы Аллаха
За то, что путь прямой вам указал.
А ты, (о Мухаммад!),
Обрадуй Вестию благою всех
добротворящих»
(сура 22, смысл аятов 36, 37).
Не ради похвалы и славы
А в тафсире (толковании) авторитетного исламского центра «Аль-Азхар» так излагается смысл аята 37:
«Знайте же, поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных и текла из них кровь. Важно не само это деяние, — важна ваша богобоязненность и искренние намерения.
Так Аллах подчинил вам жертвенных животных, чтобы вы возвеличивали Аллаха Всевышнего за то, что Он наставил вас на прямой путь и вы совершили обряды хаджа. Передай, о пророк, добрую весть праведникам, совершившим добродеяние с искренним намерением, о великой награде».
В тафсире Абду-Ррахмана ибн Насира ас-Саади, в частности, сказано:
Смысл обряда жертвоприношения не состоит в самом заклании животного, потому что ни мясо, ни кровь заколотых животных не доходят до Аллаха. Он не нуждается в этом и достоин всякой похвалы. Однако искренность, надежда на вознаграждение и чистое намерение доходят до Аллаха.
Поведав об этом, Аллах призвал мусульман совершать жертвоприношение искренне ради Аллаха. Нельзя приносить в жертву животных ради славы, похвалы, показухи или для продолжения традиций отцов и дедов, и то же самое относится ко всем обрядам поклонения. Поклонение, которое лишено искренности и богобоязненности, подобно кожице, лишенной мякоти, или бездыханному телу.
Аллах одарил людей властью над жертвенными животными также для того, чтобы они возвеличивали и почитали своего Господа. Так они могут выразить Ему свою благодарность за то, что Он наставил их на прямой путь. Воистину, Он заслуживает самой совершенной похвалы и самого прекрасного величания. И пусть возрадуется каждый, кто поклоняется Аллаху так, словно он видит Его. А кто еще не достиг этой высокой степени веры, пусть поклоняется Ему, будучи убежденным в том, что Он видит его и наблюдает за ним.
И пусть возрадуется каждый, кто наряду с этим делает добро рабам, кто помогает им материально, обучает их полезному знанию, заступается за них, искренне дает им полезные советы, повелевает им совершать одобряемые поступки, удерживает их от всего порицаемого или хотя бы говорит им добрые слова.
Такие праведники заслуживают благой вести о преуспеянии при жизни на земле и после смерти. Аллах непременно одарит их добром за то, что они искренне поклонялись Ему и делали добро Его рабам. Всевышний сказал: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» (Коран, 55:60, перевод смысла).
Хамзат Хамзатов