Наверное, это можно сравнить с мандражом перед первым боем на ринге или сольным выступлением на сцене. Первое сентября. Первая встреча лицом к лицу со стихией. С маленькими тайфунами, цунами, ураганами и тихими омутами. Со школьниками. Своими первыми учениками.
Все это уже завтра предстоит 22-летней Зумруд Гасановой. В махачкалинской школе №40 ей быть учителем английского языка.
– Очень волнуюсь. В голове сотни мыслей: что за коллектив, в котором мне предстоит работать? Буду ли ладить с коллегами? А с директором? Но больше всего переживаю за то, как примут дети. Работать буду и с начальной школой, и со старшеклассниками. Нас, конечно, учили, что педагог в первую очередь должен быть психологом. Что все ученики разные и у них свой формирующийся характер. Что нужно найти индивидуальный подход к каждому. Что с детьми надо быть настоящим и искренним, ведь они очень чувствительны. Вспомню все, чему нас учили на различных образовательных форумах. Разузнаю больше об их интересах, придумаю разного рода развлекательные задания и буду держать «обратную связь», чтобы они не боялись задавать вопросы. Постараюсь быть примером мудрости и ответственности для них. И тогда мы поладим.
Советы бывалого
«Молодежка» желает удачи Зумруд и тысячам ее коллег-«первоходов». А чтобы облегчить им жизнь «от звонка до звонка», мы попросили поделиться своим опытом эксперта по выживанию в школе, победителя республиканского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2017», преподавателя русского языка и литературы махачкалинской гимназии №38 Марину Гаджиеву.
Итак, правила «Бойцовского клуба»:
- Не повышать голоса.
- Быть молодым. Это значит — работать увлеченно, разделять интересы ребенка, говорить с учеником так, словно его проблемы для вас не менее важны, чем собственные, помнить себя в его возрасте как можно дольше. Дети очень чутки в восприятии окружающих. Ваша неискренность и лукавство сразу раскроются, если вы не любите жизнь, не говорите ученику, что она прекрасна.
- Быть профессионалом. Но при этом оставаться квалифицированным специалистом. Научитесь сами получать удовольствие от интеллектуального поиска, от работы, от ежедневных открытий. Лишь поверив вам, ученики заинтересуются предметом, начнут задавать вопросы в поисках ответов. И не нужно будет заставлять их слушать, они не отпустят своего учителя и после урока.
- Интриговать. Не в смысле «интриги разводить», а в смысле – поддерживать интерес. Увлекать детей умственным напряжением и созданием проблемных ситуаций. Нужно, чтобы материал был им интересен.
- Быть доступным, но не фамильярным. Педагог не должен говорить на одном языке с учеником (на сленге, например), дистанция должна выражаться в речи.
- Не повышать голоса!
- Держать слово. Если пообещали устроить в классе чаепитие, вечеринку или всем классом отправиться в поход, несмотря ни на что сдержите свое обещание. Так вы заработаете авторитет среди учеников. Но если обещали «кары небесные»…
- Мотивировать. Старайтесь уделять индивидуальное внимание каждому, хвалите за выразительное чтение стихотворения, красивый почерк, четкий ответ… Так вы будете стимулировать ребят на новые «подвиги».
- Сохранять равноудаленность. Помните, что все для вас должны быть равны. Не делите класс на «любимчиков» и остальных.
- Учиться у детей. Бывает, что ученики советуют мне прочитать какую-нибудь литературную новинку. Я прислушиваюсь, читаю, высказываю мнение. Если не вижу в этом произведении высокой художественной ценности, говорю об этом, не лукавлю. Однажды ученик принес мне комиксы. Я и их прочитала, открыла для себя увлекательную технологию создания комикса. Моей радости не было предела. А представьте, что испытывают дети, когда понимают, что преподавание – это не односторонне-авторитарный процесс, а взаимный обмен.
- Никогда, нигде, ни в коем случае не повышать голоса!
— Невозможно успешно обучать и воспитывать, если вы не яркая, творческая, цельная личность, если в вас не горит неуемный интерес к жизни, жадное любопытство, которое ежедневно хочется утолить, а полученными ответами – непременно поделиться, — говорит Марина. — Как молодому педагогу несколько лет назад мне показалось важным найти оптимальные и универсальные методы, технологии обучения. Я задумалась над очень важным вопросом, который в суете школьных будней остается без внимания: как мне – учителю – сохранить актуальность в сегодняшнем мире?
Информационную, методическую, личностную, профессиональную. Как сделать так, чтобы вопросы, решаемые на уроке, оказались востребованы в жизни ребенка? Как мне выдержать конкуренцию с медийной средой? Решение возможно лишь одно: педагог должен активизировать и сохранить на уровне естественной потребности личностное развитие и профессиональный рост как органическое единство. А это осуществимо тогда, когда педагог после окончания университета (в идеале — сразу) выстраивает перед собой ряд противоречий, главное из которых заключается в несоответствии эталона личности профессионала и образа своего внутреннего, уже существующего «Я». Разрешению подобного противоречия должна быть подчинена вся педагогическая деятельность учителя. Чем выше эталон, тем более высокими окажутся результаты работы.
Если учитель поймет, что он знает больше, чем ученик, но не абсолютно всё, и за это ему будет ежедневно стыдно, то потребность в личностном и профессиональном росте станет естественной. Только разносторонне развитая творческая личность с богатым внутренним миром и прочными профессиональными знаниями способна, обогащаясь сама, обогатить другого. Недостаточно любить только детей и свое дело, необходимо любить жизнь во всех ее проявлениях.
Регина Курбанова
Читайте также:
И снова 1 сентября. Сколько стоит собрать ребенка в школу
В 7 школах Дагестана будет ликвидирован трехсменный режим обучения
Дагестанская учительница участвует в финале конкурса «Учитель года России – 2018»
Учитель ответит в суде за избиение школьника
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta